С 1991 года художник Владимир Баранов живёт в Германии, однако сегодня его творения мы можем увидеть в Павлодарском областном художественном музее имени Н. Нурмухаммедова. В честь 75-летия мастера в лектории музея открылась его персональная выставка, где представлено 25 живописных работ, одно графическое произведение и 11 керамических изделий.
Произведения для этой экспозиции собраны из фондов музея и частной коллекции ценителя изобразительного искусства Сергея Гарина. Выставка хорошо отражает особенности творчества художника, который работал в разных направлениях.
Владимир Баранов родился в Ленинграде в 1948 году, но с 1959 года жил в Павлодаре. В 1974 году он окончил Алма-Атинское художественное училище имени Н.В. Гоголя, а затем работал в павлодарских художественных мастерских. Владимир Николаевич становился участником всесоюзных, республиканских, областных и краевых выставок, в том числе и тех, где демонстрировались произведения монументально-декоративного искусства. В 1978 году Владимир Баранов пополнил ряды представителей молодёжного объединения Союза художников СССР.
Основные жанры художника – тематическая картина, портрет и натюрморт. Он много работал в графике и над созданием интерьеров. Например, ему принадлежит эскиз оформления училища №67, это работа 1980 года. Занимался Владимир Николаевич и интерьером ресторана железнодорожного вокзала. Ещё он стал автором чеканного панно с эмалью для банкетного зала Экибастузской ГРЭС-1, а вместе с художником Валерием Приходько они создавали люстру для Павлодарского театра драмы имени А.П. Чехова.
В 1981 году Владимира Баранова назначили уполномоченным Союза художников в Павлодаре, а затем до 1990 года он был председателем павлодарского отделения Союза художников.
Его основные произведения: «Дорога на химкомбинат» (1978), «Утро трудового дня» (1980), «Портрет бригадира» (1978). В 1979 году В. Баранов стал участником международной выставки по художественному проектированию в Софии.
Заместитель директора Павлодарского областного художественного музея имени Н. Нурмухаммедова, искусствовед Ольга Пашко рассказывает: если говорить о стилях живописи, то ему подвластно всё, но мы относим его к художникам-авангардистам 1990-х годов, поскольку у него немало работ в этом направлении, которые где-то немного с сюрреалистическим уклоном. Владимир Баранов прекрасно себя реализовал в живописи, графике и декоративно-прикладном искусстве.
– Его авторству принадлежат керамические изделия с покрытием глазурью. Это тематические декоративно-керамические произведения. Их интересно рассматривать. Если это декоративные предметы интерьера, то у него есть и неглазурованные изделия – просто красная глина, обжиг в печи, декорирование. Некоторые из них выполнены в таком же стиле, как и греческие керамические вазы, где красная глина становится фоном для изображения, либо наоборот – покрыт фон, а сами декоративные элементы остаются красными – цвет той глины, из которой выполнено изделие, – говорит Ольга Пашко.
Сегодня в фондах музея находятся два портрета Абая с сыновьями, один из которых создан по фотографии, что может свидетельствовать о стремлении к реалистическому изображению. Вторая работа – декоративная по своему художественному решению. Из частной коллекции представлены картины, что показывают его как талантливого мастера живописи, находящегося в поиске. В них художник демонстрирует умение работать со светом, цветом и необычные композиции и пейзажи.
– Есть у него интересная работа «Мост», где художник изобразил транспортный мост в Павлодаре над железной дорогой. Для 1977 года это очень смелое изображение, где есть узнаваемая конфигурация зданий с динамикой, движением вверх. Расположение этих зданий даёт позитивный настрой. Есть что-то сказочное в работе «Затон» с изображением баржи. Это как раз и есть авангард. «Майкаин. Осень» написана таким же образом, – отмечает искусствовед.
Персональная выставка Владимира Баранова будет работать в областном художественном музее до середины января.
Марина КИСЕНКО.
Фото Валерия БУГАЕВА.