• Вт. Окт 8th, 2024

Маэстро красок, сын степей

Сен 5, 2023

Произведения этого художника хорошо знакомы казахстанцам, поскольку он одинаково умело создавал исторические портреты и эпические пейзажи. В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения одного из ведущих мастеров Казахстана XX века Аубакира Исмаилова. К этому событию была приурочена выставка в Павлодарском областном художественном музее имени Н. Нурмухаммедова. В экспозиции – 30 графических работ и одна живописная.

– Фондовая коллекция нашего музея включает произведения, позволяющие проследить становление и развитие народного и профессионального изобразительного искусства Казахстана. Сюда относятся акварели народного художника Казахстана Аубакира Исмаилова. Он принадлежит к поколению первых казахских мастеров, стоящих у истоков формирования нового типа культуры европейской модели, что пришла на смену кочевническому укладу жизни в первой половине ХХ века, – отмечают в областном художественном музее.

Аубакир Исмаилов родился в 1913 году в ауле №6 Тельмановского района Карагандинской области. Его образовательная жизнь была достаточно насыщенной. В 1927-1928 годах он обучался в студии для казахской молодёжи при Омском художественно-промышленном техникуме имени

М. Врубеля. Интерес к изобразительному творчеству у него возник ещё в раннем детстве благодаря матери – рукодельнице и народной мастерице. Его способности и трудолюбие вовремя заметили преподаватели. В 1928 году он стал участником первой передвижной выставки казахского искусства. Эту экспозицию сформировали в Семипалатинске художники-энтузиасты для продвижения творчества в массы и привлечения одарённых людей, проживающих в провинциальных населённых пунктах. После Семипалатинска эту выставку погрузили на верблюдов, и оригинальный караван двинулся по маршруту Петропавловск, Карсакпай, Лениногорск – до Кызылорды. Затем Аубакир Исмаилов был направлен на учёбу в Москву. Через несколько лет он вернулся в Казахстан, стоял у истоков создания Казахского отделения Союза художников. В 1933 году стал первым председателем оргкомитета Союза художников Казахстана.

А. Исмаилов писал: «Меня как родного сына учили В. Фаворский, С. Герасимов, Б. Иогансон. Три академика живописи – на одного казаха-джигита. А до этого учили Г. Савицкий, А. Крутильников. Только после 60 лет я понял всё величие их духовного подвига: каждый из них пытался поднять меня до уровня своего знания, умения, сознания».

В 1934-1938 годах Аубакир Исмаилов учился в московском ГИТИСе – в мастерской А. Судакова, овладевая профессией театрального режиссёра, принимал участие в съёмках двух легендарных советских фильмов: «Путёвка в жизнь», «Свинарка и пастух». Позже работал режиссёром в Казахском академическом драматическом театре. На его сцене Аубакир Исмаилов создал несколько спектаклей: «Исатай-Махамбет», «Отелло», «Козы Корпеш – Баян сулу», «Хозяйка гостиницы», принимал участие в съёмках отечественных кинолент «Ангел в тюбетейке» Ш. Айманова, «Синий маршрут» О. Сулейменова, «Кыз Жибек» С. Ходжикова, «Однажды и навсегда» А. Мамбетова. В 1940 году работал ассистентом режиссера у Сергея Эйзенштейна в фильме «Иван Грозный».

С 1930 года Аубакир Исмаилов активно участвовал в создании казахских сценических танцев, став одним из основоположников художественной национальной школы, первым исполнителем казахских танцев на профессиональной сцене. А в 1939 году организовал ансамбль народного танца при Казахской государственной филармонии, собрал материалы для постановок казахских танцев, вошедших в книгу «Казахские народные танцы». Кроме того, он владел несколькими музыкальными инструментами, виртуозно исполнял народные кюи.

Мастер оставил после себя богатое художественное наследие. Искусствоведы говорят: в своих картинах он запечатлел красоту природы, сохранённой в первозданном виде, бескрайнюю степь, пробудившуюся в век индустриализации и освоения целины. Это отражено в работах: «Преображённый родной край», «Бывшая ковыльная степь», ставшая хлебной житницей страны, «Окрылённая степь», «На просторах Казахстана». Индустриальная страна представлена у него циклом графических работ тушью о трудовых буднях шахтёров Караганды – «В шахтах Караганды» (1932 г.), «Строители Караганды» (1932 г.), «Индустриальная Караганда» (1953 г.) и другими. На монументальном полотне «Преобразованная долина Алатау» (1949 г.) дымят заводские трубы, идут поезда, кипит работа на колхозных полях. Многие свои произведения он подарил музеям.

Отметим, что к 110-летию художника в разных городах Казахстана проходят выставки его произведений, лекции и творческие вечера. Больше всего мероприятий организовано в Караганде (на родине мастера) и в Астане.

Марина КИСЕНКО.

Фоторепродукции Валерия БУГАЕВА.