• Сб. Апр 5th, 2025

Город юности писателя Иванова

Апр 3, 2025

Павлодарский краевед Людмила Фёдоровна Баюшева считает, что историю нашего города начала двадцатого века можно изучать по произведениям Всеволода Иванова. Например, в своей автобиографической книге «Похождения факира» 1935 года он детально запечатлел дореволюционный Павлодар своей молодости.

На сто лет назад

Павлодарцы, проходя мимо старинных зданий конца 19-го и начала 20-го века, редко задумываются о том, что более 100 лет назад здесь прогуливались такие же горожане, но с другими заботами и проблемами, здесь также кипела жизнь, но другая, не похожая на современную.

Настоящей машиной времени для меня стала книга «Похождения факира», в которой наш земляк, классик советской литературы Всеволод Иванов описал в жанре плутовского романа свои похождения в дореволюционном Павлодаре. В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения писателя.

Утрачено

Некоторых зданий и мест, упомянутых Ивановым, уже давно нет, но благодаря его перу документалиста они навсегда вошли в историю. Об этих утраченных и сохранившихся исторических зданиях Павлодара я поговорил с краеведом Людмилой Баюшевой. К слову, она посетила могилу Всеволода Иванова, когда была в Москве, на Новодевичьем кладбище.

– Кто ещё так красочно и в деталях рассказал о первом в Павлодаре кинотеатре «Заря» или о первом городском катке, который соорудили пожарные? О них есть только сухие строки документов, – говорит Людмила Фёдоровна. – А Всеволод Иванов пишет: «По воскресеньям на катке играл оркестр пожарных. Пожарные сидели в страшных медных касках, завязанные пуховыми шалями: со степи всегда дул свирепый ветер».

Ещё одной достопримечательностью дореволюционного Павлодара был деревянный цирк, возведённый в 1910 году на Базарной площади по заказу владельца уральских и сибирских цирков Александра Коромыслова, который к тому же сам был наездником, клоуном и дрессировщиком. Вот как об этом строительстве с юмором рассказывал Всеволод Иванов в «Похождениях факира»: «На площади, возле дома купца Дерова, сколачивали огромное здание из досок, и руководил постройкой мой дядя Василий Ефимович Петров. Но оказалось, что осенью цирк открыть невозможно. Василий Ефимович выстроил цирк криво, и его ещё больше скосило от упорных дождей. Спешно пришлось перестраивать. Дядя Василий Петров, любуясь топорами плотников, хвастался: Уверяю, цирк ставят навечно. Я под него кирпичный фундамент подведу».

– Цирк проработал в Павлодаре четверть века, – комментирует Людмила Баюшева. – До 1917 года здесь выступали артисты передвижного «Шапито», а в середине двадцатых годов в Павлодаре образовалась своя цирковая труппа. Здесь в феврале 1929 года выступали знаменитый русский силач, чемпион мира Иван Поддубный и легендарный казахский борец Хаджимукан Мунайтпасов.

Первое увиденное цирковое представление произвело на молодого писателя ошеломляющее впечатление: «Я вышел из цирка. Чувства мои были разъединены, как разводят мосты для пропуска судов. Я отрекся от того, что хотел сделать, но что я хотел сделать вновь, я и сам еще не знал. Дула метель. Я шел, покачиваясь. Цирк всё еще тайно сиял вокруг меня. Я шел, подняв лицо к небу. У, как высоко мы вознесемся! Высоко, чуть ли не у Млечного Пути, я протяну свою проволоку и понесусь по ней, одетый в огненное трико. И весь мир будет смотреть на меня».

Позже Всеволод Иванов осуществил свою мечту об арене – работал факиром в цирке Коромыслова в Петропавловске. 5 февраля 1934 года Павлодарский райисполком постановил: «Разрешить горсовету разобрать пустующее здание городского цирка и разобранные материалы использовать на социально-культурные мероприятия». На этом история павлодарского цирка закончилась.

Живописуя Павлодар начала двадцатого века, Иванов уделил немало строк местным магазинам и торговым рядам на Базарной площади. Они поражали сельского мальчишку, попавшего в город, своим обилием и разнообразием товаров: «Базар в Павлодаре столь велик и длинен, что можно подумать, будто город собирается торговать с целым континентом».

– О том, что в Павлодаре в начале двадцатого столетия был тротуар, мы тоже узнаём благодаря Всеволоду Иванову, – говорит Людмила Фёдоровна и цитирует его записи: – «Тротуар перед деровскими магазинами из каменных плит. Город не избалован камнем – песок, да глина, да разве кирпич. Поэтому каменные плиты тротуара для меня милы, как гребни Гималаев или Кордильер».

