• Пт. Мар 14th, 2025

«Не мешайте детям!»

Мар 13, 2025

Можно ли из обычного ребёнка сделать вундеркинда? Или одарённость – это исключительно дар свыше? Как родители одной фразой могут раз и навсегда отбить у своего чада желание учиться? Всегда ли гаджеты в руках у детей – это вред? Что за учебную программу дают детям, что иные её задания не могут решить родители? Об этом и о многом другом наш разговор с педагогом начальных классов Анной Лобановой, сумевшей подготовить целую плеяду победителей олимпиад самого различного уровня вплоть до международного.

Секреты «вундеркиндства»

Нет такого родителя, который бы не хотел видеть своего ребенка вундеркиндом, способным на раз-два решать олимпиадные задачки или в уме складывать четырехзначные числа. Вряд ли кто будет с этим спорить. Это такая же аксиома, как и то, что любая гениальность на 97 процентов состоит из труда и лишь на три процента зависит от таланта, заложенного природой. Анна Лобанова, кстати, это очень часто повторяет своим ученикам, мотивируя их на успех.

– Ребенок, если мы говорим о математике, должен хотеть решать задачи и находить правильный ответ, без его желания добиться каких-то высоких результатов в учебе невозможно. Роль учителя в учебном росте детей – мотивационная на самом первом этапе и направляющая, когда школьник начал раскрывать свой потенциал. Вчерашние дошколята пришли в первый класс. По уровню знаний они все практически одинаковые. Да, есть у нас методики, по которым мы определяем уровень развития интеллекта учеников. Но это только уровень. Свой потенциал каждый из них раскрывает постепенно. Это такой длительный процесс. Пришел ко мне в первый класс мальчик. Диагностика его интеллекта показала уровень выше среднего. Я смотрю, средненький такой ребенок – читать, считать умеет, но никаких сверхъестественных результатов не показывал. Весь первый класс за ним наблюдала и всё думала, ну где же у него этот интеллект выше среднего. И только во втором классе этот мальчишка, попав в социум, где идет конкуренция, начал раскрываться.

– То есть правильный социум тоже играет роль?

– Можно родиться гением, но не в том месте, не в то время и не в той семье. В этом случае талант, заложенный с рождения, не будет развиваться. А можно родиться со средними внутренними ресурсами, но попасть в хорошие условия и взять максимум от этого. А если ребёнку природа изначально дала пытливый ум, да его еще и натренировать должным образом, то мы вообще получим комбо. То есть однозначно недостаточно просто родиться умным, и все медали твои. Получению этих медалей всегда предшествует просто колоссальный труд. И здесь важен социум, который окружает ребенка.

– Вернёмся к тому, с чего начали разговор – каждый родитель хочет взрастить вундеркинда, но не каждый хочет прилагать к этому усилия. Каков вклад родителей в становление ребёнка как одаренной личности?

– Умалять родительский вклад в развитие интеллектуального потенциала ребенка нельзя. Я часто спрашиваю у детей, у кого из них родители смотрели их тетради, что сказала мама, увидев, как ее дочь или сын решает задачки, похвалил ли их папа за аккуратно написанный диктант. И есть такие ответы, когда дети говорят: «А маме некогда было», «А папа поздно пришел с работы и не посмотрел мою тетрадь». Да, сейчас все мы очень заняты, но если ребенок подходит с каким-то вопросом, не отмахивайтесь от него, найдите время, чтобы посмотреть его школьные достижения, похвалить за успехи. Если родители постоянно говорят своему чаду, что им некогда, ребенок понимает только одно: маме с папой неинтересно то, что я делаю, так зачем же мне стараться делать это хорошо. А когда взрослые показывают свой интерес и включенность в то, чем занимается их маленькое продолжение, ребенок никогда не остановится, он будет хотеть их приятно удивлять снова и снова. И еще один важный момент: не нужно выговаривать ребенку, когда у него что-то не получается с учебой. Сядьте вместе и разберитесь со сложными для него моментами. Ребенку на самом деле больше ничего не надо.

