(Начало в № 32 от 8 августа)
У Вятки – свои порядки
В этом городе, отмечающем в этом году своё 650-летие со времени образования (почти ровесник Москвы!), мы ночевали. Заранее была заказана экскурсия по исторической части Кирова, в ходе которой мы получили возможность насладиться «лица необщим выражением» города с давней и самобытной судьбой.
Он был основан выходцами из новгородской республики и с той поры в течение трёх веков Вятская земля была самоуправляемой территорией, здесь действовало народное вече, пока при Иване Грозном она не была присоединена к Русскому государству. При этом здесь никогда не было крепостного права, вятичи отличались свободным нравом. С давних пор говорили: «У Вятки – свои порядки». Здешние крестьяне были успешными, рачительными хозяевами и по своим доходам не только соперничали, но и нередко превосходили купцов.
В 1934 году, после убийства в Ленинграде одного из руководителей большевистской партии С.М. Кирова – уроженца Вятской губернии, город был переименован в его честь.
Большевики основательно прошлись по исторической части Вятки, где к началу девятнадцатого века действовало 28 православных храмов. Был практически уничтожен древний кремль с крепостным валом и частично или полностью разрушены 18 из 28 здешних соборов и церквей. Но сохранившиеся и восстановленные и сегодня украшают город, в чём и мы могли убедиться. Это ансамбль Трифонова монастыря, основанного в конце 15 века, старинные торговые заведения, особняки купцов и других деловых людей. Очень хорошо, что вятичи всё это сумели сохранить – яркие приметы самобытности здешней архитектуры.
С городом связаны имена М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.И. Герцена (они были здесь в ссылке), А. Грина, выдающихся художников и других исторических личностей.
Вятская земля – родина уникального народного промысла – дымковской игрушки, которую и сегодня выпускают. А где ещё в городе есть, кроме множества традиционных музеев, музей мороженого, шоколада и вятского самовара, соперничающего с тульским. У вятичей, и не только у них, как мы убедились в этой поездке, есть чему поучиться по части сохранения достижений собственного прошлого.
И ещё – кратко – об удивительном здешнем паломничестве.
Мы приехали в Киров на следующий день после завершения крестного хода, который проводится с 15 века в честь православного святого Николая Чудотворца. В этом году он длился с 3 по 8 июня: 150 километров и 47 часов в пути – от Кирова и обратно –- тысячи людей идут вслед за иконой Святителя Николая Чудотворца, проводя в пути ежедневно (не считая остановок) от 6 до 12,5 часа. Проходят каждый день от 19,5 до 36,5 километра – с молебными и другими мероприятиями. Ничего подобного нет больше в мире. Об этой удивительной православной традиции надо рассказывать отдельно.
Пермь – Кострома – Ярославль – Вологда
Первые три города по пути в Вологду мы, можно сказать, проскочили, проделав в тот день путь почти в 900 километров. И тем не менее что-то увидели.
В Перми прошлись по туристической линии в прибрежной части города, которая ведёт по главным здешним достопримечательностям и помогает любому приезжему ознакомиться с ними даже без помощи экскурсовода.
Полюбовались с набережной широкой в этом месте Камой и пересекли её по мосту.
В Костроме обратил внимание на броский плакат, рекламирующий высококачественные мясные продукты из Казахстана. Жалко, не было времени поискать места их продажи. Но они уже добрались и до Москвы, и до Санкт-Петербурга, о чём мне говорили ещё раньше люди, которым я могу доверять.
Невероятно красив и впечатляющ исторический центр Ярославля с кремлём, целым ансамблем храмов, окруженным высокой крепостной стеной.
В уютной старой части Вологды, устроившись на ночлег, успели прогуляться по «Кружевной» туристической линии. Вологда издавна славилась и славится мастерством изготовления кружев.
Здесь же свой старинный кремль с храмами за крепостной стеной и примыкающим к нему парком.
Долго будет Карелия сниться…
Эта строка из давней популярной песни вполне себя оправдывает – свидетельствую сам, только что побывав в здешнем удивительном краю лесов, озёр и рек. По Карелии мы колесили почти двое суток, ночевали в посёлке Пиндуши, близ города Медвежьегорска, на берегу Онежского озера.
