Недавно в Железинском районе состоялся первый турнир по кокпару. Сами организаторы оценивают новый для себя опыт такими словами: «Первый блин – не комом».
С округа по игроку
Руководитель районного отдела спорта Серик Баймаганбетов говорит, что инициатором проведения турнира выступил аким района Айтуган Шайхимов. Раньше ничего подобного здесь не проводили. И, наверное, многие озадаченно почесали в затылке – и с чего начинать? Серик, например, начал с самообразования – основательно прошерстил интернет в поисках подробной информации об этой игре: не только о её корнях, но и о правилах, современных требованиях, о том, каким должно быть поле и разметка на нём. Скорее всего, этим занимались и будущие игроки. А вот судей с опытом в кокпаре пригласили из Актогайского района. Кинули клич по всем сельским округам – необходимо было найти подходящих игроков и лошадей для них.
«Игра волчат»
История кокпара насчитывает немало веков, а может, и не одно тысячелетие. Слово хорошо понимают тюркские народы, да и сама эта забава (хотя назвать это тяжелое испытание забавой язык не поворачивается) относится исключительно к кочевым культурам. Казахское название происходит от общетюркского «кок бору» – «серый волк». Считалось, что волк, задрав козла, приносил его голову в своё логово – волчатам. Те с ней играли, оттачивая собственные охотничьи навыки. Так что люди стали называть это состязание игрой волков, или игрой волчат.
В древние времена эта игра в качестве тренировки была не менее важна и для людей, неслучайно она называлась игрой настоящих мужчин – охотников, воинов, защитников. Здесь важно иметь множество разных навыков: физическую силу и выносливость, ловкость, умение отлично ездить верхом, иметь представление о джигитовке. Нужно быть смелым, иметь волю к победе, умение не сдаваться.
И хотя знание традиций кокпара в Казахстане сохранялось на протяжении всей истории народа, всё же саму игру как отдельный вид спорта можно считать достаточно молодой – первый международный официальный турнир в нашей стране состоялся в 2017 году, хотя годом ранее казахстанские спортсмены выступали в кокпаре на Играх кочевников в Кыргызстане. Однако игра достаточно быстро набирает обороты – сегодня в ней участвуют многие страны, ею заинтересовались даже участники постоянных американских родео.
Традиции
и безопасность
Существуют определённые традиции, которые, возможно, выдерживаются не всегда. Игра испокон веков считалась истинно мужской – это значит, что даже кобылы не допускались на игровое поле, а только жеребцы – сильные, азартные, но при этом не агрессивные.
Спортивный снаряд – серке – туша козла, которая в современном мире по требованию зоозащитников была заменена муляжом весом 35 килограммов. В общем, достаточно тяжёлый – нелегко такой поднимать с земли, отнимать у соперника, таскать на скаку и забрасывать в казандык – нарисованный на земле круг. Обычно в команде 12 человек.
В эту игру сегодня играют в разных странах, но до сих пор споры по некоторым вопросам не утихают. На протяжении нескольких лет киргизы и казахи спорят о некоторых технических моментах. Например, в 2019 году Всемирная ассоциация кокпара приняла новые правила, согласно которым настоящие тойказаны – своеобразные большие ёмкости, установленные на поле, куда следовало забросить тушу козла (их можно сравнить с огромными наземными баскетбольными кольцами), были заменены нарисованными на поле кругами диаметром три метра. Установили сами размеры поля – 220 на 75 метров, вес для муляжа – 33-35 кило.
Однако спортсмены из Кыргызстана с этими нововведениями не согласились. Они наотрез отказывались принимать участие в кокпаре, сохраняя своё название «кок-бору» и утверждая, что это две совершенно разные игры. Киргизы стояли на сохранении традиций, казахи выступили за безопасность спортсменов, пожертвовав некоторыми традициями. Большие сооружения в конце поля, около которых велись столкновения всадников, нередко становились причинами увечий участников. Наши соперники считали, что игра в результате замены тойказана на круг утратила зрелищность. У каждого в этой истории своя правда. Однако нужно помнить, что все спортивные снаряды в ходе развития игры претерпевают различные перемены. Когда-то и баскетбольное кольцо представляло собой обычную корзину для персиков, из которой приходилось доставать каждый заброшенный мяч. А в 2017 году на казахстанском турнире команда из соседней страны даже отказалась признавать требование, указанное в правилах состязаний, – выступать только на неподкованных лошадях.
В общем, как в каждом новом спорте, здесь, наверное, свод правил постепенно будет уточняться и совершенствоваться. И тем, кто стоит за неукоснительное сохранение древних традиций, будет сложно. Остается только порадоваться, что для каждой игры не придётся забивать новое животное, всё-таки это негуманно и расточительно. К слову, в древности играли именно тушей козла, потому что она считалась наиболее прочной, способной выдержать жёсткую игру – схватки, броски, падения…
Только две команды
В общем, организовать железинский турнир оказалось не так-то просто. Нужно было найти и подготовить специальную площадку. Ею стал старый грунтовый аэродром, который позднее был переквалифицирован в ипподром. С помощью грейдера и специальной пены нанесли разметку, затем установили скамейки для зрителей. Поскольку все сельские округа впервые столкнулись с этой задачей – выставить своих всадников-спортсменов, игроков оказалось не слишком много. От каждого сельского округа, а их в районе 12, было по одному верховому. Пришлось поделить их всех на две команды по шесть человек. На поле одновременно выходили по четыре игрока, два оставались для замен, которые в этой напряжённой и трудной игре просто необходимы. Продолжительность игры – два тайма по 20 минут с десятиминутным перерывом. Команды назвали «Тулпар» и «Кайсар». В результате победа досталась «Тулпару» со счетом 2:1.
Вообще, этот турнир превратился в настоящий праздник. К месту проведения привезли аппаратуру, установили генератор, играла музыка. Ход состязаний комментировал местный ведущий, которому тоже пришлось пройти экспресс-подготовку по кокпару, как и всем остальным. Зрителей на поле собралось много, все были заражены общим азартом. При этом сама игра прошла, к счастью, без столкновений и травм. Серик Баймаганбетов говорит, что, по идее, и лошади, и всадники должны иметь свою подготовку, ведь у каждого игрока на поле, как в любом игровом спорте, есть своя специализация, в зависимости от которой требуются определённые качества. То же самое можно сказать и о лошади, ведь в этом дуэте человек и животное выступают как единое целое и не должны уступать друг другу. Иногда кокпар называют «футболом на конях», хотя, наверное, более верным было бы сравнение с регби, ведь снаряд не пинают. А вообще в этой игре можно найти общие черты с самыми разными спортивными играми – с баскетболом и с конным поло.
В общем, первый опыт оказался удачным, и в районе решили сделать турнир по кокпару не только ежегодным, но и более масштабным, чтобы каждый сельский округ мог представить не одного игрока, а полноценную команду.
Галина АЛЕКСАНДРОВА.
Фото предоставлены газетой «Родные просторы»
и районным отделом спорта.