• Пт. Янв 10th, 2025

Снимая остроту проблемы

Янв 9, 2025
Foto Valeriy BUGAYEV

Проблема нехватки общественных пастбищ для скота, особенно вблизи сёл, существует не год и не два. Скудность порядком выбитых мест пастьбы скота, принадлежащего жителям сём, известна, пожалуй, не одно десятилетие. Но какие-то конкретные меры по исправлению явно перезревшей проблемы стали более или менее целенаправленно предприниматься в последние 5-6 лет, и работа постепенно даёт эффект.

Что конкретно делается? Об этом рассказал на брифинге в Региональной службе коммуникаций Мурат Хамитов, руководитель областного управления земельных отношений. Характеризуя сложившуюся на сегодняшний день обстановку, глава земельного ведомства области отметил, что общая площадь пастбищных угодий в нашей области – восемь миллионов гектаров, несмотря на это осталось около 500 тысяч гектаров пастбищ, которые ещё можно добавочно предоставить сельчанам для выпаса скота.

Это пастбищные земли запаса. Их, конечно, не распределишь каждому району поровну, невозможно. Другое дело – удовлетворение нужд наиболее нуждающихся сёл. В нашем случае это прежде всего Павлодарский район, где ситуация аховая и необходимо предоставлять для скота отгонные общественные пастбища. Однако это идеальный вариант, эти самые 500 тысяч гектаров разбросаны по различным районам, зачастую в самых отдалённых местах, поэтому население Павлодарского района такое предложение – угонять скот для пастьбы к черту на кулички – не принимает. Остаётся вести (и не только в Павлодарском районе) разъяснительную работу относительно необходимости оставлять на пастбищах близ сёл только маточное поголовье в статусе дойного гурта. Остальной скот должен быть на отгонах, особенно это касается сёл с наиболее сложной ситуацией по обеспеченности общественными пастбищами.

Одна из задач – восстановление мест пастьбы скота. Сегодня восстановление и улучшение пастбищ идёт на основе результатов геоботанического обследования и мониторинга состояния пастбищ. То есть управлением тщательно изучены результаты геоботанического обследования кормовых угодий с 2017 по 2022 год – по сельским зонам Аксу и Экибастуза, районам Актогайскому, Успенскому, Железинскому, Майскому, Теренколь. В итоге проведённой работы выявлено 717,2 тысячи гектаров природных кормовых угодий, на которых рекомендовано подсеять многолетние травы или сделать залужение. При этом порядка 40 тысяч гектаров выявлено в границах населённых пунктов, прежде всего на общественных пастбищах. И облсельхозуправление уже рассматривает возможности ежегодного залужения деградированных пастбищ, в том числе на землях населённых пунктов. Конечно, тут потребуется подсевать многолетние травы. Проект программы залужения, кстати, уже находится на согласовании с государственными органами.

В свою очередь землепользователи, получившие участки для выпаса скота, даже по закону обязаны рационально использовать свои земельные участки, разумеется, только по их целевому назначению. То есть осуществлять меры по восстановлению пастбищной растительности, сохранять травяной покров, не допускать деградации пастбищ. При этом немаловажно соблюдать пастбищеобороты, то есть рассчитывать нагрузку по неделям, месяцам. Есть у нас уже и положительные примеры залужения земель за счёт собственных средств крестьян. К примеру, в Щербактинском районе, где за свой счёт два хозяйства производили подсев семян многолетних трав, в общей сложности примерно на 1400 гектарах. А вообще, в перспективе фермеры, имеющие земли вблизи населённых пунктов, пользующиеся пастбищными угодьями, смогут поступать так же, как пара щербактинских хозяйств. Дело-то общее!

Жалобы населения на нехватку сенокосов продолжают поступать в госорганы, поэтому управлением земельных отношений подготовлены и направлены на утверждение предложения по методике исчисления потребности грубых кормов на одну условную голову (есть такой термин издавна), а соответственно, пастбищ коренного улучшения и сенокосов. Необходимость применения такой методики назрела, хотя бы с целью сохранения и преумножения поголовья скота. Анализ обращений сельчан в гос­органы показал, что сенокосные угодья предоставляются при наличии скота, однако в дальнейшем, когда заканчивается срок пользования сенокосными угодьями, при его продлении подтверждения наличия скота не требуется. В связи с этим и предлагается учитывать всё по условным головам, а кормоёмкость определять по понятной методике.

