• Пт. Сен 20th, 2024

Жизнь измеряя километрами

Авг 15, 2024

За плечами экибастузца Анатолия Пырлика сегодня тысячи километров пути, пройденных на велосипеде. О его необычных путешествиях знают многие, но лучше всего — жители Экибастуза, где он проработал многие годы, откуда начиналось большинство его походов, где он и сегодня неустанно пропагандирует велотуризм, руководя клубом «8 Миля». О своих путешествиях он много и подробно рассказывал землякам со страниц газеты «Голос Экибастуза», путевых заметок у него накопилось на хорошую книгу. И, кажется, даже не на одну.

Из Заполярья в Казахстан

Так сложилась его жизнь, что с самого начала она состояла из путешествий. Может, поэтому так и вышло, что без них он её уже просто не представлял.

Отец Анатолия был военным, так что семье неоднократно приходилось менять место жительства. Это судьба всех жён и детей военнослужащих. Но далеко не все они сохраняют надолго «охоту к перемене мест». Надо по-особенному любить жизнь, иметь неутолимое любопытство, желание всё увидеть, везде побывать, всё попробовать. У Анатолия так и вышло. Родился в Москве, техническое образование он получил в Бресте, затем была Республика Коми, откуда по направлению дирекции автозавода имени Лихачева был направлен на строительство филиала «ЗИЛ» в Смоленскую область, после чего махнул на Крайний Север.

В семидесятые годы прошлого столетия жизнь в стране кипела. Это была удивительная эпоха. Время, когда страна строилась, развивалась, вводились в строй грандиозные промышленные объекты, осваивались огромные территории, и везде нужны были силы и энтузиазм молодых работников. История ЭТЭК (Экибастузского топливно-энергетического комплекса) – крупной мировой стройки – служит таким примером. По масштабам и значимости ЭТЭК тогда можно было сравнивать с крупнейшими стройками бывшего СССР, такими как БАМ и КамАЗ. Поехать на такую стройку мечтали многие, люди снимались с насиженных мест и отправлялись в неизвестность. Сегодня бы сказали – покидали зону комфорта. Трудности тогда никого не пугали, кое-кто просто к ним рвался – проверить себя, всё преодолеть, сделать что-то значительное. Многие молодые члены коллектива, где работал Анатолий Пырлик, писали и отсылали куда-то заявки, ждали ответов, уезжали. И он тоже отправил тогда несколько запросов, в том числе на Север и в Казахстан.

Вызов на работу в Заполярье пришел раньше, и в 26-летнем возрасте он махнул в этот суровый край. Работал на судостроительном заводе, где занимался ремонтом подводных лодок, в том числе и атомных. Видел северное сияние, наблюдал очень медленную смену дня и ночи – полярных, разумеется, которые длятся по полгода, побывал по долгу служебной деятельности на разных современных подлодках…

Признаётся, что всегда любил спорт, участвовал в соревнованиях, занимался спортивной гимнастикой, которая всегда ему особенно нравилась, спортивным ориентированием, велосипедом… Спортом он занимался всюду, куда бы его ни забрасывала жизнь, и вовлекал в эту свою орбиту тех, кто оказывался рядом. Так что жизнь на Крайнем Севере была разнообразной и активной. Через год по окончании контракта на Севере нашёл его вызов из Казахстана, и он отправился на юг страны. Поступив в распоряжение треста «Экибастузэнергострой», получил назначение в одно из строительных управлений, занимавшееся тогда строительством станции ГРЭС-1. Трест «Экибастузэнергострой» в те далёкие времена стал первым трудовым коллективом для тысяч юношей и девушек, связавших свою судьбу с ударной стройкой.

С годами Анатолий Пырлик стал меньше заниматься гимнастикой, а больше – велосипедом. Ведь велосипед – транспорт универсальный: удобный, доступный, быстрый. К тому же удовольствие от велопутешествий всегда можно разделить со своими близкими – женой, двумя дочерьми, а позже и с их спутниками жизни.

Спорт или отдых?

Что такое велотуризм? Просто катаешься по миру удовольствия ради или выполняешь спортивные нормативы? Тут каждый для себя выбирает своё. Есть спортивный велотуризм, где на самом деле нужно выполнять нормативы, переходя из одной категории в другую. Маршрут, время в пути, количество ночёвок – всё жёстко регламентировано, всё фиксируется и подтверждается для получения разряда. Но для кого-то велотуризм – просто вид активного отдыха, и тогда на цифрах и достижениях можно не зацикливаться. Анатолий Филиппович имеет высокие спортивные достижения в велотуризме, но при этом его больше, наверное, привлекает познавательная сторона велопутешествий. Не случайно он так много внимания уделяет выбору маршрутов, поиску каких-то необычных мест и объектов.

Говорит, что даже в городе, при этом не обязательно большом, можно найти интересные памятные места, о которых мало кто знает. Кто-то слышал, но не знает, где это искать, а кто-то и вовсе не слышал. Так, например, он однажды задался целью разыскать в Экибастузе памятник Гагарину. И нашёл его. При этом о существовании монумента знали не все коренные горожане. А он находился на территории одной из школ.

Ещё один интересный объект, который Анатолий Пырлик нашёл, уже на территории загородной зоны, – так называемый английский мост. Это не привычный для нас мост через реку, а гидротехническое сооружение, которое находится в степи, в 25 километрах от Экибастуза. Мост появился в те давние времена, когда угольные месторождения здесь разрабатывали англичане. Они протянули железнодорожную ветку от места разработки ископаемых до Иртыша для транспортировки угля не только по суше, но и по воде. Построенный ими мост был необходим для отвода паводковых вод, чтобы не разрушалось железнодорожное полотно.

Анатолий Филиппович говорит, что ему всегда было интересно изучать те места, в которых оказался. В Казахстане это особенно интересно – большие просторы, многовековая история, природные богатства. Поэтому он с одинаковым интересом изучал и окрестности родного города, и горы Баянаула, путешествовал по знаковым местам Казахстана, разработал большое количество интересных туристических маршрутов, многие из которых посвящены сакральной географии родного края.

На протяжении многих лет Анатолий Филиппович является членом Павлодарского Дома географии, сотрудничающего с Казахстанским национальным географическим обществом; участвовал в международных проектах, проводимых Российским географическим обществом; находил новых знакомых, общих по духу людей, отправлялся в захватывающие путешествия.

(Продолжение в следующем номере).

Фото из архива Анатолия ПЫРЛИКА.