В регионе есть возможность культивировать новую сельхозкультуру, но пока побеждают сомнения и доводы тех, кто против этой затеи.
В конце августа этого года в Правительстве РК под председательством вице-премьера Серика Жумангарина состоялось совещание, на котором обсуждались вопросы уборки и переработки сахарной свеклы.
В соответствии с государственной политикой в 2024 году площадь посевов увеличена до 25,2 тысячи га, что почти вдвое больше по сравнению с предыдущим годом (13,4 тыс. га). Ожидаемый валовой сбор сахарной свеклы в Жетысуской и Жамбылской областях составит 1,1 млн тонн с урожайностью 436 центнеров, что почти вдвое превышает прошлогодний результат.
Но действующие мощности сахарных заводов уже сейчас с трудом справляются с растущими объемами урожая этой культуры. Мощность переработки у Коксуского сахарного завода – 250 тысяч тонн, Аксуского – 350 тысяч, Меркенского – в районе 200-300 тысяч тонн. Удлинив срок переработки сырья, заводы смогут в этом году осилить прогнозируемый объем урожая в 1,1 миллиона тонн. Этот объем позволит произвести порядка 120-130 тысяч тонн свекловичного сахара. При этом ежегодная потребность страны составляет 550 тысяч тонн, из которых около 300 тысяч – это нужды жителей.
Выступив на этом совещании, вице-премьер С. Жумангарин сказал:
– Переход на полное самообеспечение сахаром – наша стратегическая цель, это необходимо для повышения продовольственной безопасности и снижения импортозависимости. А для этого нужно довести мощности переработки свеклы до трех миллионов тонн. Достичь результатов мы можем за счет модернизации действующих заводов – Меркенского и Таразского – и строительства новых предприятий. Государству нужны новые сахарные заводы, и мы готовы дать заинтересованным инвесторам широкий спектр преференций: субсидии, налоговые льготы, земельный участок с готовой инфраструктурой, доступ к льготным кредитным ресурсам. Поручаю АО «Казахинвест» совместно с МСХ, акиматами и АО «НУХ «Байтерек» начать активную кампанию по привлечению инвесторов для строительства новых сахарных заводов в стране.
То есть один из руководителей Правительства обозначил не только необходимую программу действий сельчан регионов, но и ту «сахарную» помощь, которая будет оказана им. Всё это в полной мере касается нашей области, где несколько лет назад намеревались построить сахарный завод и даже пробно, экспериментально высаживали сахарную свеклу. Результаты этих посевов превзошли все ожидания.
Первый урожай 2019 года оценили высоко. Сырье тестировали в Алматинской области на Коксуском сахарном заводе. На нем подтвердили хорошее качество и высокую сахаристость павлодарской свеклы. К примеру, в Алматинской и Жамбылской областях она составляет в среднем 15 %, в то время как в Павлодарской содержание сахара доходило до 19 %. На 2020 год планировали засевать в 40 раз большие площади, чем в 2019 году. Окрыленные земледельцы собирались даже создать собственный сорт сахарной свеклы, оптимальный для климатических условий области.
Хотя надо отметить, что приглашенный в регион немецкий эксперт Ханс Юрген-Фюлле в ходе семинара для производителей сахарной свеклы накануне выражал сомнения в успехе, говоря о том, что «в Павлодарской области уже много лет никто не занимался выращиванием сахарной свеклы. А это значит, что здесь попросту не может быть специалистов этой сферы, обладающих актуальными знаниями. И им не помогут даже апробированные семена германских свекловодов».
Но руководители сельских товариществ более чем справились с задачей: биологическая урожайность составила 500 центнеров с гектара, уровень сахаристости – 16-19 процентов. Это, повторюсь, выше в сравнении со свёклой, которую выращивают в южных регионах Казахстана. Более того, по измененному мнению Ханса Юрген-Фюлле, подобные цифры для первого года – это хороший и неожиданный результат. В особенности если брать во внимание, что Павлодарская область относится к зоне рискованного земледелия.
Но и это еще не всё. Тогда, в начале ноября 2019 года, фермеры сдали часть урожая на Коксуский сахарный завод в Алматинской области. И спустя короткое время в наш областной центр доставили 11 тонн сахара, произведенного из павлодарской свёклы.
По логике, теперь дело стало за строительством сахарного завода. Тем более что тогда же Ханс Юрген-Фюлле, отметив, что подобные цифры для первого года – это хороший и неожиданный результат, подчеркнул: «в Прииртышье у сахарной свёклы большие перспективы. Наилучшие результаты она будет демонстрировать на орошаемых полях. К слову, Павлодарская область – лидер по объёмам орошения среди северных регионов Казахстана».
К слову, об орошении. Недавно в области с рабочей поездкой побывал заместитель Премьер-министра РК Серик Жумангарин. По ходу своей программы он остановился на орошении земель региона. Ему доложили, что в рамках исполнения поручения Главы государства продолжается работа по увеличению площадей орошаемых земель. На сегодня поливные площади составляют 174,1 тысячи гектаров, из них на 78 тысячах применяют водосберегающие технологии.
Как сообщил аким области Асаин Байханов, для того, чтобы ежегодно увеличивать площади орошаемых земель более чем на 10 тысяч гектаров, необходима поддержка центральных госорганов и отдельная программа по финансированию строительства инженерной инфраструктуры к полям, расположенным в отдалении от водных источников.