Ни о первом, ни о втором населённых пунктах я до встречи с ними не слышал, между тем это очень примечательные места. Медвежьегорск стал в начале тридцатых годов прошлого века центром строительства Беломорско-Балтийского канала, а также исправительно-трудового лагеря при нём. Помимо прочего, канал был увековечен в названиях советских папирос «Беломор», стоивших 22 копейки за пачку, с изображением трассы рукотворной водной магистрали.
Канал имел в ту пору не только экономическое, но и военное значение и был построен в рекордно короткие сроки – за двадцать месяцев – и считался гордостью первой пятилетки. Основная рабочая сила – заключённые, общее число которых превысило сто тысяч человек. Главные рабочие инструменты – кирка, лом и лопата.
На канале длиной 222 километра устроено 19 шлюзов, по которым, как по ступенькам, могут подниматься и опускаться грузовые и пассажирские суда для дальнего следования.
В связи с тяжелейшими условиями труда и плохим питанием зэки-строители мёрли на строительстве изо дня в день. Только по официальным данным, за 20 месяцев нашли здесь последний приют 12 тысяч 300 строителей – десятки человек ежедневно. По неофициальным данным, погибших «красноканальцев», как их называли, было в разы больше.
Пик перевозов грузов по каналу пришёлся на вторую половину 90-х годов прошлого века – свыше семи миллионов тонн ежегодно. Затем грузоперевозки по нему почти остановились, и сегодня он уже не может конкурировать с автомобильными и железнодорожными перевозками – круглогодичными в отличие сезонных по каналу. Зато уже больше десятка лет ходит по нему круизный трёхпалубный теплоход класса «река-море», спроектированный под габариты шлюзовых камер. Он также способен выходить в Белое море и швартоваться на Соловецких островах. Забегая вперёд, добавлю, что мы его видели, когда добрались до Соловков.
В Медвежьегорске находится администрация канала и один из шлюзов, который мы смогли увидеть (к другим свободный проезд закрыт). Здесь же и порт, малодеятельный сегодня. А когда-то тут работала даже судостроительная верфь.
* * *
Во время Великой Отечественной войны в здешних местах шли тяжёлые бои. Медвежьегорск, как и значительная часть Карелии, был оккупирован финнами, воевавшими на стороне Германии. Командующий их армией Г. Маннергейм устроил здесь на всех господствующих высотах одиннадцать опорных пунктов с дотами по типу оставшейся в истории «линии Маннергейма», которую долго не могли взять войска СССР во время войны с Финляндией.
Мы побывали в нескольких таких помещениях, выбитых в скальном грунте, скрытых теперь деревьями, кустарниками и травой. На создании их использовался труд пленных красноармейцев из финских концентрационных лагерей.
И ещё в здешних местах, на танкоопасных направлениях, были устроены «зубы дракона» – противотанковые ежи из каменных пирамид со срезанными вершинами в три-четыре ряда. Мы их тоже видели. Взять эту линию обороны было очень и очень непросто, финнов выдворили отсюда только в 1944 году.
И только тогда началось восстановление Беломорканала, главные сооружения которого были взорваны перед отступлением советских войск. Восстанавливали его уже военнопленные противника, трудармейцы – румыны, депортированные из традиционных мест проживания, и бывшие советские военнопленные, выжившие в финских концлагерях.
Такая у нас горькая история.
* * *
В Медвежьегорске нас ждало ещё одно открытие: оказывается, именно здесь снимался полюбившийся миллионам зрителей фильм режиссёра В. Меньшова «Любовь и голуби». Правда, старый дом с живописным видом на реку и лес внизу не сохранился, на его месте выстроен новый. Зато восстановлена голубятня, в которую при любой возможности забирался главный герой фильма Василий и общался со своими любимцами. Нынешний хозяин «поместья» разрешает желающим за небольшую плату сфотографироваться на её фоне и даже забраться наверх.
А сцена «после бани», где устроились мужики, чтобы попить пива, а одного из них при появлении жены потом как ветром сдуло, снималась неподалёку в порту.
Тем и хороши дальние путешествия, что в них встречается так много неожиданностей.
Юрий ПОМИНОВ.
Фото автора.
(Продолжение следует).