Сохранено

Если говорить о зданиях, описанных Ивановым и доживших до наших дней, то их осталось не много. Часть была снесена ещё в советские годы. В Павлодар Всеволод Иванов переехал из родного села Лебяжье и поселился у своей второй тёти Фелицаты Семёновны, вдовы пожарного Ивана Заливина. Этот дом сохранился, хотя и не является памятником истории и культуры. Находится он по улице Алихана Бокейханова (во времена Иванова – Атаманской).

– Сохранилось здание бывшей типографии на улице Академика Маргулана. В эту типографию в 1910 году пришёл работать 15-летний Всеволод Иванов, – рассказывает Людмила Фёдоровна. – Вначале подростку доверили крутить колесо ручной печатной машины, позже он освоил наборное ремесло и стал наборщиком. В 1977 году на стене бывшей типографии установили мемориальную доску с барельефом писателя. Она уцелела до наших дней.

В эту типографию Всеволод ходил одним и тем же путём – мимо женской прогимназии, что стояла неподалёку от гостиницы «Ливадия». Этот путь писатель назвал счастливым. Здесь он встретил девушку с красивыми голубыми глазами: «Это была дочь владельца павлодарской гостиницы господина Шмидта. Он славился длинными рыжими усами и еще тем, что ездил по городу верхом на толстом вороном коне. Вечером, когда горожане выходили гулять на яр, господин Шмидт скакал по яру, и все шарахались от сверкающих копыт вороного его коня. Ах, не эти копыта раздробили моё сердце, а чёрная шляпа его дочери, голубые её глаза».

– Гостиница «Ливадия» до 1998 года числилась в списке памятников истории и культуры местного значения, – уточняет Людмила Баюшева. – Когда историко-архитектурный памятник лишили статуса, его продали в частные руки. Сейчас полуразрушенное здание доживает свои последние дни.

На углу улиц Желтоксан и Естая (остановка «Горсад») стоит старинный двухэтажный дом. Построил его крупный хлеботорговец Михаил Абрамов. В сентябре 1901 года Абрамов сдал свой дом в аренду низшей сельскохозяйственной школе, которая готовила специалистов – полеводов и животноводов. Здесь учились дети из семей крестьян, обедневших мещан и «приютские подкидыши», как пишет Всеволод Иванов.

О пребывании здесь он оставил нам мрачные воспоминания: «Кирпичный красный фундамент школы тоже какой-то напряженный, как и серые деревянные коридоры, как и всё окружающее, которое, кажется, вот-вот готово расплакаться».

В свободные часы парень уходил на застеклённую террасу первого этажа, где мечтал о жарких странах и далёких путешествиях. Не дождавшись летних экзаменов, он взял узелок с вещами и покинул школу: «Не успел я пройти мимо фундамента, не успел шагнуть на пухлую великопостную дорогу, как напряжение окончилось. Я с наслаждением шагал по лужам, посвистывая, размахивая узелком».

Как мы знаем, сельскохозяйственный техник из Всеволода Иванова так и не получился. У него началась совсем иная жизнь, полная приключений, испытаний и лишений. Как говорит Людмила Баюшева, судьба Всеволода Вячеславовича Иванова уникальна и похожа на лихо закрученный детектив. Читайте его книги! Ведь писатель жив, пока его читают.

СПРАВКА: Всеволод Вячеславович Ива́нов (1895-1963) – советский писатель и драматург, журналист, военный корреспондент. Получил известность благодаря красочным сочинениям о борьбе за советскую власть на юге Сибири. Родился в с. Лебяжье Павлодарской области. Учился и работал в Павлодаре. Уникальность Иванова в том, что он писал и революционную прозу, и фантастику, и экспериментальные романы 30-х годов, которые были опубликованы только в 80-е годы. По его произведениям снято десять художественных фильмов. В 20-х он входил в группу писателей «Серапионовы братья». Вот как о нём отзывался поэт Сергей Есенин: «Иванов дал Сибирь по другому рисунку, чем его предшественники, и совершенно как первый писатель показал нам необычайную дикую красоту Монголии». Умер Всеволод Иванов в Москве в 1963 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Сын писателя Вячеслав Иванов (1929-2017) – советский, российский и американский лингвист, академик РАН, директор Института мировой культуры МГУ, профессор Калифорнийского университета. Именем Всеволода Иванова названы улицы в Павлодаре, Омске и селе Аккулы, а также библиотека в Москве. В Переделкино воссоздан его кабинет, а в павлодарском музее им. Бухар жырау хранится более 2000 документов и вещей, связанных с жизнью и творчеством писателя.

Фёдор КОВАЛЁВ.

Фото автора, Д. БАГАЕВА

и из открытых источников.