• Вт. Дек 3rd, 2024

Где хранить, куда продать?

Сен 26, 2024
Photo Valeriy BUGAYEV

Эти вопросы сегодня стали чуть ли не самыми важными для хозяйств нашей области, да и страны тоже. Хлеборобы втянулись в хлебоуборку. В принципе, как только наступает более или менее урожайный год, а осень не балует хорошей погодой, у нас всегда стоят одни и те же проблемы – как убрать зерно с минимумом потерь, где его, попавшее в дожди, сушить, как обеспечить полную загрузку сушильных мощностей? И на закуску самый важный вопрос – удастся ли с выгодой продать зерно?

Зерно идёт,

урожай больше

По поступающим из Минсельхоза сведениям, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то с начала жатвы в Казахстане намолочено на 50 процентов больше зерна, а это свидетельствует прежде всего о более высокой его урожайности. Ситуация видна и по Павлодарской области, хотя нас не назовёшь главным зерновым краем страны, но всё-таки свой весомый вклад в казахстанский каравай павлодарские зерновики вносят. И сейчас урожайность у нас держится на хорошем уровне, около 11 центнеров с гектара.

Однако раз есть тенденция, её надо обсудить, поэтому в ходе недавнего селекторного совещания с заместителями акимов областей министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров поручил мобилизовать ресурсы и воспользоваться устоявшейся погодой для ускоренной уборки урожая. Как будто фермеры и без того не выкладываются в погожие дни на пределе возможностей. Но министр считает, что необходимо оперативно решать все поднимаемые аграриями проблемы. Он, оказывается, недавно был на элеваторе в Костанайской области, где не могут организовать работу в три смены из-за нехватки людей. А именно сейчас нужно позаботиться о круглосуточной работе хлебоприемных предприятий, чтобы завтра там не было скопления машин, а люди не ждали в очередях.

Приходится сушить

Из-за обильных осадков, которыми отметилось начало сентября, особенно актуален вопрос обеспеченности зерносушильными агрегатами. И, как мне помнится, эта проблема уже не раз обсуждалась не только в акиматах областей, но и в министерских кабинетах. А в областях, напомним, есть 1,3 тысячи зерносушилок с суточной мощностью 923 тысячи тонн. Осенью прошлого года приобретено 78 агрегатов (прямо скажем, сущий мизер для большой аграрной страны), в настоящее время дополнительная потребность – еще 82 сушилки. Надо понимать, это для работы «на тоненького».

А ведь опять же, если вспомнить, нынче был разработан новый кредитный продукт по лизингу зерносушилок, финансовому институту на льготное кредитование сушилок было выделено более трёх миллиардов тенге. Ранее АО «КАФ» финансировало приобретение мобильных аппаратов, в настоящее время ожидается решение о финансировании приобретения стационарных зерносушилок по программе лизинга под 9 процентов годовых на 7 лет, с 15-процентным авансом. Ещё с предыдущего года ввели инструмент государственной поддержки, позволяющий субсидировать 30 процентов затрат на приобретение зерносушилок. Так почему сейчас, когда они больше всего нужны, их не хватает?

И недостаёт не только сушилок. Современные зерносушилки работают либо на дизеле, либо на газе, некоторые крестьяне даже переделывали дизельные сушилки на газовые самостоятельно. Тем не менее солярка и газ для этих агрегатов нужны. Но в Минсельхозе отметили слабую работу в нескольких областях по отгрузке удешевлённого дизтоплива по цене на 15 процентов ниже рыночной: отгружено процентов 70 того, что требуется. Выделено дополнительное дизтопливо – 67,7 тысячи тонн и сжиженный газ – пять тысяч тонн. Айдарбек Сапаров поручил акиматам областей обеспечить оперативную отгрузку ГСМ.

Справятся ли элеваторы?

Заместители акимов областей докладывали министру о загруженности элеваторов, качестве поступающего зерна, отгрузке дизтоплива, принимаемых мерах по закупке дополнительных зерносушилок. Все понимают, что сегодня надо обеспечить своевременную засыпку качественных семян, бесперебойную приёмку зерна нового урожая и перевести наши хлебоприёмные предприятия на круг­лосуточный режим работы.

