• Сб. Июн 28th, 2025

Впервые в эфире

Июн 27, 2025

28 июня в Казахстане отмечается День работников средств массовой информации. Для наших коллег из Павлодарской областной телекомпании «ERTIS» этот год юбилейный – исполняется 60 лет со дня её первого эфира, состоявшегося 7 ноября 1965 года. Сегодня мы вспомним о создателях областного телевидения – первых редакторах, режиссёрах, журналистах, операторах и звёздах экрана – телеведущих.

В статье «За пять лет до эфира», вышедшей в «Звезде Прииртышья» 13 февраля 2025 года, мы рассказывали о том, как в Павлодаре строился телецентр, как его судьба решалась в кулуарах власти. 8 января 1964 года вышло распоряжение Совета Министров КазССР разрешить Государственному комитету Совета Министров КазССР по радиовещанию и телевидению организовать Балхашскую, Уральскую, Павлодарскую и Семипалатинскую студии телевидения.

Студия телевидения – это прежде всего коллектив технических и творческих работников. Председателем областного комитета по телевидению и радиовещанию тогда назначили заместителя председателя облисполкома Хамзе Махамбетовича Токпанова. В этой должности он проработал с 1964 года до ухода на пенсию, до ноября 1985 года. Благодаря стараниям Токпанова областное телевидение появилось на свет, перешло с чёрно-белого формата на цветной и расширило вещание с 40 километров до всего Павлодарского региона.

Руководителем телестудии пригласили Сергея Павловича Шевченко, который до этого с 1961 по 1963 год был главным редактором Петропавловской студии телевидения. У Шевченко было два высших педагогических образования, опыт директора школы, проректора вуза, инспектора школ Северо-Казахстанского облОНО, публикации в «Учительской газете», газетах «Ленинское знамя» и «Учитель Казахстана». К слову, позже, с 1979 по 1988 год, Шевченко был главным редактором нашей «Звезды Прииртышья».

В своей книге «Уходя, оглянуться…» он вспоминает перевод в Павлодар: «В июне 1965 года вызвали в Целинный крайком партии. Разговор в отделе пропаганды и агитации был коротким. Мне предложили возглавить организующееся в Павлодаре телевидение. Вечером я вылетел в Павлодар «на смотрины».

Добавлю, что город ему понравился, и он связал с ним оставшуюся часть жизни.

6 ноября 1965 года Павлодарский телецентр был сдан в эксплуатацию, а 24 ноября Шевченко утвердили заместителем председателя Комитета по радиовещанию и телевидению. В отчёте о работе Павлодарской студии телевидения за 1966 год он писал, что сразу отказался укомплектовывать штат телевизионщиками из других студий. Решил пригласить только ведущих специалистов, а остальных растить на месте.

«Телевизионное образование» наши ведущие специалисты получили в студиях Алма-Аты, Барнаула, Петропавловска, Джезказгана. Среди новичков большинство в прошлом работали в газете, на радио, в театре, в художественной самодеятельности», – писал Сергей Шевченко в отчёте.

Первым главным редактором облтелерадиокомитета был назначен Вадим Бороздин. В числе первых редакторов казахской редакции – Рахат Балтабаев. Первым главным режиссером студии стал Юрий Петров, а первым режиссером казахской редакции – Ануар Калиев. Сейчас мало кто помнит, но первым художником на ТВ был Панко Величко. Он занимался оформлением студии, декораций заставок.

Ветеран телевидения, режиссёр Ирина Кононенко в книге «Главный телеканал Прииртышья» рассказывает о родоначальниках ОблТВ: «Вспоминается мудрый и насмешливый Рахай Балтабаев, обаятельная Раиса Николаевна Ким, которые пришли на студию задолго до начала вещания. Балтабаев возглавил редакцию казахского вещания, а все художественные и документальные фильмы, которые шли по телевидению, – это работа Раисы. Позже она стала выпускающим редактором и формировала программу эфира. Среди первых журналистов интересны были и Нурбек Билялов, и Болатхан Сейткалиев, который зачастую работал и диктором».

С первых дней на телевидении трудились журналисты Ольга Иванова, Анна Фишер, наш коллега по «Звезде Прииртышья» Сергей Горбунов (крепкого ему здоровья!), Виктор Семерьянов, Тамара Карандашова, Лилия Лещинская, Валентина Ланцева.

В числе первых режиссёров были Пётр Басов, Ануар Калиев, Зоя Юдина, Владимир Жбанов, Юрий Петров, Юрий Банеев, Кымбат Хусаинова, Ирина Кононенко. Кто-то пришёл чуть раньше или позже – не важно. Факт, что они начинали с нуля, руководили творческим процессом создания телепередач – репортажей, прямых эфиров из студии и трансляций с передвижной телестанции (ПТС).

