Сейчас основным туристическим направлением в Павлодарской области является Баянаул. На горные озёра устремляется две трети туристов, приезжающих в наш регион. Между тем в паре часов езды от областного центра, в Шалдайском сосновом бору развивается самобытный и неповторимый этнический, экологический и паломнический туризм. Там действуют 12 маршрутов, входящих в проект «Золотое кольцо Бескарагая». О нём мы поговорили с сотрудниками отдела туризма и экопросвещения РГУ «ГЛПР «Ертiс орманы».
Край легенд
Бескарагай в переводе с казахского – пять сосен. Так называют пять лесных массивов уникального реликтового ленточного бора, часть которого находится на территории районов Щербактинского и Аккулы Павлодарской области. Охраной лесов и развитием в них туризма занимается РГУ «ГЛПР «Ертіс орманы», чей главный офис расположен в селе Шалдай. С его сотрудниками мы встретились на мероприятии в честь 125-летия Каныша Сатпаева в Баянауле, где они представили туристическую привлекательность своего соснового края.
Специалист отдела туризма и экопросвещения «Ертіс орманы» Дамеш Баялдинова живёт в Шалдае и изучает историю своей малой родины. С коллегами она разрабатывает туристические маршруты, входящие в «Золотое кольцо Бескарагая». Сотрудники отдела сопровождают туристические группы, знакомя с достопримечательностями и рассказывая местные легенды и предания, которые по увлекательности сродни гоголевским «Вечерам на хуторе близ Диканьки».
Это погружение в мистический мир, застывший на пересечении древнейших верований в духов предков – аруахов, культа святых – аулие и ислама, в том числе связанного с суфизмом. Пройти пешком всё кольцо сакральных мест могут только подготовленные путешественники, так как десяток объектов разбросан в 3-4 километрах друг от друга. Поэтому туристы и паломники перемещаются в основном на автобусах и машинах.
Почему в этой местности сосредоточено так много сакральных мест, вы можете узнать, прочитав научную статью «Особенности культа әулие уаков Павлодарского Прииртышья» кандидата исторических наук Ш.К. Ахметовой. Она есть в интернете. Я считаю, что тема эта достойна глубокого изучения, анализа и сохранения как объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.
– Маршрут начинается с села Есильбай Щербактинского района, – рассказывает Дамеш Баялдинова. – Там похоронен сподвижник алашординцев Темиргали Нурекенов, который в начале 20 века дважды был депутатом Российской Госдумы. Дальше похоронены имам Мади, Шакау мулла, Беген Бейбут. В районе Аккулы есть мазар Мергалыма ата. В прошлом году неподалёку открылся гостевой дом. Мергалым ата в советское время был знаменитым костоправом. К нему ездили лечиться не только со всего Казахстана, но и из России. Дар целительства перешёл его сыну Каршыге. Дальше идёт село Шоктал, где похоронен Уахап мулла, ученик Габдул-Уахита хазрета. В Баимбетском лесничестве есть могила Сары байбише из рода уак. Она жила в 18 веке, была провидицей, баксы – лечила людей, могла управлять нечистью. С ней связана очень интересная история. Во время джунгарского нашествия наши люди уходили на территорию России, и когда всё утихомирилось, должны были вернуться. Саре байбише приснилось, что нужно зарезать овцу и сделать жертвоприношение. По овечьей лопатке она определила, куда нужно идти. Она увидела, что это будет большая поляна, а вокруг сосны. Раньше аулом кочевали. От её решения судьба целого рода зависела. 6-7 аулов пришли в шалдайский лес и стали там жить. И сейчас потомки этих людей живут в Шалдае, Шоктале, Есильбае, Арбигене (гадальная лопатка-жауырын Сары байбише с 2022 года хранится в музее им. Бухар жырау. Говорят, что если посмотреть через неё на солнце, то иногда на кости можно разглядеть слова, написанные арабской вязью, – прим. авт.). Дальше по маршруту могила Шокмана кожы. Он был кожа в седьмом поколении. Это были не простые кожа, а изгоняющие из людей джинов – экзорцисты. Людей к нему привозили связанными, и он изгонял из них бесов. Бабушки говорили, что когда были детьми, подглядывали за ним в окна. После обряда изгнания он делал зикр, и комната наполнялась чёрным светом. Дальше в Садыкащинском лесничестве похоронен Сейтказы кожа – ученик хазрета. И конечный пункт – мавзолей самого Габдул-Уахита хазрета.
Мавзолей хазрета
Этот мемориальный комплекс построен в 2012 году. Ранее здесь стоял мавзолей постройки 1956 года. Но, как говорят, он пострадал во время лесного пожара, как и самый первый деревянный мазар, возведённый в 1926 году. Мавзолей хазрета – главное место паломничества на территории резервата «Ертіс орманы». Ежегодно его посещают 7-10 тысяч человек. Люди верят, что молитвы возле мавзолея Габдул-Уахита хазрета будут лучше услышаны Всевышним, и он поможет избавиться от болезней, в том числе бесплодия, а также защитит семьи от невзгод.