Когда «сложно» просто кажется

– Кстати, про разбор сложных моментов. Иногда ребёнок приносит домой такие задания, особенно олимпиадные, которые взрослых вводят в ступор. Стыдно признаться, но порой приходится прибегать к помощи интернета, чтобы помочь ребёнку понять задачу второго класса. Не считаете ли вы сегодняшнюю учебную программу слишком сложной?

– У меня был ученик, ну просто самородок, любые задачи решал, как орешки щелкал. Мама мне его говорила: «Я вообще не понимаю, что он решает, как это делает». Она его финансово поддерживала, на все олимпиады возила. Но это, наверное, больше к тому, что родительская поддержка, о которой мы говорили выше, может быть и такой. Теперь что касается сложности заданий… Знаете, я на родительском собрании проводила эксперимент. Чтобы родители знали, чем на уроках занимаются их дети, провела со взрослыми математический диктант. И когда начала диктовать им задания, у больше половины мам и пап, сидевших передо мной за партами, увидела настоящую панику в глазах. Притом что все они – люди с высшим образованием, многие – руководители крупных компаний, имеющие в подчинении большое количество людей. Родители просто не понимали, что нужно делать. И это не потому, что они такие глупые или необразованные. Просто дети делают эти действия из урока в урок, они знают, какие операции выполнять, как оформлять решение, их мозг постоянно работает в этом направлении. Поэтому здесь и речи не может быть о каком бы то ни было стыде. У каждого из родителей определенный круг рабочих обязанностей. Дай им сейчас олимпиадную задачку второго класса, то, чем они не занимались много лет, если вообще занимались, потому что раньше программа была другой, их мозг сразу начнет сопротивляться, он даже вопрос не будет воспринимать. Скажите мне сейчас испечь торт, вряд ли я смогу это сделать без видеоинструкции, и то не факт, что в итоге у меня получится что-то съедобное. И я имею на это право. Вся моя деятельность на протяжении 25 лет занята учениками, их родителями, тетрадями, учебниками и методическими пособиями. То же самое с родителями. Если вы журналист и только и делаете, что работаете с текстами, то вашему мозгу сложно вообще воспринимать цифры. Бухгалтеру будет трудно ориентироваться в правилах русского языка. Другое дело – дети! Они в этом варятся каждый день. Для них эта программа не сложная. Просто нужно понятно и доходчиво объяснить. Иногда призвав на помощь мотивацию, рассказать, для чего ребенку нужно понять то-то и то-то, а иногда эффективней всяких слов может быть игра или даже гаджеты.

И гаджеты могут службу сослужить

– Честно говоря, первый раз вижу учителя, который приветствует в школе гаджеты…

– Вы знаете, гаджеты – это плохо, если их неправильно использовать. Я всегда говорю родителям: «Как бы вы ни хотели оградить своего ребенка от гаджетов, это в сегодняшнем мире невозможно. Смартфоны, сотовые телефоны окружают нас везде. Значит, современные средства связи просто использовать нужно правильно». К примеру, ребенку тяжело дается сложение в пределах 10. Очень много онлайн-игр для детей младшего возраста, которые без всяких усилий в игровой форме восполняют этот пробел. Загрузите своему чаду эту игру, и он в разы быстрее освоит сложение и не будет пропадать в тик-токе. Начиная с третьего класса, я использую гаджеты даже на уроках. Не на всех, конечно. К примеру, готовимся к очередной олимпиаде, и в заданиях дети встречают незнакомое слово. «Что такое дюжина?» – адресуют они мне свой вопрос. Я предлагаю им достать свои телефоны и самим найти нужную информацию и рассказать мне значение этого слова. Поверьте, они его запомнят.

