• Сб. Ноя 2nd, 2024

Караван полотен, или Философия в цвете и образах

Мар 7, 2024

Более 40 лет верности собственной живописной манере позволяет ставить павлодарского художника Валерия Приходько в один ряд с ведущими мастерами Казахстана. К 75-летию живописца и графика в лектории Павлодарского областного художественного музея имени Нагимбека Нурмухаммедова состоялась памятная персональная выставка, а позже прошла лекция по творчеству Валерия Михайловича. Об особенностях его творений, которые сегодня хранятся не только в Павлодаре, но и в других городах нашей страны и за её пределами, рассказала главный хранитель фондов художественного музея Елена Дубовая.

В экспозиции, открывшейся в честь 75-летия мастера, можно увидеть 25 живописных и графических произведений. Удивительное художественное красноречие, непредсказуемая философия бытия, яркие изобразительные метафоры, карнавал иносказаний – всё это свойственно творчеству Валерия Приходько, ушедшего из жизни в 2021 году.

Погрузившись в размышления о том, что хотел сказать нам автор своими картинами-посланиями, можно совершить увлекательную прогулку по неизведанным мирам, где оттенки и композиции меняются, словно в цветном калейдоскопе. Или, например, встретиться с его героями, словно только что вышедшими из снов. Один распознает во всём этом привет из прошлого, другой уверенно скажет – автор фантазировал о будущем, а как на самом деле? Художник жил и творил в моменте…

?????????????????????
?????????????????????

Главный хранитель фондов Павлодарского областного художественного музея Елена Дубовая, кажется, знает работы Валерия Приходько наизусть, разве что может быть слегка неточной в названиях. Но специалист признается: среди творческого наследия, что он оставил нам, есть немало работ, которые неизвестны широкой аудитории, да и музейщики некоторые из полотен считают открытием.

– В его работах, выполненных тушью и пером, можно увидеть великолепную моделировку фигур, – рассказывает Елена Дубовая. – Сразу видно, что он хорошо учился (в 1970 году художник окончил Красносельское училище художественной обработки металлов – прим. авт.) Его насыщенные и многолюдные работы очень характерны для того времени – 1970-80-х годов. В этот период он ищет себя, думает, что делать, но профессия художника по металлу дала ему выход в творческую жизнь и основную школу. Позже он окунается в растительный орнамент, который будет развиваться в акрилах, гуаши и акварели. Его творчеству постоянно присуще изображение женской натуры, и этому принципу он не изменит никогда. В хорошем смысле это штамп, и он потом тоже получит своё развитие.

Сегодня произведения павлодарского мастера находятся в музеях Алматы, Актобе, Семея, Атырау, которые после памятной выставки 2023 года пополнили свои фонды некоторыми его работами. Но и в частных коллекциях они тоже есть. Например, у жителей России, Литвы, Монголии, Германии, Польши, Румынии, Вьетнама, Франции и США. Это свидетельствует о том, что творчество Валерия Приходько действительно разнообразно и интересно многим.

– А потом началась эпоха чёрной линогравюры, – продолжает рассказ Елена Дубовая. – У нас в музее хранится целая серия таких работ: «Музыка», «Зеркала», «Цирк» и другие. Композиционно в них всё сродни орнаменту, а детали сюжета непременно хочется рассматривать. Затем уже мы видим работу с металлом. Кстати, его офортный станок тоже перешёл в музейное наследие. Теперь мы будем искать тех, кто будет на нём работать. Офортные листы под названием «Вечные темы» Валерий Приходько создавал в своей мастерской, но если вдуматься, то всё творчество художника и дальше развивается именно под этой эгидой.

Как отмечает искусствовед, в творчестве Валерию Михайловичу всегда помогала его страсть к книгам. Он читал Кафку, Фрейда, Сократа и Платона, а потому в своих произведениях так часто обращался к философии, а иногда даже спорил с прочитанным текстом в картинах. У художника была обширная библиотека, часть которой после его ухода тоже перешла в пользование музея. Сейчас богатая книжная коллекция помогает в работе музейным специалистам.

С 1980-х годов Валерий Приходько начинает работать в цвете. Это гуашь, акварель, а позже, с конца 1990-х, появляются работы, выполненные акрилом. По словам Елены Дубовой, именно в этот период он начинает «смелеть» в творчестве.

– Я познакомилась с Валерием Михайловичем в 1996 году и сразу же подготовила о нём статью для журнала «Простор», – вспоминает искусствовед. – Меня восхитили серии его работ «Космические новеллы», «Голый король», «Круговорот», «Месяц март», «Аналогия и вымысел», «Весеннее равноденствие», «Августовские вечера» и другие. Эти листы выдерживают огромную смысловую, содержательную нагрузку, чем и привлекают. Тогда о нём уже заговорили в Алматы, где он начал выставляться практически ежегодно. Его выставки проходили в Павлодаре, Семее, Санкт-Петербурге.

В творчестве Валерия Приходько редко можно встретить натюрморты, однако в тех работах, которые мы всё-таки можем посмотреть, всегда тщательно продумана композиция. А уже потом автор начинает создавать своих неповторимых героев – караванщиков, вождей, королей, циркачей, мудрецов, русалок, сфинксов и полуобнажённых дам с причудливыми котами. Иногда все они возникают в самых неожиданных интерпретациях. Немало у него произведений, побуждающих зрителя разгадывать их, словно кроссворд.

О Валерии Приходько с большой душевной теплотой на каждой из памятных выставок говорят его близкие друзья и коллеги. Некоторые из них знали его настолько хорошо, что даже помнят, каким был последний штрих в конкретной его работе или, например, как возникали в процессе создания определённые образы.

– Его творчество для меня всегда было загадкой, – говорит павлодарский историк-краевед и археолог Виктор Мерц. – Мы много общались, но я как-то стеснялся у него спрашивать, что означает какая-то из работ, поэтому решил: на эмоциональном уровне определяю для себя сам, что мне понятно, а что не совсем. Глядя на его картины, как будто отрываешься от реальности и тоже начинаешь фантазировать, но, конечно, здесь уже можно придумать себе что-то противоположное замыслу автора.

Отметим, Валерий Приходько родился 21 февраля 1949 года в Мурманске. С 1970 года работал в Павлодаре, где и продолжал увлечённо оттачивать навыки в самых разных художественных направлениях: ювелирном деле, графике, витраже и монументальной живописи.

Марина КИСЕНКО.

Фото Валерия БУГАЕВА.