• Чт. Окт 3rd, 2024

Цветаевский Павлодар

Сен 26, 2024

С размахом прошёл в Павлодаре 20-й по счёту литературный праздник «Цветаевский костёр». В этом году он посвящён 130-летию со дня рождения писательницы Анастасии Ивановны Цветаевой, чья судьба связана с нашим городом. Юбилейное событие посетили её внучка из США Ольга Трухачёва и Генеральный консул Российской Федерации Алан Хетагуров. Праздник организовали создатели единственного в мире павлодарского музея Анастасии Цветаевой – его руководитель, поэтесса и журналист Ольга Григорьева и глава Славянского центра Татьяна Кузина с многочисленными соратниками-энтузиастами.

Оркестр народов

Марафон праздничных мероприятий открылся встречей с внучкой Анастасии Ивановны Цветаевой Ольгой Андреевной Трухачёвой, которая родилась и выросла в Павлодаре, а сейчас живёт в Америке и России. За большим круглым столом в Доме дружбы собрались её учителя, одноклассницы и однокурсницы, с которыми она поддерживает тёплые отношения. Брат Ольги Андреевны Борис Васильевич Зеленин, не пропустивший ни одного цветаевского мероприятия, в этот раз из-за болезни участвовать не смог.

Почётное место в президиуме заняли Алан Хетагуров и заместитель руководителя управления информации и общественного развития Павлодарской области Ноян Шоманов, который познакомил гостей с работой региональной ассамблеи народа Казахстана.

– В Павлодарской области действуют 115 этнокультурных объединений, 24 из которых находятся здесь, в Доме дружбы. Ежегодно этнокультурными объединениями проводится более 400 разноформатных мероприятий, направленных на сохранение межнационального и межконфессионального согласия, – сказал он. – Славянский центр является одним из самых активных этнокультурных объединений в области. Им за 2024 год проведено более 20 мероприятий с охватом более 2000 человек. Большая часть культурных мероприятий в области не обходится без участия коллективов Славянского центра. На территории области Славянский центр объединяет более 700 человек и имеет 15 координаторов – городских и районных. При центре действуют совет аксакалов, совет матерей и самое главное – музей Анастасии Цветаевой. Славянский центр вносит свой вклад в сохранение межэтнического согласия в регионе.

Алан Хетагуров в Павлодаре впервые. Он сказал, что наслышан о высоком техническом интеллекте нашего региона и теперь с радостью открывает для себя его высокий уровень интеллигентности, музыкального и литературного образования.

– Вчера я встречался с акимом области. Сказал, что мы восхищены тем, как строится деятельность по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Павлодарской области и в целом в Респуб­лике Казахстан. Аким рассказал, что эта политика ведётся на государственном уровне, Президент ежеквартально проводит встречи с активами этнокультурных обществ. И ещё я вспоминаю термин одного российского учёного – «оркестр народов». Этот термин можно применить и к Павлодару. В этом оркестре каждый народ является инструментом. И если один инструмент не играет или фальшивит, то уже не получается произведения. Я желаю, чтобы этот Дом дружбы для вас стал филармонией и чтобы ваш оркестр играл только симфонии радости, благополучия, тепла и любви, – сказал Алан Хетагуров.

Внучка

Ольга Андреевна Трухачёва – внучка Анастасии Цветаевой – живёт в Америке и России, но Павлодар не забывает. Она частая гостья на цветаевских праздниках. Как шутит Трухачёва: «Там я работаю бабушкой десяти внуков, а здесь – внучкой». Каждый раз Ольга Андреевна приезжает с подарками для музея Анастасии Цветаевой, который действует при Славянском центре в Доме дружбы.

Благодаря ей в экспозиции музея собрано более четырёх с половиной тысяч объектов хранения – книг, писем, записок, документов, фотографий, пластинок, иконок и других личных вещей писательницы. В этот раз внучка привезла более 30 новых экспонатов – оригиналы писем и документов, книги с автографами Цветаевой и бабушкину брошь.

