• Вс. Окт 6th, 2024

Искусство в руках мастера

Окт 3, 2024
Photo Valeriy BUGAYEV

В Павлодарской области широко отмечается 100-летие выдающегося художника, кандидата искусствоведения Нагимбека Нурмухаммедова и 60-летие областного художественного музея, носящего его имя.  В честь этого в нашем регионе организовали цикл значимых культурных мероприятий «АРТ-TӨP-2024». На родине знаменитого мастера встретились деятели искусств из разных стран, которые говорили о наследии, оставленном Нагимбеком Нурмухаммедовым. Почётные гости из Казахстана, России, Азербайджана и Кыргызстана приняли участие в конференции, мастер-классах, выставках, международном пленэре, а результатом стала презентация произведений, созданных художниками за пять дней.

Начался цикл мероприятий с масштабной конференции, прошедшей на базе Павлодарской областной научной универсальной библиотеки имени

С. Торайгырова, в рамках которой презентована сувенирная продукция, художественный каталог трудов Нагимбека Нурмухаммедова, а участники выступили с докладами.

– Нагимбек Нурмухаммедов был не только художником и искусствоведом, но и активным общественным деятелем, – подчеркнула во время конференции заместитель акима Павлодарской области Айгуль Маликова. – Он участвовал в решении актуальных вопросов того времени. Сегодня можно с гордостью говорить: вклад нашего земляка в развитие изобразительного искусства многогранен и бесценен!

Юбилейные мероприятия в Павлодаре посетили дочь Н. Нурмухаммедова – консультант по вопросам культуры Мара Нагибековна, приехавшая из Алматы, российский живописец и член Союза художников ЮНЕСКО Андрей Блиок, народные художники Кыргызстана и Азербайджана Юристанбек Шыгаев и Джалал Агаев.

Photo Valeriy BUGAYEV

В художественном музее подчеркнули: «АРТ-ТӨП-2024» объединяет профессиональных художников, искусствоведов, студентов и творческую молодёжь, представляя собой уникальную платформу для культурного обмена и поддержки классических и современных художественных процессов.

Во время конференции о заслугах в искусстве Нагимбека Нурмухаммедова высказался российский художник Андрей Блиок, о живописи которого говорят, что оно «служит наглядным пособием по композиции и цвету».

– Начав свой творческий путь в мире взрослых художников ещё юным человеком, Нагимбек Нурмухаммедов стал ярким примером классической советской академической живописи, – отметил Андрей Блиок.

Photo Valeriy BUGAYEV

После конференции состоялся мастер-класс заслуженного деятеля Казахстана, живописца и председателя Союза художников РК Умирбека Жубаниязова. Участники этого мероприятия познакомились с уникальной авторской техникой художника, сочетающей живопись и графику.

Ещё один тренинг провёл искусствовед и директор одной из старейших в Казахстане галереи «Улар» (Алматы) Юрий Маркович. Он рассказал о новшествах в изобразительном искусстве, таких как 3D-печать, VR-технологии, использовании дронов, их влиянии на современные художественные процессы. Присутствующие могли узнать о трансформации выставочных пространств и новых подходах к искусству.

– Это международное общение, потому что к нам приехали художники из разных стран. Каждый из них рассказал о своём понимании вклада Нагимбека Нурмухаммедова в развитие изобразительного искусства. Мастер-классы прошли по менедж­менту в галерейной работе. Мы пригласили студентов художественных специальностей, то есть тех, кому это интересно. Молодые люди узнали, как можно в наше время развиваться и представлять себя в социальных сетях, – говорит искусствовед, заместитель руководителя областного художественного музея Ольга Пашко.

Позже в художественном музее состоялся вернисаж юбилейной выставки, посвящённой 100-летию Нагимбека Нурмухаммедова. Параллельно в другом зале открылась ещё одна экспозиция – «Наше наследие», где демонстрируются работы известных мастеров, таких как Абылхан Кастеев, Жанатай Шарденов, Сахи Романов, Гульфайрус Исмайлова и многие другие представители национальной художественной школы живописи Казахстана. Председатель Павлодарского филиала Союза художников РК Осербай Шуранов отметил: открытие подобных выставок и пленэров – большой праздник как для художников, так и для всех ценителей живописного искусства.