Габдул-Уахит хазрет (1853-1926) – известный мусульманский деятель. Получил звание хазрета в медресе «Мири Араб» Бухары. Вернувшись на родину, был имамом и учителем, проповедником ислама в Павлодарском Прииртышье. Лечил людей молитвами, предсказывал будущее, помогал нуждающимся, за что был любим и почитаем. Народная молва наделила его мистическими способностями – он мог летать, исчезать и появляться. Если интересуетесь сакральной географией Шалдая, рекомендую найти в интернете исследование «Роль сакральных объектов Павлодарского Прииртышья в формировании исторического сознания жителей региона» В.В. Ключаревой. В нём описана история упомянутых объектов.
Лешкиной тропой
Пройти к мавзолею Габдул-Уахита хазрета можно и из села Садыкащи по живописной Лёшкиной тропе – всего четыре километра. Об этой тропе наслышаны многие павлодарцы. Некоторые думают, что Лёшка жил когда-то давным-давно, а он наш современник, и нам удалось с ним познакомиться. На самом деле Лёшку зовут Амангельды Бегимов, ему 53 года, с 1971 года живёт в селе Садыкащи Щербактинского района.
Он рассказал свою историю. В детстве был светловолосым и конопатым. Поэтому односельчане, а они в основном были русскими, прозвали мальчика Лёшкой. Его отец работал лесником и часто брал сына с собой на обход. Поэтому Амангельды с детства знает все тропки в лесу. Одну из дорог сельчане стали называть Лёшкиной.
– Когда акимат нам передал здание старой школы 1939 года, чтобы мы могли устроить в ней гостевой дом, нам нужен был человек, который будет там работать. Я давно знаю, что у Амангельды золотые руки – он и плотник, он и сварщик. У него есть свой определённый вкус и видение, и главное – он патриот своей Родины. Поэтому и пригласили его, – рассказывает Гульнар Нурумова, исполняющая обязанности руководителя отдела туризма и экопросвещения резервата «Ертiс орманы». – Потом мы стали разрабатывать туристические маршруты для пеших и велосипедных прогулок. Была дорога, которую все называли Лёшкиной, он там часто ходил с отцом. И мы решили: а давайте по Лёшкиной тропе сделаем маршрут. А когда пришло время выбрать, как эта тропа будет называться, у нас не было сомнений.
Амангельды с коллегами из «Ертiс орманы» благоустроил свою именную тропу, создав на ней несколько сказочных арт-объектов – избушку на курьих ножках, печку и трёх богатырей. Причём вырастающие из-под земли витязи сделаны из списанных и приготовленных к отправке на свалку бюстов Ленина, Маркса и Энгельса. Но их узнают только самые внимательные, настолько их «загримировали». По скромным подсчётам, ежегодно Лёшкиной тропой проходит до тысячи человек.
Эхо гражданской войны
На территории резервата «Ертiс орманы» есть не только сакральные места, но и исторические. В 1920-х годах здесь шла гражданская война между белогвардейцами и Красной Армией. Остались следы строительства дороги Колчака. В Чалдае был штаб жестокой банды Зайченко, грабящей и убивающей без разбору всё окрестное население. Банда состояла из озлобленных на коммунистов раскулаченных казаков, разбитых колчаковцев и местных лесников.
О её зверствах и последующей ликвидации можно прочитать в докладе начальника Павлодарской уездной милиции, бывшего командира отряда, боровшегося против банд Боровского района Павлодарского уезда, Толстикова. Он опубликован в книге «Гражданская война в Восточном Казахстане 1917-1922 гг.», которая также есть в сети. Сюжет острее, чем в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» Михалкова, так и напрашивается на экранизацию. К слову, слухи о банде, прячущейся в Чалдайском бору, о её тайниках и схронах я застал в 80-х годах, когда отдыхал в пионерском лагере «Космические зори».
Силы природы
Но основной непреходящей ценностью этой территории являются её уникальные сосновые леса, растущие здесь со времён отступления ледникового периода. Здесь можно подышать чистым целебным воздухом, полюбоваться пейзажами, как на картинах живописца Ивана Шишкина, прогуляться по упругой хвое и мху среди высоких, могучих деревьев, случайно встретить лесных обитателей – шустрых белок и юрких ящериц, а если повезёт, то косуль, диких коз, лисиц или корсаков.
И набравшись сил у природы, вернуться в город, взяв на память изделия местных умелиц – креативные композиции и картины из мха, дерева и эпоксидной смолы, созданные инструктором школьного лесничества Марией Кондаратьевой, или продукты клуба «Зерде», организованного библиотекарем села Шака в Бескарагайском лесничестве. Местные женщины собирают лечебные травы, делают хвойное мыло и распространённое только в этих местах ароматное варенье из молодых сосновых шишек.
Добраться теперь до этих красот из Павлодара проще простого. От Павлодара до села Шарбакты – 85 километров, а до Шалдая – 100 километров. Доехать можно как на личном транспорте, так и на автобусе, который ежедневно ходит от автовокзала. В этом году в Шарбактах отремонтированы дороги районного значения, так что путешествие будет приятным.
Фёдор КОВАЛЁВ.
Фото автора.