Как известно, мало кто идёт получать образование после достижения сорокалетнего возраста. Наоборот, к этому времени большинство уже имеет как минимум около десяти лет ценного для руководителей опыта в своей сфере, а не идёт достигать вершин в совершенно другой. Однако всегда есть исключения. Яркий пример – жительница сельской зоны Аксу Татьяна Матвеева. За спиной у неё годы работы поваром, вахтёром, но только пять лет назад она решилась на исполнение давней мечты и теперь обучает детей любимому делу – театральному искусству.
Любовь к детям
Татьяна Матвеева родилась в 1978 году в деревне Калкаман сельской зоны Аксу. По её словам, она с самого детства тянулась к творчеству. Всем говорила, что станет артисткой, «как Нонна Мордюкова», писала стихотворения.
– На последнее увлечение оказали большое влияние школьные учителя литературы, которые умели интересно преподнести материал. Благодаря им я полюбила многие произведения классиков и особенно лириков двадцатого века. В их числе Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Иосиф Бродский, а на Анну Ахматову и вовсе хотела быть очень похожей, – вспоминает Татьяна Матвеева.
Писала она о разных и вечных темах – любимый Павлодар, особенности бытия и любовь.
Однако после школы Татьяна поступила на совсем другую профессию – повара. Как только получила диплом, сразу вышла замуж, а в 1996 году уехала с мужем в алтайский город Славгород. Туда они отправились к его семье, а вернулась она домой в 2009 году, после развода.
– То время было довольно тяжёлым для моей семьи. У меня погиб брат, умер папа от тяжёлой болезни, и мама осталась совсем одна. Это стало поводом возвращения в родную деревню вместе с дочками, – рассказывает педагог. – Во время брака я посвящала себя хозяйству и воспитанию детей. Поэтому на первую работу устроилась только по возвращении домой – поваром в местный детский дом, где параллельно по случаю помогала с детьми и организацией мероприятий.
Детей Татьяна Матвеева всегда любила, и ей нравилось проводить время с воспитанниками детского дома. Для них она приглашала в учреждение известных творческих людей региона – группу «Драже», участника проекта «Хочу к Меладзе» Константина Костина и многих других. Они способствовали развитию мотивации детей к достижению новых вершин, а поддерживала и помогала в этом директор Светлана Городничева, ставшая одним из первых наставников для педагога.
– Детский дом расформировали уже больше пяти лет назад, и я иногда встречаю воспитанников в Павлодаре. Причём они первыми бегут ко мне, обнимают и всегда рады видеть, – сказала Т. Матвеева. – Это очень трогает, столько лет прошло, но они продолжают меня помнить.
Волшебство момента
В организации мероприятий Татьяна Матвеева нашла себя и поняла, чем именно хочет заниматься – постановкой спектаклей.
– Репетиции, закулисные моменты, рождение пьесы и игра на сцене перед зрителями – это всегда было для меня чем-то волшебным, – подчеркнула педагог. – И я окончательно влюбилась в это дело.
Но она не сразу пришла к нему. В 2013 году устроилась на новую должность – сторожа-вахтёра. Отдалившись от бурной жизни детского дома, начала больше тянуться к творчеству, однако лишь спустя семь лет подала документы в Аксуский высший многопрофильный колледж имени Жаяу Мусы на педагога-организатора, режиссёра массовых театральных представлений.
– Когда я поступала, мне было 42. У большинства к этому времени уже есть многолетний опыт работы в своей сфере, а именно он является приоритетом для многих работодателей. У меня его не было, и я боялась, что не смогу найти работу, – опасалась Татьяна Матвеева. – Однако всё равно верила в лучшее.
