Уникальная коллекция казахских народных инструментов из города КосшыАкмолинской области погостила в Павлодаре всего два дня. Все, кто сумел побывать там, получили огромное удовольствие, узнали много нового, увидели древние домбры, собранные из самых разных мест Казахстана.
Вообще, это была и лекция, и выставка, и мастер-класс одновременно, так что желающие могли попробовать сыграть на огромной трубе, прибрести сазсырнай и даже принять участие в викторине. Инициатором таких необычных гастролей стал председатель общественного объединения «Jebe» ДаниярЖумадилов: побывав в этом музее, он решил, что с его удивительными экспонатами и музыкантами-подвижниками обязательно должны познакомиться павлодарцы, и пригласил их побывать в нашем городе. Сейчас этот музей пользуется огромной популярностью не только среди жителей столицы, но и среди многих казахстанцев.
А ведь музей этот частный, организованный при Доме культуры маленького городка КосшыАкмолинской области. Да и появился он по задумке директора ДК БаяндыСахария. Он сумел заинтересовать своим проектом АзаматаБакию – уже известного музыканта, выпускника государственной консерватории имени Курмангазы, который на протяжении многих лет собирал древние инструменты, изучал и восстанавливал те, которые со временем были утрачены. Азамат – обладатель премии шестого республиканского конкурса «Караван доброты» – за свою деятельность, посвященную сохранению и распространению народной культуры.
Именно по его инициативе при музее открылся экспериментальный цех-лаборатория по реконструкции древних инструментов. Азамат рассказал, что одним из таких инструментов стал «доңызкауақ» –небольшойбарабан, сделанныйизвысушенной полой тыквы. Особенность его заключается в том, что этот «малыш» умеет подражать голосу степного тигра. В древности его использовали для того, чтобы спугнуть настоящее животное, которое могло прятаться в камышах, растущих около водоёма.
Азамат говорит, что ему всегда хотелось подержать в руках, услышать звук тех инструментов, о которых известно только по устным сказаниям и немногочисленным документальным источникам. Описания самого инструмента, способ звукоизвлечения, особенности тембра он выискивает по крупицам в различных воспоминаниях, которые стали для него письменным источником. Музыкант отмечает, что из 90 казахских народных инструментов сегодня в ходу только 15-20, и он хотел бы вернуть к жизни их все.
Интересоваться восстановлением он начал давно, свой первый сазсырнай изготовил, когда ему было 18 лет. Этот глиняный инструмент можно сравнить с окариной, свистулькой – в одно отверстие дуешь, а зажимая в разных комбинациях четыре отверстия на корпусе, получаешь мелодию. Сыграть можно что угодно. Он говорит, что сазсырнай имитировал голос птицы улар – горной индейки. Брат АзаматаБекзат тоже мастерски владеет инструментом. Научиться игре на нём можно и не имея специального образования, даже будучи музыкально безграмотным – не зная нот, как он сам. Ко всем сазсырнаям, продававшимся на выставке, прилагались инструкция и порядок комбинации закрытых и открытых отверстий для исполнения песни «Елiм-ой». Таких комбинаций всего шесть – научиться нетрудно. Правда, сазсырнайсазсырнаю рознь. Есть более сложные инструменты, состоящие как бы из двух, – внутри корпуса имеется перегородка, на каждой половинке по четыре отверстия, так что звучание такой «свистульки» получается более богатым, сложным, переливчатым. На столах были выложены сазсырнаи самых разных форм – в виде козлика, птички, божьей коровки. Сам Азамат когда-то изготовил инструмент в форме яблока.
В небольшой экспозиции можно увидеть домбры самых разных конфигураций – во всех регионах большой страны они имеют свои вполне узнаваемые особенности. Самой древней из привезённых – более 200 лет, есть и сравнительно молодые, которым «всего-навсего» по сто лет. Все казахские народные инструменты воспроизводят голоса самой природы – настоящих птиц, животных, ветра. Да и сама природа подарила основной материал для получения музыки – дерево, глину, шкуры, волос, рога животных.
Тех, кто пришел на выставку, на входе встречали музыканты – звуки больших бубнов (дангыры) и двух огромных труб (керней) звучали и торжественно, и воинственно. Настоящих древних кернеев в Казахстане всего два, и оба недавно побывали в Павлодаре. Желающим предложили самим протрубить в него. Такие нашлись, почти все «дали петуха» и убедились, что не каждому дано играть на такой трубе – нужно иметь мощные легкие и недюжинную силу, даже чтобы удерживать его, подняв вверх, на весу – весит такой гигант четыре килограмма. И Азамат поддерживал трубу для тех, кто отважился испытать себя.
Сам мужчина легко управляется с кернеем, да и вообще чем-то похож на батыра древности. Кстати, одежда его тоже привлекает внимание. На нём чапан, но не привычный современный его вариант. Ткань шерстяная, похожая на домотканую. Азамат подтверждает, что его одежда изготовлена мастерами тоже по старым технологиям – начиная со стрижки овец, прядения шерсти, ткачества до изготовления всех украшений чапана – вручную сплетённой и вытканной узорчатой тесьмы, серебряных бляшек, на неё нашитых. Добавьте к этому образу выделанные вручную из кожи ремень и сапоги.
Привезли с собой сотрудники музея и небольшой ансамбль из шести человек – домбры, жетыген, сазсырнай и другие инструменты. Кажется, каждый из музыкантов владеет сразу несколькими: кто-то, отложив в сторону домбру, берёт шанкобыз, другой вместо флейты может взяться за бубен. Звук – мощный, почти мистический. Поневоле веришь, что такая музыка на самом деле способна исцелять, такое ощущение, что каждый нерв, каждая жилка резонируют бешеному ритму и мощному звуку.
Побывали на этой необычной выставке и студенты музыкального колледжа, профессиональные музыканты. Руководитель областного оркестра казахских народных инструментов Талгат Каримов сказал, что был впечатлён выставкой и взял на вооружение немало интересного для дальнейшего творчества.
Галина АЛЕКСАНДРОВА.
Фото Татьяны ВЕРВЕЙКО.