Духовой оркестр павлодарского Дворца культуры имени Естая в этом году отмечает свой 25-летний юбилей. Недавно коллектив побывал в гостях у Клуба творческих встреч. Общение получилось познавательным и интересным. Зрители познакомились и с музыкантами, и с их инструментами, насладились прекрасной музыкой. Своеобразным гидом встречи стал руководитель коллектива Павел Бакалкин.
Начало истории
Есть в Павлодаре замечательный человек – Анатолий Федорович Оноприенко. Музыкант, духовик, руководитель созданного им детского духового оркестра «Школьные годы», аранжировщик. В начале 2000 годов он получил предложение от тогдашнего градоначальника Николая Чмыха – организовать городской духовой оркестр. Оно стало для него полной неожиданностью, и он сперва отказался. Но аким Павлодара сумел его убедить, говорил, что такой коллектив необходим городу и его жителям, что настоящий патриот родного края должен это понимать и поддерживать. Что это нужно горожанам, и если он патриот своего родного города, то не может отказываться. Николай проникся этим убеждением и взялся за дело.
С 2000 года в течение 15 лет Анатолий Оноприенко был руководителем и аранжировщиком духового оркестра, а дирижером стал Валентин Шаврин. Так, благодаря инициативе и содействию Николая Ивановича Чмыха в Павлодаре появился свой профессиональный городской духовой оркестр, который и по сей день радует жителей и гостей города. Работал оркестр при городском парке, и очень часто горожане могли слушать его и танцевать под него. Все праздники, парады, торжества не обходились без оркестра.
В 2015 году в его судьбе произошли перемены: он получил новую прописку – в ДК имени Естая, дирижёр Шаврин покинул коллектив, а его руководитель вышел на пенсию. И с того времени руководить им стал молодой музыкант, воспитанник маэстро Павел Бакалкин.
Повезло
с учителями
Павел признается, что Анатолий Оноприенко стал для него определяющим человеком в жизни. Перед тем как создать профессиональный оркестр, он руководил детским коллективом «Школьные годы», который был очень известен в области и просуществовал 35 лет. Занимались ребята во Дворце культуры металлургов.
– Я пришёл в детский оркестр десятилетним мальчишкой, начал заниматься с нуля, – вспоминает Павел Бакалкин. – Это был его метод работы – принять новичка и обучить его всему, от А до Я. Были не только общие групповые занятия, но и индивидуальные – два раза в неделю. Инструмент он предлагал исходя из физических параметров, когда учитывались комплекция, толщина губ. Коллектив был неплохо укомплектован инструментами. Мне достался тромбон, ещё могу играть на трубе.
Павел отмечает, что главное для всех духовиков – это дыхание. Занятия помогали его разрабатывать. Тромбон привлекал его и раньше – когда смотрел выступление Белорусского оркестра телевидения и радио под управлением Кирилла Химберга. Тогда он впервые увидел, как играют тромбоны. Музыканты не были статичными фигурами – они поворачивались из стороны в сторону, что делало выступление более зрелищным, артистичным. Мальчик был ошеломлён и впечатлён. Когда попал в оркестр к Анатолию Фёдоровичу, на тромбонах в нём никто не играл, и он стал осваивать баритон (есть такой инструмент). Исполняли юные музыканты в основном популярную музыку.
– Потом я поступил в музыкальный колледж – отделением духовых тогда заведовал Владимир Андреевич Шлегель, моим педагогом стал Виктор Григорьевич Шиль. Там я и встретился с тромбоном – тем самым инструментом, который произвел на меня такое сильное впечатление, – вспоминает Павел Бакалкин.
Студентом он выступал в составе симфонического оркестра. Отмечает, что оркестр – хороший плацдарм для получения практического опыта молодыми музыкантами. Позже он окончил Казахскую национальную академию музыки (сейчас это Казахский Национальный университет искусств) и в 2010 году вернулся в Павлодар, стал преподавать в музыкальном колледже.