Учиться ей нравилось. Первые два года в колледже прошли онлайн из-за пандемии. Но это никак не повлияло на качество обучения, так как в первую очередь у Татьяны Матвеевой были мотивация и желание получать знания, поэтому она много времени проводила за изучением учебной литературы. Уже во время последних курсов смогла вживую познакомиться со своими однокурсниками и педагогами. По её словам, все они оказались очень интересными людьми. Вместе с ней учились ровесницы, только они уже долго работали в сфере культуры и пришли за дополнительным образованием. Когда узнали об отсутствии у Татьяны опыта, очень удивились. В итоге они подружились и до сих пор общаются.
Она продолжает поддерживать связь и с преподавателями, которые стали настоящими наставниками для неё, помогли раскрыть свой талант и дали множество полезных знаний. Особенно Татьяна Николаевна отметила заведующего отделением культуры колледжа Каиржана Бисембаева и режиссёра театра «Без границ» Юлию Захарчук.
После получения диплома педагог открыла собственную детскую театральную студию «Жулдыз» в Калкаманском Доме культуры как филиал Детской школы искусств Аксу. Сюда записались 24 ребёнка, пожелавших учиться актёрскому делу. Из них четырнадцать относятся к младшей группе, остальные к старшей.
– Первый год мы изучали пантомиму. Это один из сложнейших видов искусства, и он необходим для развития навыка выражать эмоции на сцене, – сказала Татьяна Матвеева. – Всего мы разучили шесть пантомим, и с некоторыми из них приняли участие в онлайн-конкурсах. К примеру, совсем недавно один такой прошёл в Актобе, куда мы отправляли видео с сольным номером моей ученицы «Однажды в Париже». Так смогли завоевать нашу первую большую победу в крупном состязании в виде Гран-при.
В начале 2024 года в Усть-Каменогорске проходил другой конкурс исполнительского мастерства – под названием «Зимняя фантазия», по итогу которого студию «Жулдыз» наградили дипломами второй и третьей степеней за пантомимы «Подарок» и «Новый год».
В этом году актёры старшей группы занимаются постановкой спектакля на основе поучительного произведения Александра Володарского «Вредная Настя». С младшими педагог репетирует небольшую пьесу под названием «Мечты и желания». Её написала сама Татьяна Матвеева. Рассказывает она о детях из детского дома, которые перед Новым годом делятся друг с другом своими желаниями.
– Любой педагог обязан развить заложенные в детях способности, помочь показать их остальным и воспитывать, чему я также уделяю время. И мне очень нравится это, – сказала Т. Матвеева. – Однако кое-что во время работы смогло меня удивить. Младшее поколение сейчас не знает наизусть стихотворения. Нам они нужны для разминки в начале занятий, но ученики не были знакомы даже с произведениями Агнии Барто. В итоге их мы разучили на уроках.
Эту печальную тенденцию Татьяна Матвеева связывает с увлечённостью детей новыми технологиями. Но и в этом находит свои плюсы. Например, некоторые маленькие актёры студии «Жулдыз» снимают видеоролики для приложения Tik-Tok. А создание видео для социальных сетей тоже можно назвать видом искусства и желанием проявить себя, что только поощряет режиссёр. Сама она тоже занимается похожей деятельностью – ведёт аккаунт студии. На нём родители могут посмотреть на своих детей во время учёбы. А в личном профиле публикует лирику собственного авторства.
Другими особенностями работы оказались проблемы с финансами. С этим по возможности помогают родители учеников, которые всегда прислушиваются и идут навстречу педагогу.
Однако в своей деятельности режиссёр видит в основном сплошные плюсы. Ей нравится создавать яркие воспоминания для детей, которые они точно не смогут забыть спустя время.
Кроме того, планов на дальнейшее развитие у Татьяны Матвеевой много. В первую очередь ученики хотят съездить за пределы родной деревни и принять участие в большом конкурсе. Так они побудут на крупном мероприятии и увидят, как играют другие дети. Это очень полезно для любого вида деятельности. А после завершения работы над спектаклями педагог хочет организовать праздник для студии в знак окончания большого этапа деятельности.
Екатерина ПОЛЕЩУК.
Фото из архива героини публикации.