7 августа павлодарская интеллигенция простилась с Борисом Краснянским, старейшим фотографом нашего города, членом Союза фотохудожников России, павлодарского фотоклуба «Орион» и французского фотографического общества «Тёмный фонтан». В прошлом году Борис Захарович отметил своё 90-летие авторской выставкой в галерее «Айна», а в 2024-м коллеги организовали выставку его ранних работ в ТД «Атриум». Эта выставка и подытожила 76-летний творческий путь фотографа. Экспозиция ещё действует. Обязательно посмотрите.
Борис Захарович стал известен как замечательный фотограф, хотя по профессии он – техник-гидромелиоратор, и в ней оставил не менее значимый след, чем в искусстве.
Родился он 21 января 1933 года в городке Миллерово Ростовской области, в 20 километрах от Украины. В годы Великой Отечественной там бушевали ожесточённые бои. В 1942 году в «Миллеровском котле» попали в окружение 40 тысяч солдат Красной Армии.
Война оставила после себя страшные следы – сожжённые дотла деревни и поля, нашпигованные неразорвавшимися минами и снарядами. Один из таких боеприпасов нашел маленький Борис. Это произошло 16 мая 1944 года, когда он с другими мальчишками отправился собирать цветы, чтобы подарить учителям на последнем звонке. Из воспоминаний Краснянского:
– Мы хлопцы были, мне 11 лет всего. Город Миллерово в оккупации был месяц. А 26 января 1943 года мы были освобождены. Представьте, шли ночные бомбежки, бои. Боеприпасов потом было очень много везде – это было как раз кольцо защиты аэродрома. И подорваться в то время и в том месте было весьма реально. Так и получилось. А интересно же было разрядить эту штуку! Не очень четкое движение – и снаряд с итальянской скорострельной зенитки взорвался в руках, и вот результат. Как остался жив – другой вопрос.
Так Борис Захарович стал инвалидом второй группы. Пришлось распрощаться с детской мечтой – работать токарем на заводе. Казалось бы, теперь любой труд, связанный с мелкой моторикой рук, стал ему не по силам. Но парень оказался настойчивым и приноровился не только писать, но и рисовать, а также фотографировать – заправлять плёнку в камеру, проявлять и печатать снимки. Из воспоминаний Бориса Захаровича:
– Фотографией я занимаюсь с военных времен. Познакомился с первыми своими фотоаппаратами в 1943 году, когда наш район освободили от оккупации. Мы тогда были пацанами, вездесущими и всепроникающими, и я принес как-то два трофейных фотоаппарата. Один из них Rolleiflex. Первое незабываемое впечатление – это когда я увидел изображение на стекле. Знакомство с фотоматериалами произошло уже несколько позже, году в 47-м. А снимать я начал фотоаппаратом «Фотокор».
После школы парень окончил Донецкий сельскохозяйственный техникум. Выбрал специальности техник-гидротехник и техник-гидромелиоратор. В 1954 году переехал в Узбекистан, работал по профессии, а в школе преподавал черчение и рисование. С 1962 года с семьёй обосновался в Павлодаре. Здесь всю жизнь проработал проектировщиком. Это сейчас проекты делаются в компьютерных программах AutoCAD или КОМПАС-3D, а раньше всё вычерчивалось вручную карандашом и рейсфедером, стоя у кульмана.
По чертежам Краснянского созданы многие крупные объекты Павлодарской области. Он был одним из разработчиков Черноярской оросительной системы – одной из крупнейших в Средней Азии, поля которой снабжали овощами не только всю Казахскую ССР, но и соседние области РСФСР. Он работал проектировщиком гражданского строительства и инженером-гидротехником в «Целинпроекте», «Казсельпроекте», управлении водного хозяйства.
Все эти годы Борис Захарович не расставался с фотоаппаратом и снимал всё, что считал для себя важным. На первых детских снимках запечатлел свою семью и дом. Потом в его объектив попадали крупные предприятия и их рабочие, случайные прохожие на улицах – жанровые сцены, городские и природные ландшафты; он снимал натюрморты, портреты и обнажённую натуру, видел красоту и мог с помощью своих работ передать её зрителям.
Его любимыми авторами были французский мастер жанровой фотографии Анри Картье-Брессон и наш земляк, краевед Дмитрий Поликарпович Багаев, наследие которого он открыл для себя, приехав в Павлодар. Краснянский даже предлагал открыть на базе Дома-музея Багаева фотоакадемию. Как мастер Борис Захарович состоялся в Павлодаре. Здесь он снял свои знаковые работы и нашёл единомышленников, таких же фотографов-любителей из народного фотоклуба «Орион». Новые друзья стали называть его по инициалам – БЗ.
– В фотоклуб я пришел уже в середине семидесятых. «Орион» был нашим любимым местом встреч. Это было дело, к которому все относились с глубоким интересом и уважением. Мы имели колоссальную возможность общаться и сближаться друг с другом через язык фотографии. Кроме того, научились профессионально обрабатывать материалы. Мы были в социальной обойме, была востребованность, которая подвигала нас к творческому энтузиазму, – вспоминал Борис Краснянский.
Клуб «Орион» помог фотографу отточить своё мастерство и выйти на широкую зрительскую аудиторию. Его выставки прошли по стране и за рубежом, в частности во французском городке Экс-ан-Провансе. Краснянский стал членом Союза фотографов России и французского фотографического объединения «Тёмный фонтан». В числе его наград – диплом Всесоюзного телеконкурса «Родина любимая моя», нагрудный знак «За достижение в самодеятельном творчестве» Всесоюзного центрального совета профсоюзов и другие.
С 1993 года Краснянский на заслуженном отдыхе. Этот период жизни он полностью посвятил фотоделу. Стал почётным членом клуба «Орион», наставником для молодых фотографов. В своём творчестве от чёрно-белой классики постепенно перешёл к цветной фотографии, сменив плёночную зеркалку «Зенит» на цифровую камеру Nikon.
Борис Захарович был разносторонним человеком, и фотографированием круг его интересов не ограничивался. Он разбирался в музыке, живописи, театре и поэзии, увлекался шахматами, астрономией, рыбалкой и футболом – был эрудированным болельщиком. В 1990 году стал активным участником общества инвалидов «Оптимист», участвовал в спортивных соревнованиях по плаванию, лёгкой атлетике, настольному теннису. В стрельбе из пневматической винтовки одним пальцем левой руки (это всё, что осталось) завоёвывал призовые награды, держал первое место по рыбной ловле.
Борис Краснянский был скромным человеком. Даже став одним из видных мастеров казахстанской фотографии и получив признание в международных кругах, он говорил: фотография – это не профессия, это моё увлечение. А когда с ним спорили, доказывая, что он профессиональный фотограф, Краснянский не соглашался: «Если человек зарабатывает себе на жизнь фотографией – это его профессия, и он профессионал. Я снимаю для души, значит, я – фотолюбитель».
Федор КОВАЛЕВ.
Фото Анатолия ЯВЛОНИНА.