Photo Valeriy BUGAYEV
Photo Valeriy BUGAYEV

– Это масштабный проект в честь 100-летия Нагимбека Нурмухмаммедова и 60-летия областного художественного музея, ведь в нём принимают участие мастера из пяти стран, что позволило ему стать международным, укрепить мосты дружбы и продолжать развивать искусство, – сказал Осербай Шуранов.

На вернисаже мы побеседовали с дочерью художника Н. Нурмухаммедова – Марой Нагимбековной. В интервью «Звезде Прииртышья» она рассказала, что с большой теплотой вспоминает о своём детстве, когда много времени проводила рядом с отцом, помнит, как он трудился, не только создавая свои произведения, но и посвящая себя науке, искусствоведению.

– Он был невероятным тружеником, обладал неуёмным и волевым характером, который позволил ему достичь определённых высот, – говорит Мара Нурмухаммедова. – Конечно, мы с братом часто бывали в его мастерской. Сначала это была небольшая мастерская, а позже, когда он получил определённые звания, в новом высотном здании ему выделили более просторное место для работы. Кстати, он был одним из первых художников в Казахстане, кто стал кандидатом искусствоведения, а в 1950-е годы это было огромным успехом. Запахи красок и растворителя теперь ассоциируются у меня с детством. Например, в честь его 90-летия Казахская национальная академия искусств имени Т. Жургенова в Алматы проводила мероприятия. Когда я пришла туда и зашла к художникам, то, почувствовав подобный запах, заплакала.

Photo Valeriy BUGAYEV

Отметим, что в Алматы к 90-летию художника издан альбом, что представляет его необычайно разнообразное творчество: портреты, пейзажи, жанровые композиции. Все эти произведения отражают художественную картину мира своего времени. По словам искусствоведов, у Нурмухаммедова была своя неподражаемая живописная манера – темпераментная, пластичная и выразительная.

Мара Нагимбековна проходит экспозицию, где представлены произведения её отца, и практически о каждой работе может что-то рассказать. Например, в центральной части демонстрируется портрет народного артиста Казахской ССР, одного из основоположников казахского драматического театра Курманбека Джандарбекова, написанный в 1963 году.

– Мы с ним жили в одном дворе, – вспоминает дочь художника. – Потрясающий драматический актёр и певец, роли в его исполнении были замечательными. Это один из целого ряда портретов знаменитых людей искусства. Есть немало работ, созданных в то время, когда в Казахстане появлялись новые города. Он много путешествовал, мог месяцами жить в одном месте, исследовать историю и попутно создавать зарисовки, а позже дорабатывать, делая из этого материала полноценные работы.

Мара Нурмухаммедова рассказывает: отец был неравнодушен и к музыке, поэтому отдал её учиться игре на фортепиано. Инструмент она осваивала в музыкальной школе имени Куляш Байсеитовой. Ещё художник интересовался архитектурой, исследовал мавзолей Хаджи Ахмета Яссауи, а затем издал монографию с рисунками. После этого интерес к мавзолею значительно возрос. Кроме того, Нагимбек Нурмухаммедов издал немало книг, в том числе об особенностях изобразительного искусства в разное время и художниках, участвовавших в Великой Отечественной войне.

– Чтобы выпустить книгу о художниках, он кропотливо собирал их фотографии и справочные сведения, – отмечает дочь мастера. – Некоторые из этих людей ушли на фронт в возрасте чуть более 16 лет. Болью в сердце отзывается тот факт, что они тогда были совсем молодыми – только начали свою жизнь и своё творчество. Они погибли, а ведь их жизнь могла бы сложиться совсем по-другому – быть насыщенной, плодотворной, интересной и полезной для общества.

