Недавно творческая команда холдинга «Ертiс Медиа» и представители разных областных СМИ зашли на огонёк в инновационный творческий центр «Алтын сақа», который действует в Павлодаре уже около двух месяцев. А пригласили нас его руководитель Саян Муканов и ребята, посещающие кружок юных журналистов «Жас қалам». Им очень хотелось узнать журналистскую кухню изнутри, и мы с радостью с ними пообщались.
Но сначала нас провели по уютным и красивым, очень функциональным и разноплановым помещениям центра. Здание состоит из двух этажей, это около 1500 квадратных метров. Возраст детей – с дошкольного до 18 лет. Здесь работают 17 кружков, есть актовый и спортивный залы, на улице стандартное мини-футбольное поле 20 на 40 с искусственным газоном, комбинированная волейбольно-баскетбольная площадка с тартановым покрытием, на них вечером и в выходные занимается даже местное население. Этот центр – давняя мечта тех семей, которые живут на Втором Павлодаре, ведь здесь никогда не было такого объекта дополнительного образования. Жители не раз обращались к местным властям с просьбой о его создании, и наконец в старом здании бывшего колледжа сделали капитальный ремонт и открыли инновационный творческий центр, который работает по программе «Біртұтас тәрбие».
Саян Муканов в роли экскурсовода рассказал нам, что идею оформления некоторых кабинетов руководство центра подсмотрело в Астане, куда отправилось в командировку от управления образования. И, как оказалось, не зря. Центр буквально дышит новизной и инновациями. Но обо всём по порядку.
Первый из кабинетов, куда нас пригласили, – «Ұлағат» («Назидание»), где воспитанников обучают традициям, обычаям нашего народа, тесно работают с ассамблеей народа Казахстана области, в том числе «Аналар кенесы». Кабинет оформлен соответствующе, в национальном стиле, даже люстры интересные – в виде шанырака. На полу большой текемет (ковер) из Шымкента, всё оформление заказывал подрядчик.
Есть своя студия звукозаписи из двух помещений, обшитых современным шумоизоляционным материалом, не таким мягким, как мы привыкли видеть. Оборудование самое передовое. Здесь будут записывать своих кружковцев, ведь на рынке эти услуги очень дорогие.
В отдельном музыкальном блоке проходят индивидуальные занятия: вокал, фортепиано, есть кабинет и для групповых. Все кабинеты тоже обшиты звукоизоляционным материалом, так занимающиеся не будут мешать другим кружковцам. Закуплено немало музыкальных инструментов: гармони, гитары, барабаны, домбры.
Вообще, музыкальное направление сначала не предусматривалось, как и спортивное, потом переиграли из-за большой востребованности у родителей и детей.
По линии спорта есть уже игровые секции: волейбол, мини-футбол, планируется баскетбол. Развиваются и национальные виды: асык ату, садак ату (стрельба из лука).
– В первоначальном проекте в бывшем спортзале планировался коворкинг, рассказывает Саян Муканов. – И когда в начале ремонта аким области Асаин Байханов посетил центр, он дал разрешение оставить спортзал. Такое помещение мы не могли себе позволить потерять. Зал очень востребован, много детей хотят заниматься спортом. Во Дворце школьников этого направления нет, а мы – почти такая же организация системы допобразования, и у нас есть. Поэтому детям оставили хорошую возможность для занятий. Здесь свои раздевалки для мальчиков и девочек, душевые, уборные, все условия созданы.
В этом здании когда-то был колледж, поэтому в очертаниях новых помещений угадываются типовые старой планировки: актовый зал того времени, спортзал, мастерские. Конечно, все они прошли через современное оформление и дизайн: амфитеатры, свободная расстановка стульев, сцены. Постепенно всё будет дооснащаться. В здании очень тепло, есть вентиляционная система, кондиционеров пока нет, но две венткамеры большие, работают неплохо, ими пользуются, когда надо.
Идем дальше и попадаем в рай цифровизации. На основе старых мастерских сделали два IT-кабинета с моноблоками, тач-панелями (которых по всему центру, кстати, шесть), воркшоп, оборудованный ноутбуками. Есть своя серверная.
Для светлого и просторного хореографического зала оборудовали свою раздевалку с душевыми. Здесь задумываются о балетном направлении, если управление образования поддержит, выделит единицу балетмейстера. В будущем планируют организовать подготовку к школе, английский язык, эти направления будут платные.
