• Сб. Ноя 23rd, 2024

Новости от онкологов

Окт 24, 2024

С недавних пор павлодарские онкологи освоили новый метод для более эффективного и безопасного по отношению к здоровым тканям лучевого облучения. С такой хорошей новости начался наш разговор с заместителем директора по организационно-методической работе Павлодарского областного онкологического диспансера Асель Аскаровой.

Пожалуй, и начнем с хорошего. Речь пойдет о линейном ускорителе, установленном в Павлодаре еще в 2021 году. О его преимуществах в лечении онкологии говорилось и писалось уже очень много, повторяться не будем. Новшество заключается в одном из методов применения этого уникального самого по себе оборудования.

– Есть ряд раковых опухолей, например, молочной железы, положение которых подвержено изменению при дыхании. Вот этот дыхательный нюанс и учитывает респираторный гейтинг. Так называется этот метод. Линейный ускоритель дышит вместе с пациентом. Это обеспечивает, во-первых, точность лучевого облучения, а во-вторых, безопасность для здоровых органов и тканей, располагающихся рядом с облучаемой областью. Я уже приводила пример с раком молочной железы. Так вот, для этой локализации, особенно если опухоль поразила левую железу, система синхронизации с дыханием пациента – самый лучший способ снизить дозовую нагрузку на сердце, – поясняет доктор Аскарова.

До сих пор респираторный гейтинг применяли только в центре ядерной медицины и онкологии в Семее. Теперь этот метод освоили и павлодарские онкологи. Врачи прошли несколько ступеней обучения. Сначала в Павлодаре, куда специально пригласили экспертов, а затем в Беларуси, где респираторный гейтинг успешно применяется уже много лет.

Безусловно, сразу хочется рассказать о результатах, хотя и понимаю, что бегу впереди паровоза. Асель Аскарова буквально читает мысли.

– Рано еще говорить об эффективности применения системы синхронизации с дыханием именно среди павлодарских пациентов. Мы ведь только совсем недавно работаем с этой методикой, – справедливо возражает моя собеседница.

…Рак молочной железы – это бич павлодарцев. За 9 месяцев этого года на онкоучет с этим заболеванием взяли 278 женщин. Это первое место в структуре общей онкозаболеваемости. На втором месте в ней же идет колоректальный рак (211 случаев). Далее в пятерке антилидеров расположились рак легкого (186 новых случаев заболеваемости), желудка (89 случаев) и шейки матки (80 случаев).

Добавлю, что онкологическая локализация в регионе по сравнению с прошлым годом практически не изменилась. Только поменялись местами колоректальный рак и рак легкого, который в прошлом году был на втором месте.

Как и прежде, увеличение случаев заболеваемости рака специалисты связывают с хорошей ранней выявляемостью в результате обязательных скринингов по возрастам. Кстати, павлодарский онколог развеяла досужие домыслы о скринингах ради галочки.

– Возьмем рак молочной железы. По состоянию на 1 октября мы провели 31,9 тысячи исследований на раннее выявление этого заболевания. Это большая часть из того, что запланировано на год. И в 80 случаях от общего количества проведенных скринингов мы получили положительный результат.

По раку шейки матки провели 32,4 тысячи скринингов из 35 тысяч запланированных на этот год. 15 женщинам выставлен диагноз рак шейки матки. Это хороший результат, – обращается к статистике Асель Аскарова.

Об эффективности скринингов, по словам эксперта, косвенно можно судить и по такому показателю, как запущенность вновь выявленных заболеваний. В прошлом году (по состоянию на 9 месяцев) она составляла 13,6 процента от общего количества взятых на учет больных. За аналогичный период этого года этот показатель – 13,1. В этих же процентах «сидит» и «четверка». Это если говорить на языке онкологов. «Четверка» – это четвертая стадия онкологии, когда врачи зачастую уже ничего не могут сделать.

В прошлом году четвертая стадия онкологии была диагностирована в 9,8 процента случаев от всех пациентов, взятых на первичный учет, в этом году – в 9,6 процента.

– Кажется, что процент снижения совсем небольшой, мол, что такое 0,2 процента! С математической точки зрения – мизер. Но ведь речь идет о людях! Здесь даже 1-2 случая – это чья-то жизнь, – говорит онколог.