На конец прошлой недели в Казахстане было собрано около 10 миллионов тонн зерна, с начала уборочной кампании на элеваторы республики поступило более миллиона тонн. Из поступившего зерна, по имеющимся учётным данным, к пшенице третьего класса относится 61,4 процента.

Урожай выращен нынче действительно хороший. В Минсельхозе считают, что это во многом благодаря усилиям государства по поддержке аграриев на фоне благоприятных погодных факторов. Считается, будто именно эти причины стали основой роста урожайности в нынешнем сезоне. Хороший урожай прогнозировался, и в преддверии высокого валового сбора Правительство разработало ряд мер, создавая условия фермерам для своевременной уборки и хранения зерновых. В частности, для подготовки мощностей хранения нового урожая, по поручению Премьер-министра О. Бектенова, Продкорпорация перемещает зерно из самых загруженных элеваторов северных областей в незерносеющие западные и южные регионы Казахстана. Учитывая высокую загруженность отдельных зернохранилищ, такая мера позволит разгрузить элеваторы и поддержать зерновой баланс в рамках обеспечения продовольственной безопасности.

Продкорпорацией перемещено и реализовано на внутреннем и внешнем рынках более 150 тысяч тонн зерна, включая мукомольные предприятия, птицеводческие и животноводческие хозяйства. Зерно распределялось с учётом внутренних и экспортных потребностей. Кроме того, по мере готовности хлебоприёмных пунктов к приёму дополнительных объемов, Продкорпорация планирует увеличить отгрузку до 300 тысяч тонн.

Одновременно в стране пытаются задействовать простаивающие мощности в регионах. Силами сотрудников Продкорпорации и местных исполнительных органов проведена детальная оценка простаивающих элеваторов в зерносеющих регионах Казахстана с целью возможного приёма зерна на хранение. Наши павлодарские специалисты тоже выезжали на элеваторы и ХПП, давали оценку того, что имеем. Но в нашей области больших проблем с размещением зерна обычно не стоит. А в целом по стране определили элеваторы, потенциально пригодные для приёма урожая нынешнего растениеводческого сезона, на этих предприятиях сейчас работают с их владельцами, помогая в случае нужды оформить необходимые документы. Ну, а зернохранилищам, не в полной мере соответствующим требованиям Продкорпорации по сохранности зерна, особенно если им необходимы инвестиции для продолжения работы, обещано содействие в поиске инвесторов.

Думаем и об экспорте, ведь он тоже помогает освобождать ёмкости ХПП. В этом направлении поработали над реализацией зерна в страны Центральной Азии и Китай. И если всё это суммировать, то подключение дополнительных элеваторных мощностей вкупе с активизацией экспортной отгрузки и мониторингом движения зерна даст возможность разместить на хранение до двух миллионов тонн зерна урожая нынешнего года, это в дополнение к имеющимся зернохранилищам.

У нас всё в порядке

В нашей области, где максимальный сбор в лучшие годы достигал немногим больше миллиона тонн зерна, ёмкостей зернохранилищ вполне достаточно, особенно если их учитывать, сопрягая с возможностями принадлежащих самим крестьянам хранилищ. По имеющимся в областном управлении сельского хозяйства данным, ХПП у нас способны принять до 912 тысяч тонн зерна, а элеваторы – ещё 277 тысяч тонн. То есть свободно можем разместить более миллиона тонн зерна, главное, чтобы оно было. В области зарегистрировано шесть сертифицированных элеваторов, хотя для кого-то это вообще никакой роли не играет. При сложившейся практике многие, достигнув договорённости, допустим, с покупателями из Кыргызстана, Таджикистана или Узбекистана, завозят пшеницу 3-4 класса на железнодорожный тупик, отгружают его – и дело с концом. А элеватор, конечно, должен выдерживать все существующие требования, и прошедшие проверки ещё раз доказали, что элеваторы готовы работать с крестьянами. Что, кстати, они уже и делают, особенно когда зарядили дожди и зерно шло с полей влажностью свыше 20 процентов. Ничего страшного, элеваторы принимали и с такой влажностью.