На встрече в Доме дружбы Ольга Трухачёва поделилась своими детскими воспоминаниями о Павлодаре. В 1956 году её папа снял для семьи дом по улице Карла Маркса на берегу Иртыша. В феврале 1957-го туда переехала из Башкирии её мама. «Мама привезла меня в животе», – рассказывает Ольга Андреевна. А в июле 1957-го она появилась на свет. Представим вам россыпь её павлодарских воспоминаний.

Витражи

«Моё первое детское впечатление – я маленькая в доме по Карла Маркса. В полу была дырка в погреб, и я пропихивала туда все бабушкины вещи. Бабушка спрашивала, где ручка? И я брала бабушку за руку, подводила и показывала в дырку. Потом из подпола доставали бабушкины вещи. Она говорила: какая молодец, всегда быстро находит!»

«Помню, как мама первый раз делала ремонт и оставила на крыльце ведро с известью. Я схватила кисть и стала водить по стене. Помню, как я белила и знала, что сейчас у меня отнимут ведро с побелкой. Вдруг слышу смешок за спиной. Оборачиваюсь – мама, папа, бабушка, сестра хохочут надо мной. А я понимаю, что праздник для меня закончился, я вся в извести, но продолжаю мазать. Ведро и кисть у меня, конечно, отнимают».

«Была традиция – я набивала полные карманы камешков, и мама говорила: куда мы идём? На Иртыш, камешки бросать! Так до пятого класса из городка завода молконсервов ходила по нашей улице Луначарского через Дзержинского и Ленина, мимо театра имени Чехова. Вчера я отправила фотографии Павлодара своей сестре (старшая сестра Рита тоже живёт в США, – прим. авт.), она мне написала: как я хочу в Павлодар, увидеться с братом, со своими подругами!»

«Когда я приехала сюда через 21 год, мы с Ольгой Николаевной Григорьевой ходили в музей имени Бухар жырау. Я говорю, а почему здесь такие простые стёкла? Должны быть витражи цветные. Мне говорят, такого не было. Ну как не было? Я в первом классе из седьмой школы бежала к этому дому, стояла и смотрела витражи. И нашлись старожилы в этом музее, они сказали, правильно, у нас здесь были цветные витражи».

Души за уши

Анастасия Цветаева обладала властным характером и заставляла внучек учить иностранные языки, читать серьёзную литературу. Она говорила: «Я тяну ваши души за уши». Ольга Трухачёва с малых лет зубрила английский. С первого класса по дороге из школы бабушка требовала, чтобы она рассказывала обо всех событиях дня по-английски.

Ольга Андреевна передала в музей свою первую книжку – «Зимняя дорога», которую ей подписала бабушка: «Дорогой внучке Оле на память стихи Пушкина, которые мы с тобой учили в Павлодаре по пути в первый класс и назад. 1980 год. Ба». Ба – так называли внучки Анастасию Ивановну. Пушкинское «Буря мглою небо кроет» первоклассница Оля также пересказывала бабушке своими словами по-английски.

Анастасия Цветаева с детства в совершенстве владела французским и немецким языками. Английский выучила в зрелом возрасте и позже преподавала его в Тимирязевской академии. Она внушала внучкам: «Вам это пригодится в жизни». И как в воду глядела – обе живут в Америке, и английский стал для них вторым родным языком.

– Я помню, как мы идём с бабушкой в музыкальную школу. Между больницей и Ленпарком был узкий проход. И за нами вдруг идёт человек в телогрейке, кепке и сапогах. Мы быстрее, и он быстрее. Бабушка палку под мышку, меня за руку, и мы бегом через этот проход. А она всё на английском мне продолжает говорить. Мужчина кричит: подождите, пожалуйста! И начинает говорить с нами по-английски. Оказалось, он был ссыльным. Объяснился: я услышал английскую речь, и мне захотелось поговорить. Тут в Павлодаре жили и живут уникальные люди.

Фортепиано и сольфеджио были вторым обязательным занятием для Ольги Андреевны. В Доме дружбы на встрече с ней были её учителя из музыкальной школы – Гуляра Чистякова и Татьяна Кузина.