В конце 2022 года Мара Нагимбековна посетила Павлодар, чтобы принять участие в открытии выставки работ Н. Нурмухаммедова в честь присвоения нашему музею его имени. А в январе этого года она передала из Алматы в Павлодар несколько этюдов художника. На одной из работ участник Великой Отечественной войны Нагимбек Нурмухаммедов изобразил город Германии (предположительно Дрезден). Это его зарисовка между боями. Художник-портретист писал картины в основном масштабных размеров. Особенно его интересовали люди-воины, защитники Отечества. Искусствоведы художественного музея говорят: офицеры получались у него монолитными и монументальными.

– Павлодарская земля породила целую плеяду гениальных людей искусства. Меня переполняет чувство счастья, что художественному музею присвоено его имя. Это правильно, ведь он родился здесь, любил степь, горы, целину и, конечно, людей труда, – сказала М. Нурмухаммедова.

*  *  *

В рамках «АРТ-TӨP-2024» в Баян­ауле организовали международный пленэр. В течение недели, несмотря на не совсем благоприятные погодные условия, наши художники и гости из других стран вдохновлялись природными красотами баян­аульской земли. Результатом этой работы стала новая выставка, что расположилась в фойе областного художественного музея.

– Это событие стало яркой страницей в культурной жизни региона, объединив не только искусство, но и историю, отразив вклад мастеров в формирование культурного наследия Казахстана. Художники из других стран выступили культурными послами Казахстана, способствующими развитию национального искусства на международной арене. Их участие в пленэре и выставке подчеркивает значимость мероприятия для культурного и исторического наследия региона, – отметили в музее.

На вернисаже говорилось о том, что работы участников пленэра демонстрируют процесс творения, поиск вдохновения и мастерское исполнение. Созданные за это время произведения они передали в музей, пополнив его фондовые коллекции.

Во время открытия выставки состоялась церемония награждения художников, которым вручили сертификаты и значки от управления культуры, развития языков и архивного дела Павлодарской области. Среди участников – художники Осербай Шуранов, Виктор Поликарпов, Ерлан Айтуаров, Андрей Оразбаев, Ольга Ловина, Татьяна Чевтаева и другие, а также гости из других стран, которые тепло отозвались о прошедшем пленэре, выразив желание продолжать сотрудничать в будущем.

– Мы под вдохновением создали свои произведения и теперь оставляем их музею, ведь Павлодарский художественный музей – один из передовых и лучших во всём Казахстане. Выражаем огромную благодарность за организацию пленэра его работникам – грамотным и понимающим. Он собрал талантливых художников, каждый из которых работает в своей манере, а красота баянаульской земли не может оставить равнодушным никого, – сказал Е. Айтуаров.

Мара Нурмухаммедова не смогла скрыть эмоций на встрече, отметив, что теперь отправится в Алматы с чувством благодарности и глубокого уважения ко всем, кто был причастен к организации мероприятий в честь 100-летия мастера. Кстати, на малой родине своего отца, в Баянауле, она побывала впервые.

Отметим, что в Государственном музее искусств Республики Казахстан в честь 100-летия художника тоже состоятся мероприятия. Там организуют «круглый стол» и выставку его произведений.

Вставка

Народный художник Казахской ССР, лауреат Государственной премии имени Ч. Валиханова Нагимбек Нурмухаммедов родился 6 ноября 1924 года в Баянаульском районе Павлодарской области. Поступил в Алма-Атинское художественное училище имени Н. Гоголя, затем ушел на фронт, участвовал в боевых действиях в составе Военно-Морского Флота. Участвовал в обороне Ленинграда, в битве за Кавказ, в освобождении Прибалтики и взятии Кенигсберга. В 1953 году окончил Ленинградский институт живописи имени И. Репина, затем учился в аспирантуре при Академии художеств у известного художника

А. Герасимова. Умер Нагимбек Нурмухаммедов в 1986 году в Алматы.

Творчество мастера многообразно. Это портреты, пейзажи, жанровые и исторические композиции. Художник много путешествовал по миру, оставив впечатления о каждой стране на своих полотнах. Его работы представлены в Государственном музее искусств Казахстана имени А. Кастеева, Музее современного искусства Астаны и во многих других музеях и галереях страны.

Марина КИСЕНКО.

 Фото Валерия БУГАЕВА.