• Пт. Окт 17th, 2025

Спасительное совпадение

Окт 16, 2025

За семь лет 20 казахстанцев стали донорами костного мозга для тех, кто нуждается в его пересадке. Большая часть неродственных трансплантаций была произведена для казахстанских пациентов. В четырёх случаях стволовые клетки казахстанцев подошли россиянам и в одном – итальянцу.

Долгая «песня»

Павлодарец в этой благородной статистике всего один. В Национальном регистре доноров стволовых клеток мужчина зарегистрировался в 2014 году. Тогда ему было 23 года. А непосредственно донором он стал лишь спустя семь лет – в 2021, спасши жизнь пятилетней тяжелобольной девочке из Москвы. Недавно точное совпадение стволовых клеток показало еще у одного павлодарского потенциального донора, но без контрольных лабораторных исследований пока специалисты ведут речь лишь о предварительной совместимости между донором и реципиентом. Если всё подтвердится, то уже второй павлодарец подарит кому-то шанс на полное выздоровление от смертельно опасного недуга.

Кому это нужно?

Пересадка стволовых клеток жизненно необходима пациентам с тяжелыми онкогематологическими заболеваниями, врожденными иммунодефицитами и другими заболеваниями крови и иммунной системы.

Кстати, этот мужчина согласие на потенциальное донорство стволовых клеток дал 10 лет назад.

Вполне может случиться, что к помощи потенциального донора, когда-то согласившегося отдать свои стволовые клетки ради спасения чьей-то жизни, и вообще никогда не прибегнут. Найти подходящего донора для конкретного пациента очень сложно. Существует мировая статистика, согласно которой лишь один из 430 человек, зарегистрировавшихся в соответствующей базе данных, сможет в дальнейшем помочь пациенту с опасным заболеванием и дойдет до процесса сдачи костного мозга.

Только звучит страшно

«Сдача костного мозга» – звучит как-то страшновато. На самом деле ничего страшного в этом нет. Сначала человека, если он изъявляет желание стать донором костного мозга, регистрируют в Национальном регистре доноров стволовых клеток. В Казахстане такой регистр появился в 2011 году на базе Научно-производственного центра трансфузиологии. Для этого он в областном центре крови по месту жительства сдает кровь. Обычная 9-миллилитровая пробирка затем с соблюдением необходимого температурного режима отправляется в Астану, в уже упоминавшийся Научно-производственный центр трансфузиологии. Следующий шаг – процедура типирования полученной крови. Типирование – это генетическое исследование, определяющее уникальный набор антигенов тканевой совместимости. Именно этот набор HLA-антигенов используется для подбора доноров при пересадке костного мозга. С потенциальным донором свяжутся, если обнаружат полное совпадение его стволовых клеток со стволовыми клетками реципиента. В этом случае начинается дополнительное обследование донора. И только после получения всех положительных медицинских заключений будет произведен забор костного мозга. Манипуляция эта проводится в условиях стационара и похожа на переливание крови.

Осознанный выбор

Павлодар стал отправлять образцы крови для Национального регистра доноров стволовых клеток почти сразу после его создания – в 2012 году. За девять месяцев этого года в столицу ушло 112 соответствующих образцов. Всего же в Национальном регистре числятся сегодня свыше 13 тысяч потенциальных доноров костного мозга. В последние годы, как рассказывает заместитель директора по медицинской части Павлодарского областного центра крови Сара Сыздыкова, желающих поделиться своими стволовыми клетками с теми, кому они необходимы, стало больше.

– Но суть же не в том, чтобы включить в национальный регистр как можно больше людей. Задача в другом. Нужно, чтобы люди выбор в пользу донорства стволовых клеток делали осознанно, – говорит Сара Сыздыкова.

К сожалению, бывают случаи, что потенциальные доноры, когда наступает «час икс», отказываются от трансплантации костного мозга. В силу разных причин. Кто-то забыл, что когда-то давал свое согласие на это, а по прошествии времени пересмотрел свои взгляды. Кто-то сдавал образцы крови за компанию и вообще не думал, что когда-нибудь с ним свяжутся по этому поводу. У кого-то сделанному выбору противятся родители, хотя в 18 лет, когда разрешено вступать в ряды доноров, человек уже сам принимает решения.

– К примеру, девушка в 18 лет дала согласие на включение себя в Национальный регистр донорства стволовых клеток, а в 23, когда мы получили полное совпадение ее HLA-антигенов с генетическим материалом реципиента, рассказала родителям, а те ни в какую. С одной стороны, она уже абсолютно самостоятельна в принятии решений, а с другой – прислушивается к родителям. И у нас плюс один отказ от трансплантации и минус один шанс на чье-то спасение, – обращается к жизненным примерам доктор Сыздыкова.