Где больше всего ощущается нехватка пастбищ? Да как раз в тех районах, где проводились геоботанические исследования, их цель – определить имеющиеся резервы пастбищ для их распределения между владельцами скота. Плюс к этому после вступления в силу закона о пастбищах все районы области разрабатывают планы по управлению пастбищными угодьями. Эта работа должна принести свои плоды, ведь это своеобразный генеральный план развития. Если в городах такие планы имеются и все земельные участки предоставляются в соответствии с этими генеральными и планами детальной планировки, то и план по управлению пастбищами будет предусматривать земли, которые будут использоваться для предоставления их в целях сельскохозяйственного производства. В нашем случае – как пастбищные угодья крестьянских и фермерских хозяйств.

Здесь же предусматриваются и угодья, которым придадут статус общественных пастбищ. Имеются в виду участки населённых пунктов и земли, прилегающие к ним. Это пастбища только для скота, принадлежащего населению, ну или личных подсобных хозяйств. При этом пасти разрешается только тот скот, что отнесён к категории дойного гурта, остальное земельщики определяют как пастбища для отгонного животноводства. То есть часть скота население должно будет перегонять на сезон на отгонные участки, определённые именно под такие цели. Это определяется местным исполнительным органом, а он в свою очередь должен создать пастбищную инфраструктуру для того, чтобы люди могли там организовать пастьбу своего скота.

Самая острая нехватка пастбищ сейчас ощущается в сельской зоне вокруг областного центра, речь о сёлах Павлодарского района. Исторически так сложилось, что ещё в советское время у этого района была своя специализация, он занимался больше выращиванием овощных культур. Поэтому пастбищных угодий было недостаточно уже в те времена, и в Павлодарском районе почти весь скот вывозился на отгонные пастбища в Экибастузский и Баянаульский районы. А в наши времена имевшиеся пастбища ещё до введения Кодекса о земле были предоставлены сельхозтоваропроизводителям. Они многие пастбища перевели в пашню, часто в орошаемую пашню, и теперь вполне эффективно используются в таком качестве. Поэтому, даже если они примыкают к населённым пунктам, инвесторы, вложившие в орошение колоссальные средства и выращивающие здесь овощную продукцию, будут там работать и дальше. Ломать им бизнес никто не имеет права.

Такое положение в Чернорецком и Черноярке, Жанакале и Мичурино, здесь пастбищных угодий критически не хватает. Та же ситуация во многом повторяется и в сёлах вдоль дороги на Семей. Население тут действительно нуждается в расширении общественных пастбищ для скота, поголовье которого продолжает расти. Да и ладно, тем более что у нас нет какого-либо нормативного акта, ограничивающего количество скота в домашнем хозяйстве.

В десятках сёл других районов области тоже возникают сложности с расширением общественных пастбищ, приятное исключение здесь – сельская зона Экибастуза и Баянаульский район. Тут нехватки общественных пастбищ никто не ощущает. А в целом немного меняет ситуацию проведённый в 2024 году переучёт скота, после него появилась более реальная картина имеющегося скотопоголовья, да ещё и по категориям. Какого-то скота насчитали меньше, чем числилось раньше, а лошадей, наоборот, выявили больше, чем показывали в отчётах в прошлом году. Уточнены данные похозяйственных книг, хранящихся в сельских акиматах.

Маточного поголовья оказалось гораздо меньше, и, судя по имеющимся данным, предложенным нормативам нагрузки на пастбища, нам действительно надо разъяснить людям – пасти у сёл лучше только дойный гурт, тогда хотя бы он с пастбища будет возвращаться сытым. Остальной скот нужно организованно отправлять на отгоны, где, конечно, необходимо создать соответствующие условия – водопои, места проживания пастухов, ветеринарное наблюдение и так далее.

Может, что-то удастся прибавить к общественным пастбищам вокруг сёл, если получится договориться с арендаторами земель – хозяйствами области – о некоторых уступках с их стороны. Но в корне это проблему не решит, разве что удастся продолжить пасти у сёл часть молодняка. Хотя действовать, конечно, необходимо комплексно, с учётом всех возможностей и ресурсов.

Владимир ГЕГЕР.

Фото из архива Валерия БУГАЕВА.