Стоит отметить, что Анна Лобанова из той категории педагогов, которые не довольствуются уже полученными хорошими результатами, всё время стремясь к еще лучшим. Наверное, поэтому ее ученики так часто попадают в списки победителей всевозможных олимпиад. Одна из последних побед принадлежит второкласснику Артему Путикову. Он стал абсолютным чемпионом областного этапа республиканской математической олимпиады «Бастау». В областной тур прошли шесть человек, а путевку на участие в республиканском туре по итогам областного получили всего трое. Из них двое – учащиеся школы «Детвора»: уже упоминавшийся Артем Путиков и Абулхаир Мухамедияров. Последний учится в 4 классе, и у него другой преподаватель, тоже достаточно сильный и не менее профессиональный – Татьяна Васильева.

Сейчас мальчишки готовятся к республиканской олимпиаде, которая пройдет с 24 по 28 марта в Алматы. Обоих настраивают на победу.

– Я всегда говорю своим детям, что они молодцы, что дошли до такого уровня, но параллельно ставлю задачу не останавливаться на достигнутом. Я не из той породы учителей, которые говорят: «Ты уже победитель!» Наоборот, делаю упор на появление еще большей ответственности. Я даю ребенку понять, что на престижных республиканских или международных олимпиадах решить задачу или не решить – это уже не личное дело ребенка. За ним стоит школа, родной город, область, и он должен выложиться по максимуму, чтобы им гордились.

– А как же психологический мандраж? Всё-таки Артему всего 8 лет. Знания знаниями, но он ведь может и растеряться в самый ответственный момент. А тут ещё и такая строгая установка от учителя. Не боязно?

– Если он дошел до такого уровня, то, думаю, взрослости ему хватит и на такие моменты. Я не говорю, что такой мой подход – это непреложная истина. У всех учителей разные методики. У меня такая. Мои дети даже мысли не допускают, что могут куда-то приехать и проиграть. Они даже об этом не догадываются, знают, что их ждут с призовым местом, что за ними все наблюдают, на них возлагают большие надежды. С таким настроем и едут.

Мы тоже в свою очередь желаем мальчишкам достойно представить Павлодарскую область и ждем их с победой.

* * *

А в заключение еще один совет для родителей.

…Моя 8-летняя дочь, выполняя домашние задания, просто не расстается с линейкой. Орфограмму подчеркивает под линейку, даже волнистую линию, обозначающую прилагательное, и ту аккуратно вырисовывает под линейку, стирая, если, по ее мнению, получается криво. Меня такая ее скрупулезность несколько раздражает, столько времени уходит на все эти манипуляции с линейкой. Я всегда ей говорила: «Главное – решить и написать правильно». И была, как оказалось, не права.

– Ученик начальных классов – это такой сосуд, который мы заполняем не только знаниями, но и многими другими полезностями, в том числе и эстетическим развитием. Это во-первых, а во-вторых – соблюдение определенного расстояния между клеточками в тетради при решении примеров, как и подчеркивание строго по линейке, – это ведь тоже определенная задача. У детей еще нет точного зрительного восприятия. Поэтому мы и ставим перед ними задачу при оформлении соблюдать правило – столько-то клеток отступать вправо, столько-то влево. Представляете, сколько операций происходит в голове у ребенка, когда он не только решает задачу или делает вычитание, но еще и считает при этом, сколько ему нужно клеточек отступить, чтобы верно оформить в тетради задание. Это целая система, позволяющая ему воспринимать нужные расстояния в тетради на глаз. Он с помощью линейки нарабатывает этот навык, а вы, родители, говорите ему: «Не трать зря время, лучше решай!» Но это тоже своего рода решение, пусть немного другой задачи, но решение. Поэтому я всегда говорю родителям: «Доверьтесь своему ребенку. Не мешайте! И прислушивайтесь к тому, что он вам говорит», – резюмирует Анна Лобанова.

Ирина ВОЛКОВА.

Фото из архива героини публикации.