• Пн. Ноя 25th, 2024

Звёзды рождаются в Павлодаре

Окт 3, 2024

Дима Билан, Алла Пугачёва, Лев Лещенко, Крис Кельми и Лариса Долина – что связывает их с Павлодаром? Как выяснилось, талантливые павлодарцы. О своих друзьях – музыкантах и композиторах рассказал горожанам продюсер и писатель Фёдор Радецкий. Его встреча «Я дружил с гениями» прошла в клубе «Творческие посиделки» Людмилы Бевз, поэтессы и ведущей рубрики «Литературная гостиная» в «Звезде Прииртышья».

Экономист с гитарой

Клуб «Творческие посиделки» каждую субботу собирается в биб­лиотеке им. М. Жаманбалинова по Малайсары батыра, 2. Каждый раз Людмила Бевз проводит встречу с интересными творческими людьми. В этот раз такой персоной стал павлодарский музыкальный продюсер, бард, писатель-афорист Фёдор Радецкий. Он рассказал о людях, прославивших наш город, но чьи имена сейчас практически забыты.

Радецкому 63 года, по образованию экономист. В Павлодаре живёт с 1996 года. Работал главным инженером деревообрабатывающего комбината до его закрытия. В 20 лет увлёкся альпинизмом и бардовской музыкой, стал писать и исполнять свои песни. В Павлодаре нашёл друзей и единомышленников.

В клуб «Творческие посиделки» пришли давние друзья Радецкого – кюйши Арсен Бейсембаев и бард Гайдар Саркыншаков, который прочитал трогательное стихотворение, посвящённое маме. Людмила Бевз передала Радецкому привет от коллег по павлодарскому литературно-бардовскому цеху – Евгении Бережной, которая сейчас живёт в Геленджике, и Марины Каримовой из Сочи. Фёдор Радецкий рассказал о своём друге Юрии Бойко, талантливом поэте, композиторе и исполнителе, авторе более 50 песен, безвременно ушедшем из жизни.

Первый блин

Фёдор Радецкий познакомился с известным павлодарским мануальным терапевтом Андреем Маликовым, который лечил Назарбаевых, Жакияновых и других важных персон. Врач свёл Радецкого с местными бардами – Михаилом и Зулейхой Сербиными, которые тогда были популярны у павлодарской интеллигенции.

– До этого Сербиных я услышал на концерте в музучилище, где учились мои дети. Песня Мишина «Белые птицы» довела меня до слёз. Я загорелся желанием с ними познакомиться, – рассказывает Радецкий. – Однажды они пришли к Андрею в гости. Я их послушал и говорю – это алмазы, надо им помочь. Решил записать им диск на студии у Сергея Купцова во Дворце школьников. С ним тогда Руслан Ачкинадзе работал. Они поставили условие – мы пишем диск, а ты нам выделяешь деньги на хороший студийный микрофон. Он тогда больших денег стоил – из Москвы должны были привезти. Приступили к записи – это были бардовские песни с простыми аккордами, поэтому ребята предложили: давайте разобьём все песни на всевозможные стили. Чтобы ритмика разнообразнее была и палитра музыкальная. Мише идея понравилась, а Зулейха воспротивилась – вы не понимаете нашу бардовскую душу, мы с вами работать не будем. Ребята были сильно обижены. Всё постирали и микрофон мне вернули – забирай, нам это не надо. Я месяца полтора отойти не мог, всё переживал, почему так вышло?

В 2006 году Дима Билан занял второе место на международном конкурсе «Евровидение» с песней «Never let you go», написанной павлодарцами – Александром Лунёвым и Сергеем Купцовым. Сергей живёт в Москве и до сих пор работает с Биланом и другими звёздами российской эстрады как композитор, аранжировщик и звукорежиссёр.

Как не свои

Вскоре судьба подарила Радецкому знакомство с Виктором Баланюком, руководителем легендарного в 1970-80-х годах павлодарского вокально-инструментального ансамбля «Орфей». Он втянул будущего продюсера в круговорот шоу-бизнеса.

