• Пт. Авг 29th, 2025

Время цифровых возможностей

Авг 28, 2025

С нового учебного года в Павлодарской области начнут внедрять в образовательный процесс искусственный интеллект. Для педагогов предусмотрено специальное обучение, чтобы они применяли цифровые инструменты в инклюзивном и дифференцированном обучении. Эти и другие вопросы обсудили участники традиционной ежегодной августовской конференции, которая в этом году посвящена теме «Білімкелешегі: адалазамат, кәсібимаман» («Будущееобразования: честный гражданин, профессиональный специалист»). Встреча прошла во Дворце культуры имени Естая под председательством акима Павлодарской области Асаина Байханова. В рамках конференции сильнейшие педагоги региона получили награды.

Гибко, современно, технологично

По традиции в преддверии нового учебного года педагоги нашей области собираются, чтобы обменяться мнениями, ориентированными на развитие системы образования. В этот раз августовская педагогическая конференция началась с выставки цифровых разработок в фойе Дворца культуры имени Естая. Здесь представили современные технические решения, позволяющие сделать работу педагогов ещё более эффективной.

Выступая перед педагогической общественностью, Асаин Байханов сказал, что слова Президента страны Касым-Жомарта Токаева: «Если сегодня мы сумеем воспитать сознательное поколение, завтра будем во главе прогресса», – послужат ориентиром для каждого педагога. Глава области подчеркнул, что образование должно быть гибким, современным, технологичным, при этом социально ориентированным.

– Президент страны справедливо отметил, что в этой сфере нет права на ошибку, ведь счастье ребёнка – это счастье всей страны. Именно педагоги открывают путь к этому будущему, – резюмировал Асаин Байханов.

На сегодняшний день в Павлодарской области работают более 23 тысяч педагогов, свыше 15 тысяч из них получают надбавки за повышение квалификации. Введены в эксплуатацию новые школы и детские сады, модернизировано 182 учреждения, полностью обеспечена безопасность учебной среды. В нынешнем году выделено рекордное количество бесплатных мест в колледжах – 6250, а их выпускники имеют стопроцентное трудоустройство.

В прошлом учебном году павлодарские школьники завоевали 329 медалей международного и республиканского уровней. Особое внимание в регионе уделяется равному доступу к образованию. 36 тысяч малышей воспитываются в 387 дошкольных организациях, при этом охват детей в возрасте от трёх до шести лет достиг ста процентов. В ближайшее время свои двери откроют новые детские сады в сёлах Бирлик, Зангар, Актогай и в микрорайоне Павлодара Достык. С июля в регионе внедрён проект ваучерного финансирования детских садов. Это значит, что родители сами выбирают детский сад, а государственный заказ «следует» за ребёнком. Такой подход помог снизить очерёдность в детские сады на 50 процентов.

В предстоящем учебном году за парты сядут 10,5 тысячи первоклашек. Для повышения качества образования ввели 130 современных кабинетов, а более 85 процентов оснащены мультимедийными средствами. Асаин Байханов заявил, что в этом году в регионе открывается несколько новых школ, а взамен аварийных построены новые здания.

Технологии в деле

Одной из основных особенностей предстоящего учебного года станет внедрение искусственного интеллекта в учебный процесс. Об этом на встрече подробно рассказала заместитель председателя Ассоциации по развитию искусственного интеллекта в Казахстане Анар Тулеубаева. В своём выступлении она подчеркнула: сегодня речь идёт уже не только о цифровизации, но об ответственном применении искусственного интеллекта. Это, разумеется, прогресс, а ещё защита учеников, педагогов и всего образовательного процесса.

– Мы вводим искусственный интеллект в образовательную среду, чтобы улучшить персонализацию, снизить бумажную нагрузку и повысить эффективность, но для любого инструмента требуются сопровождение, этические нормы, правовая база и системный контроль. Говоря о внедрении искусственного интеллекта в школьное образование, нужно не только подчеркнуть его возможности, но и честно признать – вместе с перспективами приходят новые вызовы и риски. И здесь для нас важен опыт других стран, – говорит Анар Тулеубаева.

