Произведения известных художников карандашом, акварелью, тушью и более сотни работ, выполненных в техниках офорта, монотипии, линогравюры, литографии, а ещё ценные образцы книгопечатания об искусстве оформления книги, – всё это представлено в большом зале Павлодарского областного художественного музея имени Нагимбека Нурмухаммедова, где до 12 ноября работает фестиваль «График-Fest».
Посетив эту уникальную выставку, можно познакомиться с графическими работами как отечественных мастеров Абылхана Кастеева, Аубакира Исмаилова, Евгения Сидоркина, Сергея Калмыкова, Алексея Бортникова, Сахи Романова, Кулахмета Ходжикова, Регины Великановой, так и известных зарубежных художников. Многие из этих картин выставляются в музее впервые. В Павлодаре мастером офорта по праву считается художник Виктор Поликарпов.
Примечательно, что посетители выставки могут увидеть здесь не только картины, но и офортный станок, который принадлежал павлодарскому художнику Валерию Приходько, ушедшему из жизни в 2021 году. Этот станок находился в его мастерской, а после кончины мастера родственники передали оборудование в фонды художественного музея. Надо сказать, что это сложное и многошаговое устройство, используемое для создания гравюры на пластине металла.
– В технике офорта первый вариант в любом случае создаётся карандашом, – рассказывает заместитель директора областного художественного музея, искусствовед Ольга Пашко. – Затем изображение наносится на пластину, покрывается кислотоупорным лаком. Рисунок прочерчивается острой иглой, а затем опускается в кислоту, которая и разъедает то, что не было покрыто лаком. Получаются такие бороздки, а при помощи пресса в станке делается отпечаток.
Вообще, понятие «графика» по способу создания изображения включает в себя два больших раздела: уникальная и печатная, или тиражная, графика. К уникальной относят произведения, созданные в единственном экземпляре. Это рисунок, набросок, монотипия или коллаж. А печатная графика – это создание работы с использованием авторских (изготовленных автором-художником) печатных форм, с которых печатают тираж эстампов (от двух-трёх оттисков до 500-1000 экземпляров, в зависимости от техники и задачи).
Нынешняя выставка позволяет увидеть самые разные по масштабам и техникам произведения известных мастеров, при этом уделить особое внимание деталям. Как, например, в работе Лолиты Зикмане «Куст» (1980). По словам экскурсовода художественного музея Татьяны Апалимовой, посетители чаще всего задерживаются именно возле неё. На первый взгляд, на этой картине изображён обычный куст, но если приглядеться, в тщательно прорисованных художником деталях можно рассмотреть целый мир – детей, птиц, животных. Как отмечает специалист, в представленной коллекции немало произведений, ассоциирующихся с мистикой. Сюда можно причислить картины «Задумчивый ангел» и «Беседа с птицей», созданные в 1988 году эстонским графиком и живописцем Юри Арраком. Художник ушёл из жизни в прошлом году.
Важно ещё и то, что выставка предоставляет возможность не только познакомиться с графикой, но и поразмышлять об искусстве. Именно поэтому с музейными специалистами на эту тему у нас получился долгий и увлекательный разговор, после которого ещё раз убеждаешься: интересоваться искусством – это не просто пробежаться беглым взглядом по выставке и опубликовать фотографию из музея в социальной сети. Это значит суметь или хотя бы попытаться понять суть сказанного автором при помощи изображения. А что значит быть настоящим художником?
– На сегодняшний день, к сожалению, то, что преподаётся через интернет или на частных уроках, – это всё подмена! – говорит Ольга Пашко. – Это всё не изобразительное искусство, а свободное творчество, потому что этим людям удобно стирать границы между настоящим профессиональным искусством и художественным творчеством, даже если человек получает невероятное удовольствие от этого процесса. Интерьерные картинки, которые создаются за один-два часа, это, скорее, арт-терапия или даже психологическая терапия, но никак не профессионализм. Даже если мы все умеем рисовать, то это совсем не значит, что мы все – художники. У нас почему-то многие люди любят, когда портрет получается один в один. Появляется вопрос – зачем тогда художнику создавать портрет, если можно сделать фотографию? Конечно, есть мастерство, талант, предрасположенность, но чтобы быть художником, не нужно копировать. Это только техника, а где ты сам? Где твоё слово? Настоящий художник должен переосмыслить то, что он увидел, и только потом выдать собственные размышления, отталкиваясь от какой-то основы. Здесь огромную роль играет, конечно, образование. Чем больше времени ему посвящено в разных учебных заведениях, тем интереснее художник себя проявляет. И тут же должна быть свобода…
Говоря о профессионализме в изобразительном искусстве, Ольга Пашко приводит в пример творчество павлодарской художницы Гульнары Даировой, которая получила образование на факультете искусств в Омском государственном педагогическом университете, а затем вернулась в Павлодар и начала творить в поисках собственного стиля. По словам искусствоведа, художница отлично владеет навыками создания русской академической живописи, но позже она отдала предпочтение написанию декоративных работ. Именно на основе полученных знаний у художницы выработался собственный стиль, и она нашла свой путь в искусстве.
Продолжилась беседа об искусстве возле триптиха Бориса Жутовского «Танцует Майя Плесецкая». Ольга Пашко подчёркивает: это не фигуративное искусство, где на картине изображена балерина. Автор уходит в абстрактность, но одновременно в его работах присутствуют динамика и цвет, а линии могут только напоминать хрупкий образ танцовщицы или, например, её пируэты. И это действительно внутреннее восприятие автора, но без изображения её самой.
Отдельный стенд в экспозиции посвящён литературе об изобразительном искусстве. Как известно, в художественном музее есть целая библиотека, где собрано более десяти тысяч старинных и современных изданий. Например, в коллекции на выставке представлен журнал «Шуро» на татарском языке, который издавался в российском Оренбурге в 1912 году. А ещё здесь можно увидеть книгу «Объяснение основ науки» из собрания муллы Абдиахмина Нурсейтова 1903 года и многие другие издания.
Марина КИСЕНКО.
Фото Валерия БУГАЕВА.