• Сб. Ноя 23rd, 2024

Таких называют самородками

Окт 10, 2024

В этом году мы отмечаем юбилей нашего знаменитого земляка – 140-летие со дня рождения известного фотографа, краеведа Дмитрия Поликарповича Багаева. К этому событию областной краеведческий музей имени Г.Н. Потанина организовал «круглый стол», посвящённый его вкладу в культурное наследие Павлодарского Прииртышья.

На мероприятие пригласили краеведов, археологов, историков, фотографов, творческую интеллигенцию, учащихся школы-гимназии №8, общественных деятелей, музейных работников. В зале музея гостей встречала фотозона из предметов, взятых в багаевском Доме-музее: фотоаппарат, тумба, кресло, организовали фотовыставку с работами юбиляра «Летопись Прииртышья в фотографиях Д.П. Багаева».

Встречу предварил просмотр семиминутного документального фильма «Фотография длиною в жизнь», где о знаменитом павлодарце рассказывали его родные, были представлены интересные факты из его биографии.

Есть люди, с рождения отмеченные печатью сильного таланта, жизненной энергией, жаждой знаний, стремящиеся стать выше той среды, в которой они родились, нередко в силу тяжелых жизненных обстоятельств не получившие должного образования, но богатством своей натуры, своим широким природным умом, одаренностью, энергией и действительной любовью к труду совершившие за свою жизнь большое общественное дело. Таких людей называют самородками. К их числу относится Дмитрий Поликарпович Багаев.

По словам Куляш Шайдуллиной, руководителя Дома-музея Д.П. Багаева, провести это мероприятие в стенах краеведческого музея решили потому, что это его детище. Это он был его основателем и первым руководителем.

– Весь год у нас прошел под эгидой его юбилея. Мы читали лекции в школах, учащиеся приходили к нам – мы проводили им экскурсии, показывали фильм «Фотография длиною в жизнь», – сообщила Куляш Айдаровна. – Дмитрий Поликарпович говорил: «Как только установилась советская власть, я, как воин с винтовкой, не пропустил ни одного события, происходящего на территории нашего региона». Поэтому я всегда говорю детям: сейчас же модно ехать куда-то поступать учиться за рубеж. А нашим музеем интересуются иностранцы: узнают из интернета и едут специально, чтобы посетить единственный в Казахстане музей фотографии. Вот вы встретите какого-нибудь любителя истории, и он скажет: «О, Казахстан, у вас там такой Дмитрий Поликарпович Багаев» – а вы знать не будете, кто это такой. Поэтому надо знать историю своего края, любить его, много читать.

Есть такая знаменитая фраза Багаева: «Фотография – не пустая забава, фотография – наука, искусство, свидетельство времени». Он всегда говорил, что по фотографиям будут писать историю. И действительно, мы все сейчас используем его фотографии для того, чтобы рассказать о том времени. Буквально на днях музейные работники издали каталог, где можно увидеть все раритеты Дома-музея.

А сразу после просмотра фильма руководитель историко-краеведческого музея Арман Алиакпаров сообщил собравшимся замечательную новость о том, что в год юбилея наконец-то сдвинулся с мертвой точки вопрос ремонта старого здания Дома-музея: компания «Казреставрация» приступила к изготовлению научно-проектной документации по капитальному ремонту этого памятника культуры. Здесь надеются к концу ноября – началу декабря получить проектную документацию и, возможно, ещё успеть на завершающие бюджетные заявки этого года, чтобы получить финансирование уже в 2025 году и весной приступить к ремонту. А работы предстоит много: пол весь сгнил, кровлю полностью надо менять, большой объем работ и по электрической части. Здесь ждут каких-то новых проектных решений, возможно, витражи, современная альтернатива деревянному полу или что-то еще. В этом году также привели в порядок захоронение Д.П. Багаева на старом кладбище: скосили траву, покрасили, в общем, сделали всё, что нужно.

– Мне очень импонирует то, что Дмитрий Поликарпович относился к местному населению с теплотой, с душой. Говорят, когда местных уводили на каторгу, в санях везли, он снимал это из-под полы, понимая, что может быть за это наказан, – рассказал Арман Ержанович. – А фотоаппараты в то время были огромные, тяжелые, спрятать было сложно. Это можно считать гражданским подвигом.

К фотографии Дмитрий Поликарпович Багаев относился не просто как к ремеслу, а прежде всего как к историческому материалу, отображающему события, ситуации, факты, происходившие в нашем крае. В 2017 году вышла в свет уникальная книга «Дмитрий Багаев. Летописец Павлодарского Прииртышья». Её авторы Вера Дмитриевна Болтина и Людмила Васильевна Шевелева – продолжатели дела Дмитрия Поликарповича, этот уникальный фотоальбом переживёт своё время: как Багаев обессмертил свою эпоху, так они обессмертили его труды. Этому нет цены.