– Полгода я занималась в музыкальной школе на пятёрки, потом полгода вообще не ходила. Потом приезжала бабушка, и по шесть часов я играла. Всё, что должна была выучить за полгода, выучила за две недели, сдала все экзамены. И мы уезжали из Павлодара в Москву, у меня была бумажная клавиатура, и трое суток в поезде я играла на бумажной клавиатуре. Все ходили и смотрели, что это я делаю?

Надо

На мой вопрос о школьных годах и первых учителях Ольга Трухачёва показала свою тетрадь по арифметике первого класса «Д», которую привезла в подарок музею, и рассказала, что в школу отвела её бабушка, навязав на голову ненавистные бантики.

– Я уже читала и писала печатными буквами, когда пошла в школу, – рассказывает она. – Первая моя учительница Зоя Георгиевна Песцова просила маму: сделайте что-нибудь, чтобы она писала без нажима, а то одни кляксы в тетрадке. Мама поставила меня пилить дрова. Я правой рукой пилила дрова вместе с мамой. И так у меня за воскресенье устала рука, что в понедельник, придя в школу, красиво написала диктант. Зоя Георгиевна впервые пронесла мою тетрадь по всему классу – посмотрите, что случилось с Олей Трухачёвой, какой красивый почерк!

Анастасия Ивановна со своей стороны, чтобы улучшить почерк внучке, заставляла её исписывать целые тетради цифрами три и восемь. Из всей тетради бабушка обвела только одну восьмёрку и написала – отлично! Чтобы девочка сидела ровно и не портила зрение, она привязывала её к спинке стула резинкой, чтобы от глаз до учебника или тетради было не менее 30 сантиметров.

В семье главными словами были «труд» и «надо», а потом было слово «хочу». Ольгу Андреевну учили: «Сначала много-много раз «надо», тогда у тебя получится то, что ты хочешь».

После школы Ольга Трухачёва поступила в педагогическое училище, где у неё появилось много хороших подруг. Они также пришли на встречу в Дом дружбы.

– Уехала из Павлодара в Москву я на втором курсе, когда отца реабилитировали, – вспоминает Ольга Андреевна. – Потому что, когда моя старшая сестра Рита, окончив в Кокчетаве институт с двумя языками – английским и французским, пыталась в Москве устроиться в «Интурист», её не взяли, так как папа был свободен, но не реабилитирован. В 1971 году Рита приехала в Павлодар и сказала: папа, ты закрываешь дорогу мне и Ольге. Папа подал на реабилитацию и быстро её получил. В Москве нам также быстро дали квартиру. В этом году 50 лет, как мы получили московскую прописку. Я перевелась в Московское педагогическое и окончила его.

Осознание

На вопрос, воспринимали ли вы в детстве свою бабушку как известного писателя и сестру поэтессы Марины Цветаевой, Трухачёва ответила:

– Нет. Была обычная семья. Бабушкины первые воспоминания под названием «Из прошлого» вышли в 1966 году в журнале «Новый мир». Мне было девять лет. Я помню, как она ходила на почту, звонила в Москву своему редактору, обсуждала название будущей книги – тогда в издательстве «Советский писатель» был подписан договор на книгу её воспоминаний. «Воспоминания» были у Толстого и Аксакова, но тем не менее книгу назвали «Воспоминания». И вот когда стало больше народу вокруг неё, бабушку стали везде приглашать, я стала осознавать её значимость.

Однажды в Москве мы шли по улице Горького, и вдруг перед бабушкой падает на колени седой мужчина и начинает целовать ей руки – Цветаева! Что делает бабушка – она тоже посреди улицы встаёт на колени и говорит: вместо того, чтобы целовать мне руки, лучше бы сумку с картошкой до дома донесли! А люди проходят мимо и огибают нашу троицу – двоих стоящих на коленях и маленькую девочку.