Она привела такие данные. Например, на федеральном уровне в США пока не существует единых стандартов по применению искусственного интеллекта в школьном образовании. То есть ответственность ложится на учителей, а это создаёт неопределённость. В штате Карнатака на юго-западе Индии попытка внедрить систему распознавания лиц учеников с целью контроля их посещаемости вызвала негативную реакцию общества – родители и некоторые из экспертов образования выразили опасения относительно утечки биотметрических данных школьников. В Шотландии учащиеся начали массово использовать ИИ для выполнения заданий без понимания материала, а в Австралии уже ввели термин «цифровая амнезия», так как дети перестают «удерживать» знания, которые не продуцировали самостоятельно, при этом у них снизились память, внимание и мотивация, так как они излишне полагались на алгоритмы искусственного интеллекта.

– Любые инициативы должны сопровождаться национальными регламентами и правовыми нормами, – отметила Анар Тулеубаева. – В Казахстане необходимо разработать чёткие условия и правила допустимого спектра применения искусственного интеллекта. Это убережёт и педагогов, и родителей от недоверия. Важен баланс. Искусственный интеллект не должен лишать ребёнка возможности прилагать усилия в поиске знаний. Решение состоит в том, чтобы встроить в школьные программы модули по цифровой грамотности и критическому мышлению. Ученикам следует объяснять не только то, как пользоваться, но и почему нельзя полностью полагаться на технологии.

По словам председателя Комитета по обеспечению качества в сфере образования Министерства просвещения РК Серика Аширова, в новом учебном году стартует поэтапное внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс.

– Планируется внедрение платформы AI-Kitap (платформа для цифровых AI-учебников, – прим. авт.), педагоги будут проходить трёхуровневые курсы, а всех учащихся с первого по 11 класс охватят курсами «Day of AI», – сообщил в своём выступлении Серик Аширов.

Отдельное внимание С. Аширов уделил развитию инклюзивного обучения, поддержке детей с особыми образовательными потребностями. Он отметил, что в 90 процентах организаций образования страны уже создали условия для инклюзии, обеспечена психолого-педагогическая поддержка школьников этой категории. В октябре нынешнего года в Казахстане состоится первый всемирный конгресс по инклюзивному образованию.

В системе дополнительного обучения в августе нынешнего года в Казахстане стартовал пилотный проект по внедрению единого государственного заказа, направленный на обеспечение прозрачности финансирования. Проект реализуется пока в шести городах, а с 2026 года механизм внедрят по всей стране. Уделено на встрече внимание и повышению квалификации педагогов.

– Государство постоянно создаёт условия для профессионального роста педагогов. Уже в этом году охват курсами повышения квалификации увеличен в два раза, а новая автоматизированная цифровая система непрерывного профессионального развития педагогов помогла повысить в стране долю квалифицированных кадров до 72 процентов, – говорит Серик Аширов.

Ещё стало известно, что издательство «Алматыкітап» поддержало систему образования нашего региона, безвозмездно предоставив 40 мобильных образовательных комплексов «TopIQ – Mobil Box» для малокомплектных школ Павлодарской области.

Награды – сильнейшим!

После завершения пленарной части конференции состоялась церемония чествования педагогов. Асаин Байханов вручил награды учителям по итогам прошедшего учебного года за особые заслуги в образовании от Министерства просвещения РК – знаки «Почётный работник образования». Высокой награды удостоены педагоги из Павлодара, Экибастуза, Аккулы, Баянаульского, Иртышского, Успенского районов. Среди них Карлыга Хамзина, Толеухан Темирханов, Гульмира Мустафина, Куаныш Кокишев, Алмагуль Садыкова и Гульмира Баймамырова. Директору Павлодарской школы-лицея №8 для одарённых детей Гаухар Бабыковой вручили нагрудный знак «За заслуги перед областью».

Почётную грамоту от акима области получили педагоги из Павлодара, Аксу и Актогайского района. Это Маржан Тынысбек, АклайКурумбаева, КабылбекМысыкбаев и Зауреш Калиакпарова. Есть педагоги, награждённые Благодарственными письмами от акима области. Кроме того, в рамках Года рабочих профессий впервые отмечены технические работники учебных заведений.

В рамках конференции назвали победителей областного конкурса «Лучшая организация среднего образования-2025». Ими стали СОШ №29 Павлодара и Казахская гимназия для девочек №25 Экибастуза. В число сильнейших организаций образования и воспитания также вошли детский сад №24 Аксу, Центр экологии и туризма для детей и молодёжи, Павлодарский технологический колледж. Эти организации получили гранты акима области – по 50 миллионов тенге.

Конференция завершилась выступлениями местных вокальных и хореографических коллективов.

Марина КИСЕНКО.

Фото Валерия БУГАЕВА.