• Чт. Дек 26th, 2024

Заворожила балалайка

Ноя 28, 2024

В Павлодарском музколледже прошёл замечательный вечер русской народной музыки, романсов и произведений современных авторов «Ай да балалайка!». Особенностью этого мероприятия стало то, что на одной сцене со студенческим оркестром колледжа под управлением заслуженного деятеля РК Виктора Денисенко, ансамблем русских народных инструментов «Лад», баритонами нашей филармонии выступили и гости – известные балалаечники Андрей Гуревич и Вадим Шелепов.

Концерт организован в рамках проектов «Самға» и «Жас екпін» по выявлению, поддержке и продвижению молодых музыкантов. Поэтому на сцене вместе с именитыми артистами выступили молодые павлодарские музыканты Анэль Шевчук, Болат Шынгыс, Виталий Жидков и особенный студент колледжа, молодой баритон Константин Еременко, который исполнил «Вечерний вальс» Наума Шафера, созданный автором в 16 лет под псевдонимом Нами Гитин.

Кстати, оркестр русских народных инструментов Павлодарского музыкального колледжа «Лад» отпраздновал свое пятидесятилетие. Коллектив – единственный в Казахстане большой оркестр русских народных инструментов.

Каждый год рождаются новые программы и эксклюзивные проекты. Например, в 2022 году, объявленном Президентом страны Годом ребенка, был подписан меморандум «Самға» между областной филармонией имени Исы Байзакова и Павлодарским музколледжем. В рамках проекта стали проходить совместные концерты, и этот – именно такой, когда на сцене вместе со студенческим оркестром колледжа выступил профессиональный ансамбль филармонии «Лад» под управлением отличника культуры Казахстана Оксаны Петрушкиной, а также солисты – вокалисты филармонии, баритоны Алижан Казбеков, Алмас Мукатай, Айбар Ашкеев. Они исполнили «О, если б мог выразить в звуке», «Запрягу я тройку борзых», «Вдоль по улице метелица метет» и другое.

Второй проект – «Жас екпін» – международный. Суть его – помогать студенческим коллективам гастролировать и представлять культуру нашей области. В его рамках состоялись гастроли в Омск в 2022 году, в 2023 и в этом – триумфальные выступления в Барнауле, где оркестр даже открывал международный конкурс. Демонстрируя свой уровень и неординарность программ, коллектив находит новых друзей. Так, подружились и сделали совместные концерты с выдающимися музыкантами современности: народным артистом России, профессором Академии музыки им. Гнесиных, композитором Александром Цыгановым и заслуженным артистом Республики Татарстан, кавалером ордена «Құрмет», профессором КазНУИ Дамиром Султановым. Вот и в этот день была взята новая планка – выступление с дуэтом балалаечников: народным артистом России, доцентом кафедры народных инструментов Новосибирской консерватории имени Глинки Андреем Гуревичем и лауреатом международных конкурсов, солистом Русского академического оркестра Новосибирской государственной филармонии Вадимом Шелеповым.

– В прошлом сезоне у нас получилась такая очень интересная встреча – мы с Виктором Денисенко, с его замечательным оркестром пересеклись в декабре прошлого года в Барнауле, где проходил серьёзный конкурс исполнителей именно на народных инструментах – традиционный международный «От Рождества к Рождеству», а я был в жюри, – рассказывает Андрей Гуревич. – Я послушал этот замечательный студенческий оркестр, очень впечатлился. Ещё с ними играл ваш замечательный баянист Дамир Султанов – совершенно потрясающее было исполнение. И на открытии конкурса я Виктору Петровичу просто сказал: хорошо бы с вашим оркестром поиграть – вот как-то без особой надежды. Мы обменялись телефонами, и через какое-то время он звонит и говорит: высылай ноты. И вот мы здесь!

До сегодняшнего концерта музыканты успели провести две совместные репетиции. Российские балалаечники говорят, что программа достаточно сложная, разноплановая по жанрам, по стилям.

– Ребята молодцы, они внимательно слушают и стараются реагировать на малейшие замечания, – подключается к разговору Вадим Шелепов. – Это очень ценно, потому что для такой программы, которую мы привезли, это довольно непросто, мы ведь обычно играем с профессиональными академическими оркестрами, коллективами. Поэтому наши дальнейшие пожелания удачи в творчестве этим ребятам. Мы сегодня узнали, что такого уровня студенческий оркестр – единственный в Казахстане, такого больше нет. Поэтому коллектив этот надо беречь всеми силами, он уникальный, это ваше сокровище.

Гости из Новосибирска говорят, что сегодня русская народная музыка, культура обрела второе дыхание. Как один из символов казахской культуры – домбра, так у россиян – балалайка, и радует, что сейчас интерес к этому инструменту растёт.

– Когда мы пришли в филармонию, русский академический оркестр, в котором мы работали с Вадимом, был в системе Новосибирского телевидения и радио. Потом наступили девяностые, перестройка, начались проблемы, и нас сократили. И только в 2005 году мы попали в филармонию, – рассказывает Андрей Гуревич. – Я помню первые наши филармонические концерты: если ползала зрителей набирается, мы считали, что это хорошо. Сейчас у нас полные залы, а это значит, людям снова интересно. Думаю, причина еще и в том, что они устали от фанеры, от попсы, хочется чего-то естественного, живого. И вы знаете, в последнее время и композиторы заинтересовались нашим инструментом, пишут специально под балалайку.

