В канун празднования Дня Республики Дом-музей Д.П. Багаева открыл персональную фотовыставку «Грани» костанайского фотографа Яниса Мармалиди. Здесь представлено более 30 разножанровых работ, большинство в его любимом квадратном формате, от каждой из которых глаз не отвести.
72-летний Янис Мармалиди – известный профессиональный фотограф и мастер репортажной съёмки. Ему одинаково хорошо удаётся работать в разных жанрах: сюжет, портрет, пейзаж, натюрморт. На его счету 10 персональных выставок, на сегодняшней представлена лишь малая часть работ. Он трудится в Костанайской филармонии, наверное, поэтому героями его снимков зачастую становятся творческие люди: артисты, музыканты, танцоры, поэты.
– Мне это нравится: открываешь мир других людей – певцов, артистов, всё это – движение, творческое состояние. Люблю супрематизм, а если еду за границу – с удовольствием снимаю в музеях. Я снимал многих творческих людей и культурных работников, например, Батырхана Шукенова и Полину Гагарину. Фотографируя девушку из Костанайского камерного оркестра, я сказал ей подержать скрипку у лица, и, на мой взгляд, получился интересный образ, – рассказал Янис. – Как и многие дети, я в своё время начал увлекаться фотографией, потом бросил. А однажды попал в корпункт студии «Казахфильм» в Костанае – но кинокамеру мне не доверяли, я был ассистентом кинооператора, фотографировал.
Он снимал для информационных агентств, работал на правительственных съемках и там уже постиг необходимые для дела откровения и истины. Снова бросил снимать, когда родились дети, после этого устроился на один из заводов – и опять начал фотографировать. В 1986 году вновь ушел из фотографии и вернулся только в 2013 году…
– Сегодня я посетил единственный в стране музей фотографии с такой давней историей, уникальнейший, в нём чувствуется харизма. Ты находишься как бы в другом времени. Старые фотографии – это лицо нации, это дух нации, это олицетворение нации – именно это я здесь увидел. Дмитрий Поликарпович отразил быт казахского народа, события того времени. Вот что такое настоящий патриотизм, когда профессионал высочайшего уровня оставляет такой след в истории, – говорит мастер.
В мероприятии приняли участие профессиональные фотографы, творческая интеллигенция, добрые слова сказали Александр Бичинев, Галина Беспалова и другие.
Фотографии Яниса Мармалиди – удивительные, их хочется подолгу рассматривать, восхищаться, сравнивать и искать то особенное, что привлекло именно в этом снимке. Интересно вдруг разглядеть на черно-белом снимке какое-то одно цветовое пятно – губы, синий софит, блик на плече, саксофон, рука… Или вдруг очароваться монотонностью цвета в разности фактур и фигур… И очень хорошо восприятию помогали в этот день фортепьянные мелодии в исполнении Амира Жармухамбетова.
– Я очень рад, что сегодня в гостях, в этих, можно сказать, намоленных стенах Дома-музея Багаева, замечательный автор. Я Янису много рассказывал про это сакральное место, и вот случилось – он приехал, – сказал профессиональный фотограф Александр Пархоменко, инициатор выставки. – Мы знакомы лет шесть или семь, в первую нашу встречу на выставке у Яниса была очень яркая, запоминающаяся подборка, мне запомнился его любимый квадратный формат. А когда я подошёл поближе, просто поразился: человек во многом видит и делает свои работы, как я, или я делаю, как он. Пообщавшись тогда несколько дней, мы ещё раз убедились, что нас объединяет любовь к предметному миру, что бывает довольно редко среди фотографов, потому что предметный мир – натюрморты – это мёртвая природа, он требует много времени. Это кропотливейшая работа со светом, с композицией, с предметами, и мало кто из фотографов любит их снимать. Свет при такой съемке (неважно, естественный, на пленэре или постановочный) становится неотъемлемой частью натюрморта. У Яниса выверенная, идеальная любовь к предметам, которые не могут за себя говорить, доверяют художнику или фотографу полностью.
С юмором Янис рассказал, как у него идет процесс создания натюрморта: как он видит в обычных деталях что-то необычное, собрав их вместе, как высматривает предметы в магазине или на улице, как красит фактурные бутылки или вдохновляется работами других фотографов – начала прошлого века или современников, как ищет яркие пятна и подбирает формы.
– Натюрморт – это такая вещь, которая требует какого-то состояния, и если сегодня его нет, то принесенный для съёмки виноград ты просто съешь. И всё-таки фотографом я себя чувствую больше в портретах, мне нравятся артисты, с ними интересно. Ну, а в общем люблю минимализм. Это такое мужское дело, – улыбаясь, говорит Янис Мармалиди.
Фотография – это искусство наблюдения. Это умение найти что-то интересное в самом обыкновенном месте. Она мало связана с тем, что именно вы видите, но сильно зависит от того, как вы это видите. Как заметил Янис Мармалиди: «Это прекрасно, что Господь дает видеть хорошее, прекрасное. Художник не должен быть фотографом, а вот фотограф должен быть художником».
Очень замечательно, что наш Дом-музей стал не только мемориальным музеем одной легендарной личности, но и своеобразным центром, где поддерживаются творческие связи фотографов Павлодарского региона, Казахстана и зарубежья, где организуются фотовыставки, встречи, экскурсии и куда приглашаются такие интересные гости, как Янис Мармалиди.
Выставка продлится в Доме-музее Д.П. Багаева месяц.
Татьяна САРТАКОВА.
Фоторепродукции Татьяны ВЕРВЕЙКО.