Поверь в мечту
В 2013 году Павел пришёл в духовой оркестр Дворца культуры, а через два года Анатолий Оноприенко предложил его кандидатуру в качестве руководителя. И он взял смелость возглавить коллектив.
– На тот момент у меня уже был опыт, – говорит Павел Бакалкин. – Это и занятия в академии, и работа в Астане и в Павлодаре. Кроме того, у меня были отличные учителя – Болат Сагадатович Рахимжанов, Виктор Тимофеевич Шейкин и многие другие, у которых удалось получить колоссальный опыт.
Перейдя во Дворец культуры, поставил цель – сделать оркестр полноценным концертным, наподобие государственного духового оркестра в Алматы под руководством Каната Ахметова. Это превосходный коллектив, участник множества фестивалей. Он когда-то приезжал сюда, павлодарцы его видели. Павел считает, что для достижения цели нужны ресурсы – кадровые, финансовые. Проблема кадровая вполне решаема, ведь в городе есть музыкальный колледж, где готовят настоящих профессионалов. Но ещё необходима и заинтересованность руководства.
– Есть мечта – создать большой оркестр. Определённые шаги в этом направлении сделаны. Опыта у меня достаточно, в себе я уверен. Я понимаю структуру музыки, оркестра, знаю, как выстроить его работу так, чтобы получить результат, – говорит руководитель коллектива. – Другое дело, что нам не хватает специалистов, потому что нет ставок. Но мы надеемся, что перемены будут. К тому же у нас есть отличная творческая поддержка: мы по-прежнему сотрудничаем с Анатолием Фёдоровичем Оноприенко – он наш аранжировщик. За 15 лет, которые он возглавлял оркестр, Анатолий Федорович написал много инструментальных произведений, и все они исполняются. Есть эстрадные, классические произведения для духового оркестра, которые Оноприенко адаптирует под наш оркестр.
В коллективе есть музыканты, работающие в нём с самого основания. И они тоже являются наставниками, педагогами и прекрасными исполнителями – Татьяна Головчук, Юрий Доморощенов, Геннадий Салыков, Константин Котовский.
«Моя школа»
Юрий Доморощенов поступил в музыкальный колледж в 2000 году, его преподавателем был Геннадий Петрович Анискевич, выпускники которого стали ударниками многих музыкальных коллективов, в том числе московских. Юрий оказался в более сложном положении, чем многие его однокашники: он поступил в колледж после одиннадцатого класса, не имея за спиной музыкальной школы. Но увлечение его было настолько сильным, что это не помешало вскоре стать участником оркестра.
В духовом оркестре было три барабанщика. Почему три? Когда в коллективе играет один ударник, он старается задействовать все свои конечности – ногой нажимать на педаль, которая помогает стучать в большой барабан, одной рукой бить в малый, другой – в тарелки. Но в духовом оркестре существует пеший вариант выступлений – когда он марширует на параде. И тогда функции распределяются между несколькими ударниками: один играет на большом барабане, второй – на малом, а третий шагает с тарелками.
Однажды два места ударников в оркестре оказались вакантными. Обратились к Анатолию Петровичу, и он порекомендовал студента Доморощенова. Тот был достаточно взрослым, музыкой занимался осознанно, много работал, понимая, куда и зачем пришел. Несмотря на отсутствие практики у парня, педагог верил в него.
И вот он в оркестре. Рассказывает: «Это сравнимо с тем, когда человека толкают в воду, чтобы он научился плавать. Надо как-то выплывать – тонуть-то не хочется. Ещё недавно я только учился держать палочки, изучал ритмический рисунок, а тут – оркестр. Думал, что буду играть на тарелках – они дублируют большой барабан, с ними проще, а малый барабан – самый сложный, именно он отвечает за ритмический рисунок. Вот он мне и достался. Было тяжело, но это и дало толчок для более быстрого роста. Раз доверили – деваться некуда, надо расти. Духовой оркестр стал первой моей школой, первой работой, где я и постигал основы, и знакомился с разными стилями».