Тогда я не понимала, почему мы живём в Павлодаре, а не в Москве. Поняла, когда в том же девятилетнем возрасте искала справку бабушки о реабилитации. Взрослые перерыли весь чемодан с документами, и мне сказали: молись, мы не можем найти справку. Я прочла «Отче наш» и наугад вытаскиваю из кучи бумаг этот потрёпанный конвертик. Бабушка говорит: я думала, никогда он больше не пригодится. Вот тогда я увидела половинку листа, где написано, что в действиях Анастасии Ивановны Цветаевой не усмотрено состава преступления. И 17 лет жизни человека – ссылка, первый арест, второй арест, десять лет лагерей…

«Amor»

В 90-х годах, когда в квартирах начали создавать Дома-музеи, Анастасия Ивановна попросила внучку не делать из её квартиры мемориала: «Музеев нашей семьи будет очень много». И она оказалась права – музеи Цветаевых открылись в Москве, Феодосии, Тарусе, Болшево, Вологде, селе Ново-Талицы, Павлодаре.

На днях переиздан роман «Amor», который Анастасия Ивановна написала в лагере карандашом на папиросной бумаге. Половину романа заключённые скурили – пустили на самокрутки. Выйдя на волю, писательница восстановила его по памяти и издала. По её словам, «этот роман молчал 50 лет».

– Когда в 90-м году вышел роман «Amor», я прочла и поняла, что Ника – это бабушка, что Серёжа – это папа, там есть люди, которых я знала. Я спросила её, почему ты о том времени написала, как сказку? Потому что уже «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург вышел. Здесь тоже правда, автобиография. А бабушка ответила: если бы я написала тем языком, который был, я бы сошла с ума.

27 сентября в Москве состоится презентация нового издания романа «Amor» и конференция. Памятные мероприятия к 130-летию Анастасии Ивановны пройдут во всех музеях Цветаевых.

По памятным местам

Продолжением мероприятий к 130-летию Анастасии Цветаевой стала выставка «Старый Павлодар», которая открылась в галерее «Айна», расположенной на втором этаже областной библиотеки имени С. Торайгырова. 25 павлодарских художников представили 60 работ с видами нашего города цветаевского периода – 1950-70-х годов. На графических листах и живописных полотнах любимые места писательницы – Ленпарк, старые дома и дворы, а также Иртыш с высокими обрывами и портовыми кранами.

Центром экспозиции стали полотна, акварели, графика и линогравюры нашего художника-классика Панко Величко. Представлено много его этюдов, нарисованных с натуры. Рядом работы Павла Лысенко, Евгения Москвина, Галины Беспаловой и её учеников – Евгения Фридлина, Адильжана Мусы, Светланы Кравченко, которая предоставила серию акварелей своих воспитанников из студии «Немалевичи». Многие художники вдохновились творчеством Анастасии и Марины Цветаевых и нарисовали картины-иллюстрации. В их числе наш постоянный автор Светлана Чистякова.

Талантливый художник-портретист Галина Беспалова взялась организовать эту выставку, потому что жила по соседству с Трухачёвыми, общалась с Анастасией Ивановной и дружила с её внучками Олей и Ритой.

– В городке завода молконсервов было много репрессированных и ссыльных, – рассказывает Галина Яковлевна. – Я жила в доме по улице 25 лет Октября, 127. Моим соседом по коридору был Павлов, княжеского рода, он девять языков знал. А в другом доме – сын Цветаевой с женой и дочками Ольгой и Ритой. С Ритой я училась в восьмой школе, она меня старше. Вот, полюбуйтесь, – это наш двор (показывает на свою картину), а это дом Трухачёвых. Он до сих пор стоит, к нему пристройку сделали. По два раза в год приезжала Цветаева и учила внучек немецкому, французскому и английскому. Я наблюдала, как они на трёх языках должны были называть ложки, чашки и всё на свете. Первые акварельные краски мне подарила Анастасия Ивановна, и вот здесь себя я нарисовала ученицей, а она стоит рядом, смотрит.

В подарок павлодарскому музею Анастасии Цветаевой её графические портреты прислала художница из Новосибирска Елена Стражелковская. Выставку «Старый Павлодар» вы сможете посмотреть в течение двух ближайших недель.