Серик Жумангарин поддержал это предложение, поручив профильному министерству заняться вопросом использования потенциала региона с учетом Иртыша и канала им. К. Сатпаева и довести тем самым общее увеличение площади орошаемых земель до 200 тысяч гектаров.
Замечу, что павлодарцы ставят себе на перспективу еще большее число обводненных гектаров. На которых сахарная свекла могла бы занять подобающее ей место.
Но вернусь к предполагаемому заводу. Его намечали построить в окрестностях города Аксу, неподалеку от Иртыша и Аксуской ТЭС, что было положительным фактором по цене на воду и электроэнергию. Завод планировали ввести в строй в 2022 году. Курировало проект АО «СПК «Павлодар», которое занималось поиском инвестора. Первоначально планировался китайский бизнес в лице компании CNOOD Asia Limited (Пекин), которая нацелилась на производство 100 тысяч тонн продукции с объемом инвестиций 37 миллиардов тенге. Требуемый объем сырья – 750 тысяч тонн. С китайской стороной тогда подписали меморандум.
Но сразу же появились контрдоводы по поводу того, что «в регионе не выращивают свеклу в промышленных объемах. Строить завод и не иметь сырья – рискованно. Поэтому СПК взяла на себя организационную роль проектирования проекта и прочее. Инвестору потом не надо будет терять год-полтора на эти моменты. Для бизнеса это возможность быстро зайти в проект», – заявляли оппоненты. Потом не единожды сменялись предполагаемые инвесторы, затем вокруг еще не появившегося завода произошел финансово-налоговый скандал, и активность исполнительной власти в этом вопросе начала угасать. Даже появились, скажу так, оправдательные доводы. Дескать, «согласно разработанному технико-экономическому обоснованию завод должен был работать только на сахарной свекле и всего лишь 120 дней в году. Кроме того, были подключены эксперты-транспортники, которые определили, что транспортировать и хранить необходимый для подобных условий работы объем сахарной свеклы было бы экономически нецелесообразно».
«Таким образом, – как отмечено в одном журналистском материале, – среди основных огрехов проекта можно назвать следующие: не были предусмотрены переработка сахарного тростника, в разы завышенные объемы переработки. Чтобы принимать на заводе 960 тыс. тонн сахарной свеклы при среднестатистической грузоподъемности «КамАЗа» в 20 тонн, к заводу должны были подвести четыре дополнительных магистрали. По мнению павлодарских чиновников, проект необходимо переформатировать, чтобы он мог работать в том числе на сахарном тростнике».
При этом мнение министра торговли и интеграции РК Армана Шаккалиева было не столь оптимистично. Он заявил, что «в стране есть программа по развитию сахарной отрасли. Но ключевой момент заключается в том, что по сахарному тростнику Казахстан неконкурентоспособен. Завозить сырье из Бразилии дорого. При этом страна всегда будет зависима от таких поставок и скачков цен на товар. И в этом плане наше конкурентное преимущество – это сахарная свекла», – заявил он.
Однако, по его словам, есть законы экономики. Согласно расчетам свеклу необходимо выращивать не далее 50-70 километров от места переработки. В противном случае везти ее на дальнее расстояние будет слишком затратно.
Также министр рассказал, что на одном из сахарных форумов интересовался мнением экспертов касательно будущего проекта павлодарского сахарного завода. При всех его плюсах и минусах они назвали его не иначе как «утопия».
Я не стану оспаривать выращивание свеклы не далее 50-70 километров от места переработки, меняющиеся мощности завода, но хочу спросить: если Аксускому сахарному заводу не положен и не выгоден сахарный тростник, то как же тогда работают, причем с прибылью, родственные производства юга Казахстана и СНГ? И что мешает усовершенствовать проект Аксуского завода? И какие 70 километров, если рядом с Аксу фермеры с переизбытком выращивают картофель и другие овощи, и что им помешает расширить свою квалификацию и ассортимент продукции? И еще. Где вы видели такое, чтобы бизнесмены, называющие себя экспертами, положительно отозвались о конкурентах и их планах? Себе в убыток?! А вот германский специалист, авторитет по свекловодству, однозначно, убедившись на результатах пробных посевов свеклы, сказал, что у Павлодарской области есть в ней большие перспективы. Тем более что при таком масштабном орошении земель.
Поэтому, как представляется, проект сахарного завода в нашем регионе рано положили под сукно. Все орошаемые земли области, с учетом роста их площадей, картофелем и другими овощами не засеешь (уже сейчас идет их переизбыток). Поэтому сельчане будут искать дополнительные культуры, востребованные на рынке. К тому же появление нового производства – это дополнительные рабочие места и налоговые поступления. А следом появятся крахмальный и чипсовый заводы, другие сельские производства по переработке витаминной и масличной продукции.
И еще отмечу. Не мною сказано: если что-то не получается, то надо сильно захотеть, всё взвесить, и будет так, как надо. К тому же как-то непрактично и не по-хозяйски упускать выгоду, когда гарантируется государственная поддержка в виде субсидий, налоговых льгот, предоставления земельного участка с готовой инфраструктурой, доступа к льготным кредитным ресурсам, которая будет оказана инвесторам, желающим построить сахарные заводы в Казахстане. А самим производителям сырьевого овоща – повышенная оплата за килограмм продукции.
Сергей ГОРБУНОВ.
Фото из свободных источников.