– Наш край никогда не был обделён талантливыми людьми в самых разных сферах жизни, но особое место среди них занимает Дмитрий Поликарпович Багаев, создавший уникальную фотолетопись эпохи времени, которое выпало на его долю. Он обессмертил то время, тех людей, которые остались на его снимках, – считает почетный журналист РК, писатель, публицист, заслуженный деятель РК Юрий Поминов. – Это уникальные снимки быта казахского народа и трагические страницы голода и гражданской войны, время большого созидания, когда область интенсивно развивалась, – всё это осталось на снимках Дмитрия Поликарповича. Фронтовики писали ему с фронта письма с просьбой сфотографировать детей, близких и отправить фотографии. У одного из них родилась дочь уже после того, как он ушёл на фронт, он её не видел никогда. И вот благодаря Дмитрию Поликарповичу он смог её увидеть на снимке. Вот как он относился к фотографии, об этом хорошо написал Иван Васильевич Лагутин: «Девиз – жизнь, жизненно значимая через объектив и слово», и вот другое: «Фотография подтверждает, свидетельствует, аргументирует, документирует, фиксирует, информирует, радует, огорчает, умудряет, обогащает, возвышает, предупреждает, умиляет – это всё фотография».

Дмитрия Багаева привлекало всё новое, необычное, из ряда вон выходящее. Юрий Дмитриевич говорит, что у него был поразительный интерес к жизни, и если бы только его фотолетопись осталась в истории, он уже трижды и четырежды, многожды оправдал бы свою жизнь. Он стоял у истоков создания музея, а ведь шла война, не было денег, и первые деньги на музей он получал от того, что зарабатывал фотографированием. Не было тепла, на саночках он возил уголь и дрова в здание, есть такой исторический снимок у Ивана Лагутина. И музей не только собирал предметы старины и создавал всё новые и новые экспозиции. Д.П. Багаев вёл огромную просветительскую работу. Из стен этого музея вырос художественный музей, первый в республике, потому что здесь проходили первые выставки художников и мастеров народных промыслов. Музей имеет отношение и к нынешним маршрутам Баянаула. Они вместе с Иваном Васильевичем Лагутиным выезжали туда, записывали рассказы аксакалов. То есть это была огромная подвижническая работа. И хорошо, что продолжатели у него были замечательные: прежде всего Иван Лагутин, с которым они многие годы дружили, Михаил Кондратьевич Гапон, Дмитрий Петрович Приймак, Эрнест Дмитриевич Соколкин, Вера Дмитриевна Болтина и Людмила Васильевна Шевелева, которые, кстати, недавно издали новую книгу – об Иване Васильевиче Лагутине. И издатели говорят спасибо Сергею Петровичу Гарину – строителю, меценату, который помог издать эти два альбома. Этому тоже нет цены, это достойно высочайшего уважения и благодарности.

Были еще выступавшие в этот вечер: доцент высшей школы гуманитарных наук Маргулан университета, кандидат исторических наук Нуркен Кузембаев; фотохудожник, член Союза журналистов РК, член правления Славянского культурного центра Александр Пархоменко; краевед, художник, человек, которому посчастливилось работать вместе с Багаевым, Виктор Федорович Поликарпов и другие. Все они говорили спасибо за мероприятие, за память о Дмитрии Поликарповиче Багаеве – выдающемся человеке нашего края.

Дмитрий Поликарпович чутко реагировал на изменения и новые явления, происходившие в государстве и обществе. День за днем, год за годом он вел фотолетопись жизни своего края. Какие подвиги народные вписаны за это время, какие свершения! Снимки Багаева – это честные, правдивые документы подлинной жизни. Рассматривает их человек – и вдумывается в великие перемены в жизни родного края и его людей, учится лучше понимать и ценить настоящее.

Его отличал глубокий патриотизм. Снимки его – самые достоверные и самые профессиональные, а жанровые этнографические зарисовки – наиболее интересная часть огромной фотоколлекции. Багаевские работы вызывают щемящее чувство сопереживания, а это и есть признак подлинного искусства фотографии. Богатое духовное, творческое и документальное наследие Дмитрия Поликарповича составляет историческую память, значение которой для нынешних и грядущих поколений трудно переоценить, особенно в деле воспитания у детей и юношества патриотизма, любви к своему родному краю, к своей Родине.

Татьяна САРТАКОВА.

Фото автора.