Самый первый пробный технический эфир Павлодарского телевидения состоялся 7 ноября 1965 года. Это был репортаж с демонстрации в честь 48-й годовщины Октябрьской революции. В тот год ОблТВ экспериментально вещало два-три раза в неделю.

По мере развития телестудии в эфире появилась своя программа новостей, с годами ставшая ежедневной, и итоговая информационная программа «Обозрение недели». Журналисты стали снимать документальные фильмы, в том числе о Каныше Сатпаеве, Шакене Айманове, Павле Василь­еве. Ездили в командировки по разным городам СССР, в Москву и на строительство БАМа.

Регулярно выходили телепередачи «За честь родного города», «Диалог в прямом эфире», «День за днём», «Открытый микрофон», авторские «Боль» Ларисы Орловской, «Деревенские рассказы» Лидии Петровой, «Я назначаю вам свидание» Зои Бутэрус.

Работал отдел культуры, освещавший значимые события и знакомящий зрителей с талантами. Были популярные программы для детей: «Мир вокруг нас», «Маленькие звёздочки», «Весёлые старты», «Репортаж ведёт Солнце» и другие.

В докладе 1966 года Сергей Павлович Шевченко отмечал: «С первых дней работы мы стремились установить прочные связи с телезрителями. В этих целях регулярно делали передачи с обзорами писем и ответами на вопросы телезрителей, различные викторины и конкурсы… В среднем в студию поступает за месяц до ста и более писем».

Сергей Павлович с юмором описал подготовку к первому эфиру 1965 года в повести «Сегодня вы увидите». Нужно отметить, что я с трудом нашёл её. В областной библиотеке сохранился единственный экземпляр журнала «Простор» 1974 года, в котором эта повесть опубликована. В этом произведении описаны реальные события, но фамилии действующих лиц заменены.

К примеру, отбор телеведущих напомнил ему ярмарку тщеславия. На пробы шли застенчивые десятиклассницы, самоуверенные женщины, считающие себя красотками, дамские парикмахерши, продавщицы галантерейных отделов и т. п. Кто-то шепелявил, картавил или косил. Пришлось просеять тонны пустой породы, чтобы выбрать из неё алмазы.

Первыми дикторами русскоязычного вещания стали Юрий Мастьянов и Светлана Павелкова, а казахского – Болатхан Сейткалиев и Нагима Байдилова. Так в Павлодаре появились свои телезвёзды. Люди, которые, по словам Шевченко, получили право «ежедневно входить в дом к десяткам тысяч людей, беседовать с ними, представлять гостей студии, сообщать новости».

Телевизоров тогда было мало – один-два на подъезд, если не на весь дом. Поэтому по вечерам у голубых экранов собирались не только счастливые их обладатели, но и соседи. Павлодарцы знали в лицо всех дикторов местного телевидения: Владимира Мошнова, Светлану Павелкову, Ларису Гуликову, Раису Капран, Нагиму Байдилову, а также редакторов, работавших в прямом эфире: Ольгу Иванову, Михаила Гапончука, Тамару Карандашову, Лилию Лещинскую, позже Зою Бутэрус, Валерия Сорокина, Михаила Касаткина, Владимира Дегтярёва и других.

Как писал Сергей Шевченко, в 1965 году студия начинала работу в крайне тяжёлых условиях. Не было ни одной автомашины, кинокамер, проявочной техники, киноплёнки. За год ему удалось укрепить материально-техническую базу: облисполком выделил автомашину «ГАЗ-66», Госкомитет – автобус, две кинокамеры и проявочную машину, Барнаульский комитет – осветительные приборы, монтажные столы, из ликвидированной Рубцовской студии передали фильмотечный фонд.

Здесь стоит вспомнить первых операторов Павлодарского телевидения, которые в таких стеснённых обстоятельствах умудрялись снимать качественные, а порой высокохудожественные фильмы и репортажи: Владимира Масленникова, Виктора Козюру, Тохтара Ахметова, внука фотографа Д.П. Багаева Альберта Багаева, Виктора Бутэруса, который пришёл на ТВ сразу со школьной скамьи и проработал всю жизнь. В числе первых студийных операторов – Михаил Зелев, Вячеслав Иванов, Виталий Иклатый.

Прибавим к ним звукорежиссёров, инженеров под руководством Олега Фёдоровича Лебедева и других творческих и технических специалистов, чья работа остаётся за кадром. Весь этот огромный коллектив сделал чудо – Павлодарскую телестудию, ставшую одной из лучших областных студий в Казахстане.

P.S. О телевизионщиках 1980-90-х годов, работавших на сломе эпох, мы расскажем в одном из следующих выпусков «Звезды Прииртышья».

Фёдор КОВАЛЁВ.

Фото из открытых источников.