– Сара Балтиевна, но, наверное, люди отказываются не потому, что не хотят подарить кому-то шанс на выздоровление или стойкую ремиссию, а потому, что боятся. В обществе достаточно много мифов вокруг трансплантации костного мозга. Например, что он не восстанавливается…

– Да, это самое распространенное ошибочное мнение про донорство стволовых клеток. На самом деле, что такое костный мозг? Это орган кроветворения, производящий все клетки крови: тромбоциты, лейкоциты, эритроциты… Все эти клетки в организме вырабатываются постоянно. Если дело доходит до трансплантации, то у донора забирают не более пяти процентов от общего количества его костного мозга. Эту потерю в момент донации организм вообще никак не ощущает. Но самое главное, костный мозг донора уже через 2-3 недели полностью восстанавливает все свои клетки.

– Или что быть донором костного мозга – это больно… Сразу возникает ассоциация – позвоночник, толстая игла…

– Позвоночник и толстая игла – это вообще не про костный мозг. Часто люди путают костный и спинной мозг, который действительно находится внутри позвоночника и является частью центральной нервной системы. Забор же костного мозга осуществляется несколькими способами. Первый – это прокол кости таза. Именно в крыльях подвздошной кости в большом количестве находятся стволовые клетки. Второй схож со сдачей тромбоцитов, когда из одной руки берут кровь, она проходит через специальный аппарат, отсеивающий нужные клетки, и тут же возвращается в организм через вторую руку. Первый способ вообще безболезненный, поскольку проводится под общим наркозом. А второй ощутим на уровне установки катетеров – по одному на каждую руку. Каким из этих способов воспользоваться, чтобы сдать стволовые клетки, донор решает сам. Кстати, если он выбирает забор стволовых клеток из периферической крови, то перед манипуляцией ему дадут для приема внутрь лекарственный препарат, который «выгонит» в общий кровоток стволовые клетки, потому что обычно они там не присутствуют.

Теперь о том, почему так важно вступать в Национальный регистр доноров стволовых клеток осознанно. Как мы уже говорили, человек может отказаться от участия в донорстве стволовых клеток на любом этапе. Единственное условие – отказ этот возможен не позднее чем за 10 дней до назначенной процедуры пересадки костного мозга. Почему? Потому что именно в эти 10 дней реципиент получает высокодозную химиотерапию, которая полностью уничтожает иммунную защиту организма, и если донор откажется в эти 10 дней, у пациента просто не останется времени на поиск нового донора. Человек умрет.

Ну и в целом про осознанность. Как сказать больному человеку, которого уже обнадежили, что у него есть шанс выздороветь благодаря донору, что этот донор вдруг по каким-то своим личным причинам отказался от трансплантации костного мозга?

Вот почему в региональных центрах крови, которые и формируют Национальный регистр доноров стволовых клеток, отправляя в центр образцы крови на типирование, уделяют особое внимание работе по повышению осознанности среди потенциальных доноров. Павлодар в этом плане просто пионер из пионеров. С некоторых пор на базе Павлодарского центра крови работает «горячая линия» по обзвону своих потенциальных доноров стволовых клеток из национального регистра.

– Правильно проведенный рекрутинг доноров стволовых клеток сегодня – это ноль отказов от трансплантации костного мозга завтра. Обзванивая своих добровольцев, мы не только напоминаем им об их членстве в составе регистра, но и приглашаем на индивидуальные встречи. И знаете, это очень эффективно, потому что тет-а-тет люди не стесняются задавать вопросы про донорство стволовых клеток, – говорит Сара Сыздыкова.

Спрашивают всё о том же: а не опасно ли это для моего здоровья, а не больно ли это, предусмотрено ли какое-то вознаграждение…

Кстати, о материальном. Донорство стволовых клеток в Казахстане – добровольное и бесплатное. Добровольцы даже не могут претендовать на возмещение «энергетических затрат организма» в размере 0,25 МРП, которые по приказу вместе с плиткой гематогена выплачиваются донорам крови. Благодарность здесь одна, и она круче любых материальных благ. Что может быть дороже спасения жизни тяжелобольного человека?!

Про правила

Потенциальным донором стволовых клеток может стать любой желающий казахстанец в возрасте от 18 до 45 лет. Главное условие помимо возраста – отсутствие онкологических, хронических заболеваний и заболеваний крови.

Важный нюанс. Возрастной ценз до 45 лет касается лишь тех, кто дает добро на включение себя в Национальный регистр доноров стволовых клеток. Это требование не распространяется непосредственно на доноров, если для них отыщется подходящий реципиент, ведь между оформлением согласия на донорство и им самим могут пройти и иногда, проходят годы. Взять, к примеру, последнего потенциального павлодарского донора, который по предварительным данным по всем параметрам подходит реципиенту. В 35 лет он вошел в состав Национального регистра доноров стволовых клеток. Сейчас мужчине 45 лет, и если повторные лабораторные исследования подтвердят полную совместимость с генетическим материалом пациента, то его пригласят на саму процедуру.

Ирина ВОЛКОВА.

Фото из архива 

Сары Сыздыковой.