• Вс. Сен 8th, 2024

Великие имена (ч. 6)

Сен 7, 2023

Сватовство Шорман бия с ханской династией. Обзор родословной Шоты Валиханова

(Начало в №№ 63, 64, 65, 67, 68)

«Начиная с Джучи, сына дочери конырата Борте, до Шокана – кровинки Зейнеп из рода Каржас, кто из ханской династии без смешанной крови?» – говорил Шота Ыдырысулы Валиханов, родной внучатый племянник Шорман бия, сын Ыдырыса. Если взглянуть на его родословную, то его дед в седьмом колене Канишер (кровопийца, грозный) Абылай был героем-султаном не только в единоборстве, но и в бесконечных сражениях с главным врагом Казахской степи – джунгарами. Из истории нам известно о том, что мчался на врага знаменитый Абильмансур, внук Абылай хана, с громогласным кличем: «Абылай! Абылай!». За это его самого прозвали Абылаем.

Вот как ныне выглядит родословное древо его потомка Шоты ага: грозный Абылай – красавец Уали – Абылайхан – Уалихан – Шынгыс – Макы – Ыдырыс – Шота Валиханов.

В 2022 году исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося сына Казахской степи, известного архитектора, обладателя многогранного таланта незабвенного Шоты ага. Он верой и правдой служил своему народу, талантливо реализованные им подлинно творческие задумки являются образцами современного казахского монументально-прикладного искусства и архитектуры. Его целеустремленная полнокровная жизнь и уникальные творения на века останутся в памяти последующих поколений как яркий пример любви к своей родине и искусству, вызывая чувство подлинной гордости.

Согласно интерпретации Бухар жырау вещего сна Абылай хана Шокан Уалиханов имя свое «оставил на бумаге», а Кенесары Касымов – «на войне». Первому в Алматы, второму в Астане возведены величественные памятники, автором которых является Шота ага. Случайно ли это? Или же закономерность жизни, олицетворяющая суть поколенческого долга?!

Вся наша республика знает выходца из Баянаула Ермухана Бекмаханова, в 31 год ставшего самым молодым доктором исторических наук – казахом, написавшим правду о Кенесары хане, в целом историю Казахстана 20-40 годов XIX века, за что был безвинно осужден на 25 лет лишения свободы.

Я не знаю, когда его предки поселились в Баянауле, однако фамилия Ермухана ага могла быть Уалиханов. Ведь в седьмом колене дедом этой исторической личности был второй Абылайхан: Абылайхан – Уалихан – Тауке – Жанпеис – Жанбобек – Беген – Бекмахан – Ермухан Бекмаханов.

Шокан, Шота, Ермухан – потомки Уали хана. Потомком грозного Абылай хана – деда в седьмом колене Шоты Ыдырысулы также является известный в республике педагог, обучавший и воспитавший ярких и уважаемых в стране личностей (министр образования Казахской ССР Кожахмет Балахметов, государственные и общественные деятели Еркин Ауельбеков, Аманолла Рамазанов, академик Евней Букетов, поэт Какимбек Салыков, зодчий Шота Валиханов), Мусахан Канапиянов.

В этой школе он работал вместе с будущим председателем Совета Министров Казахской ССР Байкеном Ашимовым. Родовое древо Мусахана ага выглядит следующим образом: Грозный Абылай – Жангир султан – Султанбет султан – Тортан – Касым – Шынгыс – Канапия кажы – Мусахан Канапиянов.

Потомки торе помогали друг другу в получении образования. Так, наставник Шоты ага Мусахан Канапиянов, работавший в школе живописного Сырымбета, став заведующим отделом образования Кокшетау, помог целеустремленному юноше учиться и получить высшее образование в Москве. Позже Мусахан Канапиянов, переехав из Кокшетау в Павлодар, внес большой вклад в развитие и повышение качества образования в Павлодарском Прииртышье. Учитывая огромные заслуги талантливого педагога и организатора, прожившего всего 44 года, общественность областного центра в 2019 году поддержала нашу инициативу назвать его именем колледж Павлодарского государственного педагогического университета, установив перед учебным корпусом памятник-бюст.