Российские музыканты пожелали удачи Оксане Петрушкиной, руководителю «Лада». Они отметили и молодых баритонов, гордость Павлодара, которые недавно влились в ряды филармонии, заметив, что, во-первых, от природы у казахов очень сильные, мощные и красивые голоса, тембрально окрашенные. А во-вторых, виден уровень преподавания вокала: крепкий и достойный.

Что касается студентов, то в этот день было очень приятно слушать юные таланты во всех ипостасях: исполнительское мастерство, пение, дирижирование. На виброфоне солировал лауреат международных и республиканских конкурсов, 19-летний четверокурсник Болат Шынгыс. Он исполнил фантазию на тему романса Е. Юрьева «Динь-динь-динь» В. Малярова с оркестром «Лад».

Парень поступил в систему комплекса в 6 лет – сначала это была школа, потом колледж. Он сразу выбрал виброфон, но владеет и другими инструментами с определённой высотой звучания: ксилофон, маримба. Его преподаватель все эти годы – Юрий Доморощенов. После колледжа высшее образование Болат планирует получать в Астане.

Почему-то подумалось про студентов колледжа – их собирают в оркестр, работают с ними, дети сыгрываются, педагоги к ним привыкают, а потом они уходят. И приходят следующие, с которыми всё нужно начинать сначала.

– Вот так мы и живём каждый год: вот подготовишь их, к концу года всё идёт шикарно. Ушли все – всё по новой, постоянно надо работать с новыми талантами, – с грустью говорит Виктор Петрович. – Довольно часто я могу посмотреть на ребёнка и сказать – вот он талантлив, он пробьётся, но иногда ошибаюсь. Например, Алижана Казбекова сначала не разглядел, ему труднее других давалась учёба у Шахимардана Абилова. Однако вы его сегодня услышали – вот результат труда, целеустремлённости, подхода, желания чего-то достичь. Жаль, что потом многих наших воспитанников забирают столичные учреждения, но понятно, что им надо расти.

Кстати, Виктор Денисенко не весь концерт был за дирижерским пультом: его сменял Виталий Жидков, а «Серенадой» Франца Шуберта дирижировала 24-летняя баянистка Анэль Шевчук, которая всё остальное время играла на своем инструменте. Также она педагог музыкального колледжа по классу баяна студентов от 15 до 19 лет. На дирижера только учится, и на концерте ей дали шанс выступить.

– Выходить на сцену всегда волнительно. Больше 15 лет я играю на баяне, сейчас пробую себя как дирижер, но всё равно всегда переживаю. А за своих учеников на их выступлениях, наверное, даже больше, – говорит Анэль.

Интересно, что, как и все девочки, в детстве она хотела играть на фортепиано. И в восьмилетнем возрасте с бабушкой пошла записываться в музыкальную школу. Они зашли в первый попавшийся кабинет спросить, где это можно сделать, а это был как раз класс баяна. Жанна Борисовна Егоренко, впоследствии первая учительница девочки, уговорила, мол, из девочек мало кто играет на баяне, это будет очень классно, ты будешь не как все. Проверила музыкальные данные. Анэль попробовала – очень понравилось. Сначала, естественно, это был небольшой баян – по возрасту, а сейчас её концертный инструмент весит 15 килограммов.

Анэль рассказывает, что к этому выступлению была колоссальная подготовка, и в итоге всё прошло на отлично, все музыканты выполнили задачи, которые были поставлены.

В этот день зрителей порадовали исполнением вальса «Воспоминание о Вене» Василия Андреева, «Танцем с саблями» Арама Хачатуряна, «Каприччио» В. Гаврилина, «Белой акацией» Вениамина Баснера, «Старым банджо» Андрея Гуревича и Алексея Исаева, «Take five» Пола Дезмонда и другими известными произведениями.

В кулуарах после концерта я призналась Виктору Денисенко в том, что впервые вот так близко вживую видела игру профессиональных балалаечников.

– О чем вы говорите? Я пятьдесят четвертый год работаю здесь и тоже видел это впервые на нашей сцене, – улыбаясь, говорит мастер. – Я хочу вам сказать, что мои дети – герои. За два месяца они выучили такую сложную программу, а это ведь все первокурсники – гитаристы, баянисты, которые в сентябре только этот инструмент впервые в руки взяли. У нас нет конкретно ни педагога, ни самого отделения балалаечников. Люди сегодня хоть услышали, что такое балалайка. Этот инструмент – родственный с домброй, некоторые казахстанские домбристы используют приемы из учебника для балалаечников.

Я весь концерт наблюдала за зрителями – равнодушных в зале не было. Действительно, присутствовать на живом концерте – настоящее удовольствие, несравнимое ни с какими трансляциями.

Каждое выступление для студенческого коллектива – это новый шаг в творческом росте. Несомненно, сотрудничество с такими профессионалами, выступление с ними на одной сцене – это еще одна возможность для молодых музыкантов укрепиться в правильном выборе своего пути, потому что есть у кого учиться и к чему стремиться.

Татьяна САРТАКОВА.

Фото автора.