Автографы

В библиотеке имени С. Торайгырова состоялась презентация сборника-каталога «Зеркало времени», в который вошли 342 автографа писательницы – её письма, записки, дарственные надписи. Как она говорила, «подписывать книги – моя вторая профессия». Эта 18 по счёту книга составлена и издана сотрудниками музея Анастасии Цветаевой при поддержке Славянского центра. Ранее в этом году коллектив музея выпустил книгу «Три рассказа», которые Цветаева написала о кошках и собаке, которые жили с её семьёй в Павлодаре.

Составитель «Зеркала времени» Ольга Григорьева рассказала, что работа над сборником шла больше года. Были проблемы с расшифровкой записей писательницы, так как почерк у неё был сложным. С некоторыми письменами не справился даже искусственный интеллект. Они так и остались загадкой. Свою статью о сборнике «Зеркало времени» Григорьева опубликовала в сентябрьском номере респуб­ликанского журнала «Простор». Саму книгу можно почитать в областной библиотеке и библиотеке Славянского центра.

Присутствовавший на презентации книги Генеральный консул России Алан Хетагуров вручил диплом МИДа РФ за преподавательскую деятельность и пропаганду русского языка преподавателю Margulan University Галине Старченко. Из казахстанских педагогов этой награды удостоены всего двое.

Двадцатый костёр

Ярким и эффектным завершением юбилейных мероприятий стал 20-й по счёту праздник литературы «Цветаевский костёр». Каждую осень представители павлодарской интеллигенции приходят в Ленпарк (ныне Парк детства), где любила гулять Анастасия Цветаева, разжигают там костёр, читают со сцены стихи, поют песни. Зачинателями этой традиции являются поэтесса Ольга Григорьева и сотрудница Дома-музея Павла Васильева Татьяна Корешкова. Первый «Цветаевский костёр» они зажгли в 2005 году недалеко от Ленпарка, у дома, где жила Цветаева, по ул. Карла Маркса, 262 (ныне ул. Бокейханова).

Право зажечь 20-й юбилейный костёр предоставили Алану Хетагурову, его помощнику Г. Вертоградову, внучке писательницы Ольге Трухачёвой и поэтессе Ольге Григорьевой. Песней «Старый город» праздник открыл павлодарский бард Мирас Татыбаев. Мероприятие вела Татьяна Кузина. Она рассказала об интересных фактах из жизни Цветаевой в нашем городе. Приятно, что в празднике участвовало много молодёжи. Стихи, посвящённые Анастасии Цветаевой, прочитали юные артисты студии «Домовята». Настоящий драматический спектакль сыграли молодые актёры театральной студии «Скворечник». В постановку вошли фрагменты из книги Анастасии Ивановны «Воспоминания» и стихи её сестры Марины Цветаевой.

Постоянными участниками всех цветаевских событий в Павлодаре являются коллективы Славянского центра. На сцене Ленпарка выступили ансамбли «Славянки» и «Поречье». В адрес юбилейного костра пришли приветствия из разных городов и стран: из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Елабуги, Уфы, Нижнего Новгорода, Тарусы, Новосибирска, Кокшетау, из Германии, Италии и США. Благодаря организаторам «Цветаевского костра» Павлодар становится известен за рубежом как город высокой культуры.

Врезка

Анастасия Ивановна Цветаева (1894-1993) – русская писательница и мемуаристка, дочь профессора Ивана Цветаева, создателя Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, младшая сестра поэтессы Марины Цветаевой. Была репрессирована по обвинению в контрреволюционной пропаганде, 17 лет провела в лагерях и ссылках. Реабилитирована в 1959 году. С 1957 по 1959 год жила в Павлодаре у сына Андрея Борисовича Трухачёва. Здесь начала писать первый том «Воспоминаний». До 1972 года регулярно приезжала к сыну в гости. Сейчас в Павлодаре живёт её внук Борис Васильевич Зеленин.

Разворот подготовил Фёдор КОВАЛЁВ.

Фото Татьяны ВЕРВЕЙКО.