Перед этим в 2017 году по моей инициативе дом-усадьба его деда Султанбета султана был восстановлен в первозданном виде. Превращению этого объекта, состоящего из трех бревенчатых зданий, в уникальный исторический комплекс, ныне выполняющий функции научно-познавательного центра, всемерно способствовали потомки торе во главе с талантливым организатором Жумабеком Камзиным.

Султанбет султан – внук Абылай хана. Он остался в истории как искусный дипломат, решавший множество сложных, спорных пограничных вопросов в пользу Казахского ханства. Поэтому восстановление имения Султанбета султана – реализованный нами проект, получивший положительную оценку широкой общественности.

Научно-познавательный исторический центр активно посещают не только представители национальной интеллигенции, официальные гости и туристы. Для многих молодых людей это стало местом поклонения историческим личностям. В воплощении в жизнь моей идеи особая роль принадлежит известному меценату, общественному деятелю, композитору, родившемуся в сакральном Сырымбете, Ерулану Канапиянову.

Желая достойной оценки, как говорится, бесценным трудам и глубоким думам Шоты ага, мы с Ереке (Ерулан Канапиянов) подготовили соответствующее письмо и направили в уполномоченную структуру. Разумеется, первым подписал наше обращение Олжеке – так Герой Труда Казахстана, выдающийся поэт современности Олжас Сулейменов, поддержав нас, выразил искреннее уважение своему другу. Жаль, не успели. Шота ага на девяностом году жизни навсегда покинул нас. Но не гаснет луч надежды.

Если в неспокойные годы прапрадед Олжаса Омаровича Олжабай батыр не выпускал из рук белый флаг деда в седьмом колене Шоты ага – Абылая, то их потомки, даря будущим поколениям свои бессмертные творения, золотыми буквами вписав свои имена в оте­чественную историю, достойно несут голубой флаг независимого Казахстана.

И напрашивается еще одно сравнение. Среди шедевров Шоты ага самый величественный – 34-метровый монумент Независимости в

г. Алматы. Он взметнулся ввысь как главный символ суверенного Казахстана, через пять лет после распада советской империи, олицетворяя собой свободу, о которой мечтали несколько поколений наших отцов и дедов. С каменного куба на 28-метровой высоте на шестиметровом крылатом барсе готов взлететь к синему небу «Золотой человек», чтобы восславить Великую степь.

Найденный в 1969 году археологом Кемелем Акишевым, правнуком Шорман бия, «Золотой человек» с легкой руки Шоты Валиханова – знаменитого архитектора, скульптора, внучатого племянника того же Шорман бия – стал символом государственности независимого Казахстана, вознесся над девятой территорией в мире.

Нет мастера искуснее Аллаха! Вот она, мощь шормановского духа!

Шорман би. По следам добрых дел

В советский период минувшего века запрещали произносить имя уважаемых и авторитетных в народе биев и султанов, относя их к богачам-воротилам, дельцам, что говорить о беспринципной, изворотливой политике по отношению к потомкам ханов и торе. Не секрет, что представители династий Шорман бия в баянтауском Аккелине и Уали хана в Сырымбете сполна испытали все тяготы ухищренной коммунистической идеологии.

Так, истории этих известных семей долгие годы оставались в тени, до сих пор до конца не изучены, поэтому предлагаемую статью можно рассматривать как научно-исследовательскую работу. Следуя требованиям классического историзма, внимательно обозревая, тщательно изучая генеалогические ветви Шон – Шорман – Шокан – Шота, старались также отметить личностные качества других исторических фигур и особенности их малых родин.