Кабинет технологии для девочек оборудован новейшими швейными машинками, оверлоками, манекенами. В кабинете для мальчиков кроме всего прочего есть лазерный станок, дети сами через компьютер учатся программировать для него свои изделия.
В гончарном кабинете – две специальные печи, сушилки, пресс, гончарные круги, всё шло в комплекте.
– Это тоже одно из самых востребованных направлений. Здесь работает девушка-бизнесмен, у неё своя гончарная студия в городе. Ещё весной мы пригласили её на работу. Зарплата невысокая, но так как это дело ей нравится, она пока остаётся с нами, – объясняет Саян Муканов.
Ещё одно из направлений, которое многим пришлось по душе, – кружок кулинарного дела, немало детей записаны сюда. Пока четыре дня в неделю здесь преподает только один педагог – совместитель из детской деревни села Кенжеколь. Закуплена вся посуда, оборудовано два больших рабочих места. Продукты предоставляют родители, как и расходный материал в остальных кружках, например, рисования или гончарного дела. Это обговаривается, когда ребенка записывают в какой-то кружок, ведь они все бесплатные для детей, зарплату преподаватель получает из бюджета. Кулинарное дело – востребованное направление, приходится ограничивать количество желающих, как и в кружках гончарного дела, хореографии, обучения игре на гитаре, потому что пока нет второго учителя.
– То есть площади позволяют, а педагогов не хватает, – сетует Саян Муканов. – Ну мы ведь открылись, когда учебный год уже начался и многие педагоги определились с работой. Да и зарплаты здесь небольшие, поэтому свои нюансы в нашей работе есть. Надеемся, в течение года всё устаканится.
Не забыли в центре и про помещения для администрации, методические кабинеты. Здесь работают педагоги допобразования. Подсчитали посещаемость за два месяца: в течение дня от 170 до 350 детей приходят в центр пять рабочих дней. Возможно, будут заниматься и в субботу, родители просят, когда полностью решится вопрос с кадрами. В системе допобразования с этим есть проблемы в том плане, что очень многие учителя – предметники, а здесь в основном нужны мастера. Не готовят же отдельно учителя швейного дела или гончарного. Поэтому сюда просто приходят люди с опытом, но без специального образования. А чтобы попасть в центр, нужно пройти конкурс, в котором свои требования по образованию. Например, молодой человек, который ведёт ремесленное дело для мальчиков, по специальности юрист, неплохой повар, а ремесленное дело – его хобби. Есть пункт, который разрешает работать по такому профилю, но в будущем у преподавателя возникнут сложности при повышении квалификации. Возможно, что-то и изменится в системе аттестации. Ну и зарплата меньше, когда образование непрофильное.
После такой замечательной экскурсии мы занялись тем, ради чего и пришли в центр, – общением с детьми, которые посещают кружок журналистики в свободном формате. В «Жас қалам» детей обучают азам теле-, радио-, фотожурналистики, мобилографии. Они, конечно, подготовились, вопросы задавали самые разные: о востребованности газет, радио, телевидения; о том, как сделать сайт конкурентоспособным; о главной задаче журналиста; о чем был первый репортаж и почему выбрали профессию журналиста.
Мы, как, возможно, старшие коллеги в будущем, честно отвечали на все вопросы, посоветовали ребятам не забывать про грамотность, много читать полезных книжек, учить языки. Не стесняться пробовать себя в разных ролях, стремиться получать качественные знания. И попробовать сделать детскую программу: научиться самим писать сценарий, снимать, режиссировать, монтировать, быть дикторами, готовить интервью. Пригласили детей стать авторами детских страничек в газетах «Звезда Прииртышья» и «Saryarqa samaly».
Мы рассказали, что при желании в журналистику может попасть любой человек, даже если его физические возможности ограничены. Примером тому – новостной проект Рavlodarnews.kz со слабослышащей ведущей. Мы также начали обучать журналистике воспитанников школы-интерната для слабослышащих, ведь в сфере СМИ совсем не обязательно быть диктором или репортёром, есть много специальностей, где ограничения не помеха: оператор, фоторепортер, мобилограф, выпускающий и так далее. Вот к чему надо стремиться: быть полезными обществу несмотря ни на что.
В конце встречи юные журналисты преподнесли нам небольшие презенты – «алтын сақа» из шоколада, сделанные своими руками. Думаю, для всех нас эта встреча была конструктивной, и огромное удовольствие от общения получили и взрослые, и дети.
Татьяна САРТАКОВА.
Фото Татьяны ВЕРВЕЙКО.