• Вс. Ноя 24th, 2024

Была похожа на отца…

Окт 31, 2024

17 октября в Рязани на 91 году закончился жизненный путь Натальи Павловны Васильевой-Фурман, дочери выдающегося русского поэта, нашего земляка Павла Васильева. В этом году исполняется 115 лет со дня его рождения. Как сказала Закия Мерц, директор павлодарского Дома-музея поэта: оборвалась последняя живая ниточка, связывающая нас с Павлом Васильевым.

Поэт и девочка

Детство и юность Павла Васильева прошли в Павлодаре, где он окончил школу и написал первые стихи. Здесь произошло формирование его творческой личности. С 1926 года поэт стал активно публиковаться в прессе и стремительно набирать популярность.

В 1930 году в Омске Васильев женился на Галине Анучиной. Её сестра Евгения была замужем за писателем Иваном Шуховым, будущим главредом журнала «Простор». В 1932 году Павла Васильева арестовали за участие в группе литераторов «Сибирская бригада», подозреваемой в контрреволюционной деятельности. Он получил условное наказание с подпиской о невыезде из Москвы. Его беременная жена оставалась в Омске.

10 апреля 1933 года Галина родила дочь Наташу и приехала к супругу в столицу. Поэт взял ребёнка на руки. Его друзья отмечали, что дочка – «Пашка в ангельском виде». Потом пути Павла и Галины разошлись – она вернулась с дочерью в Омск, а поэт женился на Елене Вяловой, сестре жены Ивана Гронского, главного редактора журнала «Новый мир», который сыграет в судьбе Васильева большую роль.

Любил ли поэт свою дочурку? Определённо, любил. Сохранились его письма Галине Анучиной. В частности, 22 марта 1934 года он писал: «Как живёт дорогая дочь моя Наталья Павловна? Скоро ли я поцелую её в губки, ножки и ручки?» Васильев приезжал к своей полуторагодовалой дочери в Омск. Это была их последняя встреча. Потом в жизни поэта началась чёрная полоса.

В 1935 году Васильев был на пике популярности. Поэт Осип Мандельштам говорил: «В России пишут четверо: я, Пастернак, Ахматова и Павел Васильев». Но в творческой среде были люди, для которых Васильев с его народной лирикой был как кость поперёк горла. Он купался в лучах славы, вёл богемный образ жизни. В итоге его решили осадить. Редактор «Комсомольской правды» Джек Альтаузен, умышленно или нет, спровоцировал с ним драку.

Потом писателю Максиму Горькому поступила анонимка о разгульном образе жизни Васильева. Горький, не вдаваясь в суть дела, опубликовал критическую заметку о молодом поэте в крупнейших газетах под своей постоянной рубрикой «Литературные забавы». Для чиновников это послужило командой: фас! Васильева исключили из Союза писателей и посадили на полтора года в колонию сначала в подмосковной Электростали, потом в Рязани. Даже в заключении он продолжал писать.

В 1937 году Павла Васильева арестовали за принадлежность к некой террористической группе, якобы готовившей покушение на Сталина, и расстреляли вместе с тремя литераторами: Владимиром Кирилловым, Михаилом Карповым и Иваном Макаровым.

Павлу Васильеву было всего 27 лет. Он написал более 200 стихотворений и 14 поэм. Репрессиям подверглись и его жена Елена Вялова, брат Виктор Васильев, а отца расстреляли в лагере. Около 20 лет в лагерях провёл и его друг Иван Гронский.

В 1956 году Павла Васильева посмертно реабилитировали. В 1957 году восстановили в Союзе писателей, а его вдова Елена Вялова составила и издала сборник произведений. Поэт похоронен в Москве, в общей могиле №1 «невостребованных прахов» Донского кладбища. В 1990 году его памятный камень – кенотаф – установлен на Кунцевском кладбище рядом с могилой жены Елены Вяловой.

Единственная дочь поэта Наталья Павловна Васильева (в замужестве Фурман) всю свою жизнь посвятила популяризации литературного наследия своего отца. Её детство прошло в Новосибирске. Там она с золотой медалью окончила школу. После Московского авиационного института по направлению приехала в Рязань, где ранее отбывал срок отец. Работала главным инженером в конструкторском бюро «Глобус».

Позже преподавала технические дисциплины в колледже, руководила художественной самодеятельностью. С середины 80-х начала активно пропагандировать поэзию отца, а с 1990 года проводить в Рязани Васильевские чтения. Создала Рязанское Васильевское общество, стала членом Союза писателей России и Союза профессиональных литераторов. За подвижничество и мастерство отмечена литературными и общественными наградами.

Наталья Павловна опубликовала более 50 статей в прессе, составила сборник стихов и поэм Васильева «Подымайся, песня, над судьбой!». Она автор книг «Папа, мама, тетя Женя и я», «Гибельная рухнет чернота», «Крестьянские заступники», «Маленькие истории больших стихотворений» с иллюстрациями павлодарского художника Виктора Поликарпова. При её содействии павлодарский Дом-музей Павла Васильева выпустил сборник «Избранная лирика».

