• Чт. Ноя 28th, 2024

Уроки топора, или Диалог о совести

Ноя 28, 2024
Photo Valeriy BUGAYEV

«Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с, когда помутилось сердце человеческое…» Эту фразу произносит один из персонажей известного произведения Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» о вечных вопросах совести, искушения и морали. Одноимённую премьерную постановку – хронику безумия по мотивам этого романа, недавно представили на сцене Павлодарского областного театра драмы имени А.П. Чехова. Спектаклю подарили новую жизнь, посвятив его памяти талантливого режиссёра Игоря Меркулова, который долгое время сотрудничал с театром, выпустив здесь множество эффектных сценических работ.

Для молодого артиста Богдана Матыскина роль Родиона Раскольникова может стать, пожалуй, одной из самых важных и одновременно одной из самых сложных в его творческой биографии. Те, кто видел спектакль 2004 года, наверняка помнят, что роль нищего, но радикально настроенного молодого человека, не желающего быть «тварью дрожащей», в нём исполнил Дмитрий Доморощенов, который сегодня работает в Чайковском театре драмы и комедии. По словам Богдана Матыскина, для него играть Раскольникова – особая ответственность. Он горд, что ему доверили такую большую и значимую работу, поэтому он просто не имел права подвести ни коллег, ни самого себя.

Photo Valeriy BUGAYEV

– Думаю, тема спектакля волнует зрителя, ему есть о чём поразмышлять. Посылы Достоевского и нашего спектакля – призыв к состраданию близким, к гармонии человеческой души, будет услышан. Мы постарались сделать живой спектакль, где присутствуют яркие персонажи, яркие образы. Надеюсь, что зритель вступит с нами в диалог! – сказал в интервью журналистам директор и художественный руководитель театра имени А.П. Чехова Виктор Аввакумов.

В восстановленном спектакле, посвящённом памяти Игоря Меркулова (он ушёл из жизни в июне этого года), «чеховцы» сохранили почерк режиссёра – игру света, присутствие большого количества актёров на сцене (как опытных, так и начинающих), музыкальное сопровождение в его стиле. Всё это помогает ощутить во время просмотра представления такую атмосферу, словно мастер создал ещё одну версию «Преступления и наказания» и теперь наблюдает за игрой артистов где-то в зрительном зале.

Свою режиссёрскую работу по Достоевскому про убийство старухи-процентщицы и её сестры Меркулов представил павлодарцам 20 лет назад, и тогда зрители назвали спектакль впечатляющим и запоминающимся. О нём в своей статье «Почему мучился Раскольников?» (за апрель 2004 года) написал известный павлодарский коллекционер-филофонист, литературовед и композитор Наум Шафер. Тогда он отметил: «Кажется, что артист Дмитрий Доморощенов работает «на износ» – настолько фанатичен его Раскольников в своих безумно-переживательных осмыслениях на протяжении всего сценического действия». В то же время Шафер и покритиковал постановку, подчеркнув, что у определённой части зрителей, обожающих эксцентрику, может возникнуть ошибочное представление об этом спектакле, поскольку использованные приёмы можно воспринять в качестве развлекательного действия, оторванного от философской концепции романа. Наум Шафер подчеркнул: «В нынешние времена это стало всеобщей театральной болезнью. Восторжествовал принцип: зрителю не должно быть скучно!».

Другой павлодарский литературовед – Феликс Тарасуло – в своём сборнике «Волшебный край», где он опубликовал заметки с театральных премьер в Павлодарском драмтеатре имени А.П. Чехова, восхищался режиссёрской изобретательностью Игоря Меркулова и его глубоким пониманием замыслов Достоевского. На страницах сборника в статье «Тварь ли я дрожащая или право имею?» он высказал такую мысль: «Как всё-таки нужно верить в творческие возможности коллектива нашего театра, чтобы замахнуться на «Преступление и наказание». Из сложного философского социально-психологического романа в пятьсот страниц, да ещё отличающегося широким полифонизмом, сделать сценарий, согласитесь, не каждому режиссёру под силу…»

В нынешней версии спектакля можно отметить гармоничное взаимодействие артистов, однако присутствуют мелкие погрешности в использовании декораций и некоторых эффектов. Например, зрители выразили мнение, что кровать Раскольникова, расположенная прямо посередине сцены, мешала им полноценно наслаждаться просмотром, а слишком густой дым стал причиной кашля, что отвлекало остальных зрителей, находящихся рядом.

Но за талантливые монологи публика громко аплодирует Максиму Торееву, исполнившему роль господина Мармеладова, – одного из ярких второстепенных персонажей. Внимателен зритель к игре Виталия Руденко в роли Порфирия Петровича и Романа Прохорова, перевоплотившегося в Аркадия Свидригайлова. Кроме того, роли в спектакле исполнили заслуженная артистка РК Нина Запруднева (Пульхерия Александровна), Ольга Светенкова (Алёна Ивановна), Татьяна Кияшко (Соня), Денис Шмигель (Миколка), Анастасия Ланкина (Дуня) и другие.

В следующий раз «Преступление и наказание» можно будет посмотреть 29 и 30 ноября. С 13 по 16 декабря в чеховском театре представят ещё одну премьеру – метаморфозу «Лакейские игры» по Эмилю Брагинскому.

Марина КИСЕНКО.

Фото Валерия БУГАЕВА.