– Но можно же посмотреть на показатель запущенности заболевания не с точки зрения снижения, какое бы оно ни было, а как на сам факт. Тогда к скринингам появляются вопросы…

– Вы не учитываете, что все скрининги проводятся по возрастам. Если в результате такого исследования появится хоть малейшее подозрение на злокачественное новообразование, наш ситуационный центр незамедлительно возьмет этого пациента себе на контроль, обеспечив ему «зеленый коридор» для прохождения максимально быстрого дополнительного обследования.

Скрининги в Казахстане применяются уже много лет. Они доказали свою эффективность в борьбе с раком. Кстати, мы обучили всех работников смотровых кабинетов при поликлиниках правилам онконастороженности, вплоть до забора биоматериала. Результат скрининга на рак шейки матки во многом зависит от того, насколько правильно были взяты гинекологические мазки, – возражает Асель Аскарова.

Несколько слов о ситуационном центре в Павлодарском онкологическом диспансере. Да и не только в нем, подобная практика существует во всех городах республики.

– Существуют маркеры онконастороженности от 1 до 3. Первый маркер – это просто подозрение, которое может и не подтвердиться. Но мы берем на контроль всех пациентов, посетивших мужские и женские смотровые кабинеты в поликлиниках, если что-то в их состоянии здоровья коллегам из первичного звена покажется сомнительным. Пациент с онкомаркером 1 в течение 5 дней проходит дополнительное обследование, которое посчитает сделать его участковый терапевт, – напоминает суть работы «зеленого коридора» Асель Аскарова.

Вернемся к теме скринингов.

Возможно, со следующего года в списке профилактических онкоисследований станет на один скрининг больше. В планах Минздрава в пилотном режиме внедрить скрининг на раннее выявление рака легких. Ожидается, что «пилот» коснется лишь тех регионов, где по этому виду заболевания складывается неблагополучная ситуация. Павлодарская область входит в это число. Мы уже говорили о том, что рак легкого из года в год превалирует в структуре выявляемости новых случаев рака в регионе. Кроме этого, он еще и занимает первое место по смертности от онкологии. За ним идут колоректальный рак, рак желудка, рак молочной железы и рак поджелудочной железы. Общая же статистика по смертности от онкологических заболеваний в Павлодарской области выглядит так: 94,2 на 100 тысяч населения. Это на 1,7 процента больше показателя онкосмертности аналогичного периода прошлого года.

Учитывая, что рак легкого на ранних стадиях можно выявить только путем компьютерной томографии, пусть даже и низкодозной в плане облучения, планируется, что скрининг на этот вид заболевания будет проходить не по возрастам, а по группам риска. Скорей всего, это будут пациенты, страдающие частыми пневмониями и состоящие на учете с хроническими бронхитами. Говорится также и о заядлых курильщиках, но пока не понятно, каким образом это будет (если будет вообще) обосновано с точки зрения доказательной базы, ведь курильщики, даже заядлые, – это не диагноз. Всё это будет еще дорабатываться, но в планах Минздрава совершенно точно есть внедрить скрининг и по раку легкого.

Резюмируя все вышесказанное, Асель Аскарова, как и все ее коллеги, каждый раз при случае просит павлодарцев не игнорировать приглашение от поликлиник пройти все профилактические скрининги, положенные им по возрастам. Тем и коварна онкология, что дает о себе знать, когда заболевание начинает уже быстро прогрессировать. Это прописная истина. И ею же должно стать правило обязательных профилактических исследований, даже если по самочувствию кажется, что в них вообще нет никакой надобности.

Это нужно знать!

В Казахстане онкологические скрининги проводятся:

► на рак молочной железы – в 50, 52, 54, 56, 58, 60 лет;

► на рак шейки матки – с 30 лет каждые 4 года;

► на колоректальный рак – каждые 2 года начиная с 50 и до 70 лет;

► на рак пищевода и рак желудка – каждые 2 года с 50 до 60 лет;

► на рак предстательной железы – каждые 4 года с 50 до 66 лет.

Ирина ВОЛКОВА.

Фото из архива героини публикации.