Основная цель проведенных со дня обретения независимости культурно-познавательных акций, увидевших свет книг, опубликованных статей, презентованных документальных телевизионных фильмов, радиопостановок о судьбах выдающихся личностей, а также других проектов – стереть имеющиеся белые пятна отечественной истории. И таким образом восстановить справедливость в национальном духовно-нравственном пространстве.

Как было отмечено выше, рассмотрев позабытые ответвления генеалогических древ, можно, оказывается, показать некую закономерность пословицы: «Из грязи в князи – грязь, из князя в князи – князь».

Число «семь» для казахского народа – цифра сакральная. Родственники до седьмого колена не вступают в брак между собой. «Кто не знает родословную, тот человек ущербный», «Помнящий семь своих предков озаботится о семи землях» и другие подобные крылатые слова, дошедшие из глубин веков, также подчеркивают нашу отличную от других национальную идентичность.

Классическое степное воспитание, базирующееся на знании своих предков хотя бы до семи колен, их земляков-современников – известных правителей, ораторов, акынов, жырау, героев, ученых, а также обычаев и традиций Великой степи, предполагает не только запоминание ярких имен, имеющих отношение к земле твоих отцов, но и печатное отражение их в национальной истории. Такой пример для будущих поколений показал мудрый Машхур Жусуп в своих бесценных трудах.

Расклад шежире (родословной) проводится в разной форме. Некоторые специалисты по генеалогическому древу отсчет поколений начинают с себя или же со своего сына. Это неверно, нужно от своего отца и выше. Что касается последующих поколений, то правильно считать от своего сына. Скажем, сын – внук – правнук и так далее по нисходящей линии. Всё это необходимо для чистоты крови, которая, по мнению специалистов, сказывается на здоровье и интеллекте будущих детей. Эту же цель преследует строгий обычай не выдавать замуж дочерей за своих родственников до семи колен. Подобное ограничение направлено на формирование здоровой физически и нравственно нации. Верность такого вывода подтверждают жизнь и деятельность вышеперечисленных личностей.

Шорман би достойным характером, заботой о народе, привлечением степняков к знаниям оставил в истории свой яркий след. Его добрые дела продолжили дети во главе с Мусой, затем внуки, ведомые Садуакасом. Эту истину мы высекли нынешним летом на могильной плите Шорман бия.

От Шормана и его жены Топай родились, кроме дочери Зейнеп (1816 г.), сыновья Муса (1818 г.), Мустафа (1820 г.), Иса (1824 г.) и Аужан (1826 г.). Если изложить языком поэзии о месте братьев в ту эпоху:

Шормана сыновья – четыре бриллианта.

Друзьям и недругам их тепло в горах Баяна,

Спокойно и сытно у дружных братьев –

Мусы, Исы, Мустафы и Аужана.

Хотя все сыновья были достойны отца, но, как известно из истории, особо выделялся господин Муса. Об этом свидетельствует множество статей, книг, увидевших свет в последние два десятилетия. О прошедших четыре года назад юбилейных торжествах, посвященных 200-летию государственного и общественного деятеля, просветителя, долгие годы (15 лет) являвшегося старшим султаном Баянаульского внешнего округа Мусы Шорманулы, мы подготовили видеофильм. А первенцу Шорман бия господину Мусе знаменитый певец Великой степи Биржан сал посвятил песню.

Жизнь господина Мусы не ограничилась схожестью с судьбой отца. Он за отведенные ему Аллахом 66 лет совершил много добрых дел для своего народа. Огромным Баянаульским внешним округом управлял из Аккелина, находясь в доме, возведенном в 1853 году. Его поддерживали прозванные «драгоценными камнями» три брата, а также, безусловно, сестра Зейнеп и зять Шынгыс Уалиханов из Сырымбета.

Алтынбек НУХУЛЫ,

депутат Сената Парламента, член Союза журналистов Казахстана, почетный гражданин Баянаульского района.

(Печатается в сокращении.

Окончание следует).