В Павлодаре прошла выставка старинных головных уборов казахского народа под названием «Үкілі тақия, киелі кемешек». Мероприятие состоялось во Дворце культуры имени Естая, а организовали его рукодельницы областного филиала ОО «Қазақ аналары – дәстүрге жол». По словам его руководителя Гуляим Акумбаевой, главная цель – популяризация казахских традиций и обычаев.
Основной частью мероприятия стало дефиле жительниц Павлодарской области в национальных костюмах. Их своими руками Гуляим Акумбаева делала весь год, а основной задумкой было отобразить историю женских головных уборов казахского народа. Их, как отметила руководитель, женщины когда-то носили с самого рождения. Поэтому и все 22 наряда продемонстрировали модели всех возрастов – от самого маленького до пенсионного.
– До трёх лет девочку одевали в такию, сырму или кепеш такию. В пять лет ей прокалывали уши, и она уже ходила в серьгах и в украшенной перьями филина или совы такие, – рассказала Гуляим Акумбаева. – У девушки на выданье появлялась шапка с меховой опушкой борик, на кыз узату её сменял саукеле и позже платок, или касаба, соединяющий в себе элементы девичьего и свадебного головных уборов. Украшениями служили драгоценные камни, золотые и серебряные изделия, монеты. Самые ценные надевали жёны султанов и ханов.
По словам мастерицы, порой саукеле достигали веса в шестнадцать килограммов, из-за чего девушка не могла даже встать – ей помогали подняться.
После рождения первенца молодая мама надевала кимешек. По этому случаю обязательно устраивался той. При этом украшения и цвет кимешека позволяли понять, из какого рода его хозяйка и даже сколько ей лет.
К примеру, если у кимешека главный цвет в вышивке красный, то это молодая женщина, если желтый – средних лет, а если белый – пожилая.
Как отметила Гуляим Акумбаева, прежде чем приняться за пошив традиционных казахских головных уборов, она подробно изучала их историю – по интернету, книгам и старым фильмам. Но главным кладезем знаний для неё стали бабушки и эскизы прошлых веков. Уже благодаря ним она сшила собственные кемешеки, наиболее приближенные к головным уборам 19 века.
– У каждого жуза и ру были свои особенные головные уборы, подобные детали я тоже постаралась изобразить, – подчеркнула мастерица.
Но больше всех среди остальных нарядов внимание гостей привлекли сакское одеяние вместе с саукеле и костюм казахской воительницы. Как известно, при нападении врага наши девушки не сидели на месте и защищали свои земли вместе с батырами. Вдохновившись подобным фактом, мастерица сшила и наряд для девушки-воина вместе с кожаной тюбетейкой. Её она украсила мехом.
Исключительной стала и одна из моделей, для которой делать кемешек не пришлось. 77-летняя жительница села Атамекен Кулжамиля Мурзатаева вышла на сцену в головном уборе собственной матери.
Ему 65 лет, и я горжусь, что смогла сохранить и показать его людям, – поделилась эмоциями пенсионерка.
Своё мастерство в этот день продемонстрировала не только Гуляим Акумбаева. Остальные рукодельницы филиала тоже выставились на втором этаже Дворца культуры. Здесь были картины, ковры ручной работы с изображениями казахских героинь в национальных нарядах и различные украшения.
Ремесленница из Баянаульского района Гульназима Жусупаева рассказала о том, что представила на выставке.
– Я уже пять лет занимаюсь изготовлением ювелирных украшений, сегодня принесла несколько десятков из них – подвески, серьги, амулеты, браслеты. Все они сделаны из мельхиора, и ни один узор не повторяется. Поэтому каждое моё изделие уникально, – сказала Гульназима Жусупаева.
Кроме того, в этот день она представила гостям выставки картину из войлока. На ней изображена казахская оперная певица Куляш Байсеитова.
Как отметила председатель областного филиала общественного объединения «Қазақ аналары – дәстүрге жол» Айжан Апсаттарова, это уже третье мероприятие, организованное рукодельницами.
Екатерина ПОЛЕЩУК.
Фото автора.