– Когда с Баланюком сошлись, решили сделать продюсерский центр на базе Славянского центра, где мы могли записывать и выпускать диски, готовиться к концертам. Тогда продолжателем «Орфея» была группа «Свои», в которую входили профессиональные музыканты – две девушки и два парня, в том числе Руслан Ачкинадзе, – рассказывает Фёдор Радецкий. – В 2004 году Руслан Билялов сделал им клип. Сергей Купцов, который был у нас консультантом, сказал: ребята, это лучший клип, который сняли в Павлодаре!

«Свои» с блеском выступили на гала-концерте республиканского конкурса «Жас қанат» на одной сцене со звёздами казахстанской эстрады. Вернулись домой окрылёнными, но быстро поняли, что нет пророка в родном отечестве. В итоге Руслан Ачкинадзе – «Золотой саксофон Казахстана» – уехал на джазовый фестиваль в Америку. Потом женился и перебрался в Москву. Группа «Свои» распалась.

– Собственно говоря, так получилось и с «Орфеем». В 1988 году в Витебске на фестивале польской песни ВИА «Орфей» занял второе место, разделив его с солистом ансамбля «Песняры» Валерием Скорожонком. «Орфей» выступал в новогодней программе «Шире круг» по Центральному телевидению. До этого в программе «Споём, друзья!» её вёл Лев Лещенко. Потом были поездки на БАМ, по странам соцлагеря, сборные концерты со звёздами советской эстрады, в том числе с Аллой Пугачёвой. Но не нашлось у нас своего Владимира Мулявина, который сделал бы из «Орфея» бренд республики. В ансамбле играли профессионалы, звёзды. Кто-то уехал с Крисом Кельми работать, с Ларисой Долиной, – вспоминает Фёдор Радецкий.

Последним проектом продюсерского центра «Орфей» была группа «Спасибо!». На конкурсе «Жас қанат» она заняла четвёртое место с песней «Мой Павлодар, мой город ястребиный», которую Баланюк написал на стихи павлодарского поэта Павла Васильева.

С уходом из жизни Виктора Баланюка закончилась и продюсерская эпопея Фёдора Радецкого. Он потерял интерес к музыке.

Афорист

– Я всегда любил шутки и каламбуры, – рассказывает Фёдор Радецкий. – Поэтому стал писать каламбуры и афоризмы и размещать их в интернете. Прошло лет пять, мне приходит письмо от московского Клуба любителей афористики при Московском союзе литераторов – можно мы ваши афоризмы в своих альманахах будем печатать? И предложили вступить в клуб. Так вышло четыре сборника, куда вошли мои афоризмы. В том числе сборник афористического юмора.

Затем Радецкий написал пять книг по 400-500 страниц, две из которых издал самостоятельно. Иллюстрациями для них стали рисунки лучшего карикатуриста России Сергея Корсуна, павлодарца, живущего в Москве. С творчеством Фёдора Радецкого можно ознакомиться на сайте proza.ru.

Сейчас у писателя новая задумка – создать в Павлодаре площадку со свободным микрофоном, по примеру Comedy Club, где могли бы выступать стендаперы, комики, сатирики, поэты и другие артисты разговорного жанра.

На память!

Встреча с Фёдором Радецким прошла, как говорится, в тёплой и дружеской атмосфере. Его воспоминания местами напоминали светскую хронику Станислава Садальского с некоторыми нюансами, которые я не рискну публиковать на страницах областной газеты во избежание скандалов. Как говорится, «всё, что происходит в Вегасе, остаётся в Вегасе».

Сотрудница Дома-музея Павла Васильева Татьяна Корешкова отметила, что благодаря Радецкому сохранились фото-, видео- и аудио­материалы о Викторе Баланюке и Юрии Бойко. У него самый полный архив. Художник Александр Колодин поблагодарил писателя за интересный и содержательный рассказ и подарил принт своей картины «Всевидящее око», а его супруга Наталья Колодина, всю жизнь проработавшая в библиотечной системе, попросила Радецкого выступить со своими афоризмами в её клубе «Классики и современники» и обязательно выпустить книгу своих воспоминаний.

Фёдор КОВАЛЁВ.

Фото Петра РАДЕЦКОГО.