А в условиях, когда во время дождей, да и после них тоже, зерно с полей приходится пропускать через зерносушилки обязательно, каждое хозяйство действует, исходя из складывающихся обстоятельств. Если располагает своими сушильными мощностями, а у нас многие зерновики покрупнее давно обзавелись современными производительными зерносушилками, то справятся сами. У других есть возможность возить зерно на сушку и подработку на элеваторы. Так что выбор, повторим, за самими фермерами.

Пока молчит Продкорпорация

С приходом тёплых дней наступившего бабьего лета уборка и подвоз зерна на элеваторы ускорились, однако, далеко не все фермеры сейчас готовы выходить на рынок, понимая, что сначала надо до конца разобраться с уборочной. Поэтому цены в их нынешнем варианте меняются мало. И никто ещё не знает, какими они будут, ведь их уровень во многом, если не напрямую, зависит от закупочной политики Продкорпорации, которая пока молчит.

Есть, правда, некие рекомендации, разработанные исследовательским бюро «Зерновые и масличные. Казахстан». Они не радуют, пшеница мягкая третьего класса, в зависимости от характеристик качества, может торговаться с элеватора и с НДС от 80 до 111 тысяч тенге, и продавать по такой цене именно сейчас её не рекомендуется. Мягкая пшеница 4 класса – 74 тысячи тенге за тонну, пятого класса – 62 тысячи тенге. Ячмень второго класса имеет значок «по мере», то есть продавать можно и сегодня, так как никаких перспектив повышения цены не просматривается, однако по существующей цене с элеватора и с НДС это 53 тысячи тенге за тонну. При этом сегодня в зерновом секторе наиболее активно торгуется ячмень, на него есть спрос со стороны Ирана и Китая.

Есть предпосылки, что в урожае этого года пострадает качество, это несомненно, раз уж мы активно занимаемся сушкой зерна. Поэтому движение цен на хай-про остановилось, есть небольшие попытки сформировать цены на 4, 5 класс. «Пятерку» оценивают на уровне ячменя. Повторим, рынок зерна сегодня в ожидании цен от Продкорпорации, а здесь не спешат выходить со своими закупочными ценами, поэтому производители зерна сегодня находятся, если так выразиться, в подвешенном состоянии. Убирают зерно, не представляя себе, по какой цене его можно будет продать.

Масличный сектор тоже замер в ожидании получения нового урожая, цены тут не формируются. Поэтому пока не рекомендуется выходить на рынок и торговать масличными прямо сегодня, пока урожай не убран и не разобрались с конкретным предложением масличных на нашем рынке. Сейчас можно сказать с уверенностью, что цены на сою (с базовым протеином) если не вырастут по сравнению с прошлогодними, то останутся без изменений. Уборка сафлора продвинулась на запад, цены южных регионов перекочевали и сюда. Называют первые цены на основные масличные. Они пока не многим отличаются от прошлогодних: подсолнечник идёт по 175 тысяч тенге за тонну, лён – 182 тысячи, рапс – 220 тысяч, сафлор – 90 тысяч тенге за тонну.

Затянувшаяся уборка оставила горох как единственную товарную позицию, имеющуюся в наличии. Высокое его предложение опустило цену. Чечевица держится на прошлогодних ценах: за красную можно выручить 180 тысяч тенге за тонну, зелёная оценивается в 350 тысяч тенге за тонну. Хотя опять же продажи именно сейчас не рекомендуются.

Как видим, с одной стороны, у нас неясность по ценам внутри страны, с другой – запрет на импорт зерна. В таких условиях и проходит жатва, потому что пока одни ждут возможности торговать зерном, в том числе трейдеры, другие его убирают в неимоверно трудных условиях нынешней осени.

Владимир ГЕГЕР.

Фото из архива Валерия БУГАЕВА.