«Кабанья тыква» для отпугивания тигров, серебряное колье за два миллиона тенге и древняя соска-пустышка – ремесленники из разных городов привезли свои диковинки на выставку народно-прикладного творчества, организованную в Баянаульском районе в честь 165-летия поэта и этнографа Машхура Жусупа Копеева. Рядом с ними в урочище Ескельды расположились и павлодарские художники.
Жанибек Маханбет из Кызылорды – известный в Казахстане мастер по дереву. Работал учителем истории, старшим научным сотрудником в историко-краеведческом музее, вёл технологический кружок в школе. Сейчас на заслуженном отдыхе. Особый экспонат, привезённый мастером, – замысловатый «доңыз қауақ» («кабанья тыква»). Показав инструмент, Жанибек Маханбет погрузил зрителей в историю казахской степи. Как оказалось, о нём он узнал из старинных письменных источников. По его словам, он пока единственный мастер в стране, кто решился воссоздать этот инструмент по инструкции древних умельцев.
Как рассказал кызылординский умелец, в начале XX века на юге Казахстана началось нашествие тигров. Они частенько встречались в камышовых зарослях его малой родины и на берегу озера Балхаш. Чтобы обезопасить себя, люди придумали приспособление «кабанья тыква». Для её изготовления нужно взять тыкву и очистить её от внутренностей. Следует взять плод грушевидной формы, к примеру, подойдёт сорт «Баттернат».
Верх широкой части обтягивают необработанной шкурой верблюда. Теперь тыква напоминает африканский барабан. В центре просверливают отверстие и к нему прикрепляют несколько прядей конского волоса. «Играть» на таком инструменте следует, используя тряпку, пропитанную любым маслянистым веществом. Жанибек Маханбет надел для удобства тряпичную перчатку, смоченную канифолью. Резкими движениями он провёл рукой по конскому волосу сверху вниз несколько раз. Звуки, извлекаемые при этом, напоминали ослиный рёв.
– Обычно наши предки прикрепляли «кабанью тыкву» ремешками к бедру или к поясу. Это у меня ещё маленький инструмент. Если взять тыкву побольше, звук будет ещё неприятнее и громче, – рассказывает мастер.
От таких неприятных протяжных звуков округа мигом очищалась от хищников. К слову сказать, название «кабанья тыква» появилось в письменных источниках примерно в 1905 году. В эти годы тигров сменила другая напасть – на сельхозугодья южных фермеров стали набегать дикие кабаны. Отсюда и новое название для универсальной тыквенной «пугалки». А как его называли раньше – никаких исторических свидетельств мастер не нашёл.
Самое сложное по выполнению из привезённых им изделий – деревянные серьги и брелоки для ключей. Это тонкая, почти ювелирная работа. Для таких изделий он использует гибкую ивовую древесину. А вот для изготовления посуды берёт карагач или сосну.
Охотно рассказал мастер и о других изделиях – деревянных погремушках и сосках-пустышках для малышей. Последние повторяют модель, используемую нашими предками-кочевниками. Правда, мастер из Кызылорды к деревянному основанию прикрепляет кусочек вполне современного поролона, а вот казахи в древности привязывали кусочек бараньего жира. По задумке практичных кочевников, посасывая такой жировой «чупа-чупс», малыш и успокаивался, и получал сытный перекус. Жанибек ага предлагает пропитывать бараньим жиром кусочек поролона. Деревянная основа такой пустышки, по его мнению, более экологична, чем современный пластик. Погремушки представляют собой лёгкие деревянные колышки, соединённые верёвочкой.
Из Кызылорды приехала и мастерица Майра Жаханкызы. Она привезла женские пояса из бархата, украшенные искусственными камнями, ювелирные изделия – серьги, колье, браслеты из мельхиора, нарядные велюровые чапаны и искусно вышитые головные уборы.
– Мои бабушка и мама были швеями, вот и я с детства люблю шить. Это умение мне передалось от них, – говорит мастерица.
Мастер по серебру Берик Алибаев из Астаны привёз самые дорогие изделия на всей выставке. К примеру, широкий кожаный пояс с массивной серебряной пряжкой, инкрустированной драгоценными камнями, стоит 2,5 миллиона тенге, двухуровневое серебряное колье в старинном национальном стиле, искусно украшенное узорами, – два миллиона.
– Мой дедушка был ювелиром, это умение я перенял от него. С детства мне нравилось наблюдать за его работой, потом начал запоминать всё, что он делает, – рассказывает столичный ювелир. – Срок изготовления любого изделия зависит от сложности узоров, от его размера. Бывает, я один браслет делаю месяц.
Привёз он и кожаные камчи. Но из-за дождя вытащить их не решился. А вот ювелирным изделиям непогода не страшна – они экспонируются в специальных ящиках под стеклом.
Рядом с ремесленниками свою выставку расположил областной художественный музей имени Н. Нурмухаммедова. Её составили восемнадцать картин – произведения павлодарских художников из цикла «По святым местам Павлодарской области». Две работы посвящены мавзолею Машхура Жусупа. Авторы всех картин – выпускники художественного колледжа и известные павлодарские художники Алтын Кисамединова, Осербай Шуранов, Аусат Инкар, Зура Асылгазина и другие. Работы выполнены масляной живописью.
– Эти картины созданы на тематическом пленэре в 2018 году. Три года наши художники ездили по памятным местам Павлодарской области. Здесь запечатлены и летние, и зимние виды. А сейчас по пути на празднование мы проехали по таким красивым местам! Степь показала нам бесподобные панорамы, появилось желание выехать с художниками и создавать новые шедевры. Сочетание цветов изумительно! Такую красоту непременно нужно запечатлеть на холсте, – поделилась впечатлениями заместитель руководителя областного художественного музея Ольга Пашко.
Куралай ШАЯХМЕТОВА.
Фото Валерия БУГАЕВА.