Творческое наследие репрессированного поэта его дочь Наталья Павловна и вторая жена Елена Вялова собирали по крупицам. При жизни Васильева были изданы поэма «Соляной бунт», «Песни киргиз-казаков», «Люди в тайге», «В золотой разведке». После ареста рукописи были конфискованы, но сохранились многочисленные публикации в советской прессе.

В Павлодаре реабилитация творчества Павла Васильева началась в нашей газете «Звезда Прииртышья». В 1956 году молодой журналист Сергей Музалевский при поддержке главного редактора Владимира Молотова и местных поэтов создал литературное объединение, которому в 1957 году было присвоено имя Павла Васильева. С 1989 года традиционными стали Васильевские чтения. Позже имя поэта стали носить городские библиотеки Павлодара, Рязани и Омска. Правда, в настоящее время павлодарская библиотека уже не является библиотекой имени Павла Васильева.

Помним…

Главным научным центром сохранения и изучения творческого наследия Павла Васильева стал единственный на постсоветском пространстве Дом-музей, создание которого началось с открытия в 1987 году в Областном историко-краеведческом музее им. Г. Потанина литературного отдела. Торжественная презентация реконструированного здания Дома-музея состоялась в 1994 году. С 2000 года в нём работает, а с 2010 года его возглавляет Закия Мерц. Она поддерживала контакты с дочерью поэта.

– Закия Саясатовна, как вы познакомились с Натальей Павловной?

– Когда меня назначили директором, я волновалась, как меня примет Наталья Павловна. Но она сказала, что очень рада, что именно меня назначили директором! Выше похвалы для меня не существовало. Потом я несколько раз ездила в Рязань на различные мероприятия, навещала ее дома. Очень часто звонила ей из Павлодара, мы часами разговаривали по телефону. В последний раз я видела Наталью Павловну в ноябре прошлого года. Была в Рязани проездом в Ряжск на конференцию, посвящённую писателю Ивану Макарову, и, конечно же, заехала к ней. Встреча, как и все остальные, была очень теплой. Она подарила нам свои книги «Крестьянские заступники» и «Гибельная рухнет чернота». Подписала: «Дому-музею Павла Васильева в Павлодаре с благодарностью за его работу от автора книги». А в этом году 11 марта мы с ней разговаривали по телефону уже в последний раз.

– В ходе этого общения она вспоминала что-то интересное?

– У нас в фондах хранятся ее воспоминания, ее статьи и документальные материалы, которые она в разные годы присылала в Дом-музей. Она рассказывала, как однажды поехала в Переделкино (дачный посёлок литераторов под Москвой, – прим. авт.) к своей тёте – писательнице Евгении Анучиной. Там встретилась с писателем Варламом Шаламовым, автором «Колымских рассказов», тоже репрессированным. Он пытался с ней заговорить, а она всё убегала. И однажды он прочитал ей стихи в честь Натальи Кончаловской (мать режиссёра Никиты Михалкова, – прим. авт.) «В ваши окна, щурясь, смотрит лето» и спросил: как ты думаешь, чьи это стихи? Наталья Павловна ответила: наверное, ваши? Шаламов сказал: нет, такие стихи мог написать только один человек – твой отец. Затем Борис Пастернак, когда вышла поэма Павла Васильева «Христолюбовские ситцы», ей говорил: «Наташа, как ты похожа на своего отца! Я всю ночь читал стихи и плакал». Она говорит, что тогда не поняла его слёз…

– В Доме-музее остались памятные вещи Натальи Павловны?

– Это мебель – диван, шифоньер, кресло, ломберный столик Наталья Павловна передала из квартиры своей тёти Евгении Анучиной, где останавливался Павел Васильев – своего дома и квартиры у него в Москве не было. В этом кресле он сидел, за этим столиком писал стихи. Кроме своих книг, Наталья Павловна нам передала более 150 единиц хранения – письма, записки, фотографии. Здесь есть её первые детские стихи, которые она написала в 11 лет, есть её школьная похвальная грамота 1943 года, аттестат с пятёрками 1945 года, письмо в самодельном конвертике, которое она написала своей маме из пионерского лагеря. К её 90-летию мы сделали фильм, куда вошли документальные кадры её визитов в Павлодар. Она приезжала сюда в 1988 и 1989 годах на Васильевские чтения, в 1994 году, когда открывали новое здание Дома-музея, в 1999 году на 100-летие Павла Васильева и в 2004 году – в последний раз. Фильм создан в рамках нашего проекта «Автографы Дома-музея». Его можно посмотреть на нашей странице в «Одноклассниках».

– Этот год юбилейный – 115 лет со дня рождения Павла Васильева. Что в планах?

– Юбилейные мероприятия начнутся 5 декабря с возложения цветов к бюсту Павла Васильева, в этот день состоятся творческие встречи, экскурсии в музеи Павлодара. На 6 декабря назначена международная научно-практическая конференция «Азиатский фронтир: проблемы трансфера культур», которая пройдет на базе Маргулан университета в смешанном формате – онлайн и офлайн – и объединит ученых, писателей, литературных деятелей из городов России и Казахстана: Павлодара, Астаны, Усть-Каменогорска, Москвы, Рязани, Омска, Новосибирска, Благовещенска и других.

Фёдор КОВАЛЁВ.

Фото предоставил Дом-музей им. П. Васильева.