У оркестра была бурная деятельность: парады на 9 Мая, выступления на другие праздники. Например, перед Новым годом музыканты в костюмах Дедов Морозов и персонажей из сказок шествовали по улице и играли, выступали на разных площадках. Случалось, что играли даже при минус 20 градусах (и ниже). Губы примерзали к инструментам, но играли. Выступали в разных местах, но основной площадкой был горсад: там проводили всё лето, люди специально приходили послушать, потанцевать.
Музыкант вспоминает, что когда пришёл в оркестр, его дирижёром был Валентин Борисович Шаврин, но после его отъезда все тяготы легли на плечи руководителя – Анатолия Фёдоровича Оноприенко. Оркестр был очень востребован, в некоторые годы выступали чуть ли не через день. Юрий и сегодня продолжает играть в оркестре, в котором когда-то начинал. Но сегодня он выступает ещё и в составе симфонического оркестра. Это уже совсем другой опыт. Музыкант говорит, что это особенно важно для ударника – постигать разные жанры. Такое разнообразие становится хорошей основой для творческого роста.
«Ты нам подходишь!»
Татьяна Головчук – тоже ударник. Её путь в оркестр начался с чужого пропуска на концерт. В 1992 году она пришла во Дворец металлургов, чтобы посмотреть выступление своего брата. На сцене играл детский духовой оркестр, и оказалось, что не пришёл один мальчик-барабанщик.
– Руководитель Анатолий Фёдорович, увидев меня, попросил повторить несколько хлопков, – вспоминает Татьяна. – Я повторила. Он улыбнулся и сказал, что я им подхожу: «Музыку слышишь, ритм держишь. Вот тебе костюм, садись за большой барабан». Так я оказалась за инструментом, который стал моей любовью навсегда. В детском оркестре «Школьные годы» было сорок человек, среди которых одна девочка – я. Но мне это только придавало сил. Я чувствовала себя частью чего-то большого и важного.
Ей всегда нравилось, что именно барабаны задают ритм всей музыке – это как пульс коллектива.
– От твоей точности зависит энергия каждого звука, и ты испытываешь невероятное чувство ответственности и драйва, – признаётся она.
Когда ей исполнилось 18, по возрасту уже не могла играть в детском коллективе. Но через год связала свою жизнь с духовым оркестром павлодарского Дворца культуры. И все эти годы рядом был её первый наставник и педагог Анатолий Фёдорович.
– Он не просто учил меня музыке, он научил любить своё дело, работать с душой, – говорит Т. Головчук. – Я продолжаю играть, открывать слушателям мир духовой музыки, как когда-то его открыли для меня. И каждый раз, беря в руки палочки, снова ощущаю то самое волнение, когда мне сказали: «Ты нам подходишь!» За 25 лет мы отыграли столько концертов, что их можно считать отдельной биографией.
Музыка для души
На вопрос по поводу выезда коллектива в другие города или страны руководитель ответил просто: оркестр городской, следовательно, и основная его деятельность осуществляется в городе. Правда, в 2015 году музыканты имели возможность показать себя во время проведения Дней Павлодарской культуры в Омске. Других гастролей у оркестра не было. Хотя, конечно, каждому творческому человеку хочется расширять границы своих выступлений. Обмен опытом, общение с коллегами многое дают для дальнейшего развития, служат отличным стимулом. Хорошо бы и городскому оркестру чаще выпадала такая возможность.
Есть ли у коллектива любимые произведения и совпадают ли они с запросами публики? П. Бакалкин говорит:
– Наши любимые произведения: «Караван» Хуана Тизола, «Извозчик» Никиты Богословского, «Замечательный сосед» Бориса Потёмкина. А заказывают чаще всего «Смуглянку» Анатолия Новикова, «Прощание славянки» Василия Агапкина, «Бабушки-старушки» Вячеслава Добрынина.
Эта встреча музыкантов и зрителей немало дала обеим сторонам. А руководителю оркестра она подарила свежую идею – чаще проводить встречи со зрителями, в том числе с молодыми, знакомить их с инструментами и с прекрасной музыкой.
Светлана ЧИСТЯКОВА.
Фото автора.
