• Чт. Ноя 21st, 2024

Каким будет водный режим?

Окт 31, 2024
Foto Valeriy BUGAYEV

Проблема нехватки воды в степях Казахстана возникла не сегодня и не вчера. Другое дело, что в последние годы, с развитием экономики, с вводом новых промышленных производств и с расширением орошаемого земледелия, нехватка воды стала у нас чувствоваться острее. Президент страны не случайно чуть больше года назад сообщил гражданам о создании Министерства водных ресурсов и ирригации. Тогда же Касым-Жомарт Токаев предупредил о том, что к 2040 году дефицит воды в Казахстане может достичь 12-15 миллиардов кубических метров, а водные ресурсы для нашей страны становятся не менее важными, чем нефть или газ.

Нам ещё повезло

Павлодарской области в этом смысле ещё повезло, мы живём в регионе, через который протекает Иртыш, хотя даже визуально он стал менее полноводным. И в целом потребление воды в области продолжает расти. При этом, по некоторым данным, лишь четыре-пять процентов расходуемой воды потребляется жителями лично, остальное – расходы промышленными предприятиями и орошение, ведь площади поливных земель у нас ежегодно прирастают. И видятся перспективы – только за последние три года орошаемые земли в области расширились на 48 тысяч гектаров. Только в этом году добавили девять с половиной тысяч. К началу сентября общая площадь орошаемых земель в Павлодарской области насчитывала 174,1 тысячи га, в том числе земель сельскохозяйственного назначения (закреплённых за сельхозпредприятиями) – 150,3 тысячи. Это потенциально готовые к поливу участки. Реального орошения намного меньше. Но всё-таки, учитывая актуальность проблемы, особое внимание у нас теперь приковано к применению водосберегающих технологий. Говорят, хотя, быть может, это и с какой-то погрешностью, в Павлодарском Прииртышье почти на всех орошаемых массивах применяются технологии сбережения воды, то есть дождеванием орошается 77 тысяч гектаров, а капельным орошением – свыше тысячи.

Перспективы нашего движения к водосбережению недавно во время своей поездки в Павлодарскую область оценивал министр водных ресурсов и ирригации РК Нуржан Нуржигитов. В числе первых мер он сообщил о планируемой реконструкции и модернизации объектов канала имени Сатпаева. А ещё мы узнали, что у нас планируют построить новое водохранилище. Это, кстати, спорное решение, и о весомости аргументов «за» и «против» нового водохранилища, особенно если смотреть через призму сохранения Иртыша и его поймы, писал в своей недавней публикации на страницах нашей газеты Сергей Горбунов. У экологов тоже немало сомнений в целесообразности строительства такого объекта, он, несомненно, увеличит нагрузку на уже и без того перегруженный Иртыш. Но тут можно добавить, что у нас, по словам министра, планируется масштабная реконструкция поливных систем и лиманов. На первом этапе отремонтируют Колыбайский массив лиманного орошения в Майском районе и поливные сети Баянаульского района. Всего ремонту подлежат 97 гидротехнических сооружений и 132 водопропускных.

Действия власти

На встречах с министром павлодарцы кое-что узнали о новом Водном кодексе, его ещё предстоит принять. Среди основных изменений предлагается внедрение водосберегающих технологий на предприятиях. Организации, у которых нет таких систем, будут обязаны предоставить план по переходу к ним. А позже государство, в зависимости от степени внедрения технологий водосбережения в сельском хозяйстве и промышленности, будет субсидировать услуги по подаче воды. Наверное, к этому надо относиться как к началу действительно эффективной работы по водосбережению. Ведь сколько у нас мест, где воду просто льют в песок, зачастую даже питьевую. Взять сеть автомоек. Сколько через них утекает воды – вряд ли кто-нибудь может сказать с точностью. Вдобавок они зачастую используют именно питьевую воду. В том числе и потому, что техническую им никто не подаёт, это один из недостатков инфраструктуры водоснабжения. Но предпринимателям установили семилетний период, кстати, за это время все предприятия должны перейти на повторный оборот воды. В республике есть такие промышленные предприятия.

Думается, пора нам действовать быстрее. Ведь проблему водоснабжения Глава государства Касым-Жомарт Токаев поднимает давно. С самого начала Президент называл актуальной проблемой Казахстана надвигающийся дефицит водных ресурсов. По его словам, ситуация усугубляется высоким уровнем водоёмкости ключевых отраслей отечественной экономики. Для разрешения ситуации планируется построить 20 новых и реконструировать не менее 15 действующих водохранилищ, модернизировать и оцифровать более 3500 километров каналов. Это даст возможность к 2027 году обеспечить дополнительно около двух кубических километров воды. Кроме того, разрабатываемый в стране новый Вод­ный кодекс направлен на снижение дефицита водных ресурсов.

Не так давно Премьер-министр страны Алихан Смаилов рассказал о проекте кодекса. В нём предусмотрены нормы эффективного управления водными ресурсами. Появится система охраны водного фонда. А в целом всё идёт к формированию политики водосбережения и применению норм международного права по наилучшим водосберегающим технологиям, усилению ответственности субъектов водных отношений, регулированию деятельности по водоснабжению и водоотведению, развитию ирригации.

Для стимулирования фермеров к экономии поливной воды Министерством сельского хозяйства даются субсидии на внедрение технологий водосбережения и дифференцированные субсидии на оплату услуг по подаче воды, их размер зависит от способа полива. В целях вовлечения большего количества аграриев ведется работа по увеличению размера субсидий на внедрение водосберегающих технологий с 50 до 80 процентов.

