• Чт. Дек 4th, 2025

Диалог двух душ

Дек 4, 2025

28 ноября в малом зале имени Е. Тапенова, где свет ложится мягко и узко, будто специально создавая интимное пространство, Павлодарский областной казахский музыкально-драматический театр открыл зрителю свою новую премьеру – лирическую драму «О нас». Постановку по мотивам рассказа Оралхана Бокея «Оттепель» коллектив театра готовил как одно из ключевых событий 36-го сезона – камерное и без громких эффектов, но пронизанное редкой искренностью.

На сцене – всего два актёра. Жанар – в исполнении Жанары Назикеновой и ее друг – в исполнении Ерасыла Ерланулы. Жанар – слепая девушка, образ которой совмещает в себе внешнюю хрупкость и внутреннюю силу характера. То в ее голосе слышится неподдельная девичья наивность, то она уверенно рассуждает со своим другом о сложных человеческих взаимоотношениях. Молодой мужчина, который сначала словно боится подступиться к героине, с развитием сюжета постепенно становится её светом, согревающим пространство между ними.

Сложность таких дуэтных спектаклей в том, что актёрам приходится удерживать внимание зрителей на протяжении всего действия, не теряя динамики повествования. Здесь же именно дуэт создаёт эффект полной погруженности. Один из зрителей после премьеры заметил: «Двое актеров вложили в спектакль всю душу. Сюжет, актерская игра, сценарий заставляет задуматься, что мы выбираем спутника жизни не глазами, а сердцем».

И действительно – кажется, что между ними происходит не игра, а реальный диалог двух одиночеств, которые впервые за долгое время нашли друг друга.

Первые минуты спектакля ощущаются как глубокий вдох: пространство сцены почти пусто, предметов минимум, и потому каждое движение, звук, дыхание – наполняется смыслом. Такая минималистичность – намеренный художественный прием режиссёра-постановщика Жангельды Садыкова. Он объясняет это просто: «Мы смотрели не глазами, а душой, настроением, сердцем. Мы стремились передать смысл, а не вызвать жалость. Слеп тот, кто слеп душой».

Это утверждение – сердцевина спектакля. Садыков не стремится рассказывать эту историю с позиции внешнего наблюдателя. Он заставляет зрителя прожить ее изнутри. В его трактовке главное не сюжет, а состояние: внутренняя оттепель в человеке, который долго находился в ледяной тишине одиночества.

В постановке физическая слепота героини превращается в метафору: видеть – не значит обладать зрением, и не видеть – не значит быть слабым. Садыков подчеркивает это:

– Многим зрячим кажется, что мир существует лишь в том, что мы видим. И потому они жалеют тех, кто не видит его красок. Но это заблуждение. По-настоящему слеп не тот, кто не видит, а тот, кто не чувствует и не понимает.

Эта мысль не просто произносится – она проживается. В какой-то момент зритель начинает смотреть так же, как смотрит Жанар: не на форму, а в глубину, туда, где рождается человеческое тепло.

Режиссёр по пластике Актилек Аканова работает тонко: движения Жанар становятся языком, который говорит вместо глаз. Свет художника-постановщика Айсулу Шариповой – холодный и матовый, как февральское солнце перед оттепелью. Всё это создаёт ощущение пространства внутри человека, а не вокруг него.

Формально спектакль повествует о любви, прощении, вере и встрече двух людей. Но глубже – о том, что любовь приходит в моменты тишины. Что доброта – не слабость, а способность двигаться навстречу, даже когда страшно. Что нужно решиться услышать другого, прежде чем начать понимать его. Как итог – спектакль получился цельным, эмоционально выверенным и оставляющим долгое послевкусие.

«О нас» – это спектакль, который не кричит. Он шепчет. Он вступает в диалог со зрителем там, где обычно молчат – в глубине сердца. И именно этим он сильнее громких постановок. Потому что некоторые истины нуждаются не в декорациях, а в человеческом присутствии.

Амира САБЫРХАНОВА.

Фото автора.