Ситуация аховая

Говоря о необходимости скорейшего перехода к водосбережению, нельзя не привести некоторые оценки сложившейся ситуации. В ближайшие 15 лет Казахстан, по прогнозам ООН, испытает жесточайший водный дефицит. Уже став фактом в нашей стране, он к 2050 году грозит возрасти в три раза. А у нас пока нет действенных экономических механизмов, способных стимулировать бизнес к активному внедрению прогрессивных водосберегающих технологий. Если хотите, нет инструментов, которые бы мотивировали, а может быть, и заставляли бережно относиться к водным ресурсам. Судите сами, по официальным данным, только из-за дырявых каналов и сетей мы теряем ежегодно почти половину добываемой воды. Пока лишь около 15 процентов орошаемых земель поливаем с использованием водосберегающих технологий. А в это время дефицит воды сложился в Кызылординской, Жамбылской, Атырауской областях.

Казахстан – страна маловодная. 46 процентов воды поступает к нам из сопредельных государств. Для начала Министерство водных ресурсов и ирригации намерено снизить водную зависимость рес­публики от соседей на четверть. И в конце прошлого года Казахстан начал строительство девяти новых водохранилищ. Это часть Комплексного плана развития водного хозяйства республики на 2024-2030 годы. Основная цель этого плана – сократить водную зависимость от соседних государств. Сможем ли мы это сделать? У экспертов разные мнения на этот счёт. Некоторые говорят, что строить и уж тем более восстанавливать старые, ещё советские водохранилища не всегда целесообразно. К примеру, водохранилища повышают потери воды за счет испарения. И во многих странах от водохранилищ в нужных ситуациях отказываются, к примеру, в Европе и США только за прошлый год убрали около 500 таких объектов.

Сейчас в развитых странах восстанавливают естественное течение рек, озёра и водноболотные угодья. Считается, что естественные режимы рек – это наиболее надёжная основа для долгосрочного водоснабжения экономики и людей, восстановления водных циклов, необходимых для сохранения климата. Не знаю, насколько верен такой подход, однако совершенно ясно другое: водохранилища нельзя строить без оценки их воздействия на природу и местное население. Кстати, этого требуют все международные соглашения и национальные законы. Скорее, нам сейчас нужны кардинальные меры по экономии воды внутри страны. А что касается зависимости от сопредельных стран, то снизить её вряд ли удастся, это, если хотите, чисто географический фактор. Судите сами, из восьми водных бассейнов, обеспечивающих Казахстан водой, семь – трансграничны, поэтому нам лучше координировать свою водную политику с соседями.

Принимая стратегию

К числу характерных проблем можно отнести четыре причины: климатический фактор, высокая изношенность инфраструктуры, расточительное водопотребление, необеспеченность правовой базой. Хотя в последнее время какие-то меры предпринимаются. Создан даже специальный совет по водной безопасности при Президенте, его, к слову, возглавляет Премьер-министр. Внедряются различные программы и проекты по питьевой воде, выделяются из бюджета внушительные суммы. А всё это надо делать с учётом реальности. Коэффициент полезного действия оросительных систем в республике не превышает показателя 0,45-0,55. При этом, если иметь в виду не только нашу область, но и всю республику, то только пятая часть орошаемой пашни обеспечена экономичными системами капельного и дождевого полива.

Естественно, стратегически придётся решать и другую проблему – повышенное потребление воды населением.

Простые факты:

сейчас в Казахстане ежедневное потребление воды на душу населения – 3499 литров. Для сравнения: в Германии потребляют 855 литров, в Британии – всего 348.

Основным методом прекращения такого расточительства считается повышение тарифов. Они у нас, если честно, очень низкие и не стимулируют к экономии воды. В результате у населения надёжно угнездилось в голове, что вода у нас – чуть ли не бесплатный ресурс. Тогда зачем её экономить? Вот почему нам понадобятся, хочешь не хочешь, дифференцированные, хорошо просчитанные и учитывающие реальные доходы населения тарифы.

Что даст кодекс

Учитывая остроту проблемы, надо принимать меры к эффективному управлению расходования воды. И тут трудно переоценить значение давно ожидаемого нового Водного кодекса. Этот проект инициирован Министерством водных ресурсов и ирригации. Согласно проекту, очищенные сточные воды станут одним из источников водоснабжения и будут активно использоваться в различных отраслях экономики. Кроме того, в проекте Водного кодекса рассматриваются важные изменения, направленные на усиление государственного контроля и надзора за использованием и охраной воды. Уполномоченное ведомство и бассейновые инспекции наделяются надзорными функциями. Предлагается внести дополнения в действующий Предпринимательский кодекс для расширения функций бассейновых инспекций и государственных водных инспекторов, изменения форм государственного контроля и надзора, введения новых инструментов оперативного реагирования. Предусматриваются и меры по цифровизации водной отрасли, совершенствованию мер господдержки аграриев, внедрению современных водосберегающих технологий и переходу на более экономичные сельскохозяйственные культуры.

А пока «водным» министерством разработана Дорожная карта водосбережения на 2024-2026 годы. Вносятся изменения в Концепцию развития системы управления вод­ными ресурсами РК на 2024-2030 годы. Единая информационная система водных ресурсов будет создана в результате сотрудничества МВРИ с Национальной компанией «Қазақстан Ғарыш Сапары». Она будет содержать информацию о состоянии водохозяйственных объектов страны, позволит следить за распределением и использованием водных ресурсов вплоть до конечного потребителя.

Но всё это пока лишь первые шаги к решению острейшей проблемы.

Владимир ГЕГЕР.

Фото из архива Валерия БУГАЕВА.