• Вс. Ноя 24th, 2024

Просите, не стесняйтесь!

Июн 20, 2024
Foto Valeriy BUGAYEV

Павлодарцы снова смогут затрачивать на дорогу в Астану не более 40 минут. За счёт перераспределения средств с ремонта павлодарской взлетно-посадочной полосы будет возобновлено субсидирование авиарейса «Павлодар-Астана». Об этом на встрече с населением в рамках рабочего визита в Павлодарскую область сообщил министр транспорта Марат Карабаев.

Про аэропорт

Как известно, в этом году в Павлодаре приступили к реконструкции местного аэропорта, которая будет проходить в два этапа. Обновят и само здание аэропорта, и взлетно-посадочную полосу. Последний раз масштабный ремонт «взлетки» проводили в 2006 году, когда бетонные блоки заменили на асфальт. Теперь полосу будут расширять, освещать современным светосигнальным оборудованием, заменят ограждение по периметру, патрульную дорогу. На все это требуется 6,6 миллиарда тенге. Проект уже прошел государственную экспертизу. Изначально планировалось завершить работы по модернизации взлетно-посадочной полосы в ноябре-декабре этого года, начав их в апреле. Когда Марат Карабаев приезжал с аналогичной целью в Павлодар зимой, региональные коллеги попросили министра доложить недостающие средства, чтобы оперативно отремонтировать «взлетку». В Министерстве транспорта деньги изыскали – все 6,6 миллиарда.

– Однако я полагаю, что с учетом конкурсных процедур вряд ли в этом году подрядчик успеет освоить эти деньги в полном объеме. Поэтому мы решили уменьшить в этом году сумму финансирования на ремонт взлетно-посадочной полосы – до 3 миллиардов тенге. А остаток перераспределим на субсидирование рейса «Павлодар-Астана», который всегда субсидировался, но потом от этого отказались. Это позволит нам возобновить авиарейсы из Павлодара в столицу, – обрадовал павлодарцев Марат Карабаев.

Правда, произойдет это не завтра. Но и затягивать с запуском авиамаршрута «Павлодар-Астана» не намерены. Ориентировочно это произойдет в августе.

Берег левый, берег правый

Также в этом году в Павлодаре начали возводить новый мост через Иртыш. Правда, не так браво, как хотелось бы. Добившись удорожания проекта с изначальных 38 миллиардов тенге до почти 70 миллиардов, подрядчик – Bi Group не радует темпами строительства. Как оказалось, сейчас на масштабном объекте, который должны сдать в 2026 году, работают всего 50 человек.

– Я пока недоволен темпами работ. Нужно ускориться! – проинформировал павлодарцев о ходе строительства нового моста через Иртыш Марат Карабаев.

После критики столичный подрядчик пообещал в течение месяца доставить на объект 150 рабочих и 100 единиц техники.

Окончательно решена и судьба действующего автомобильного моста. Изначально после введения в эксплуа­тацию нового моста его планировали сделать пешеходным. Теперь от этой идеи отказались. Действующий мост 1962 года постройки находится в аварийном состоянии, поэтому его однозначно демонтируют.

Отчего страдают дороги?

Вообще, павлодарцам, я считаю, нужно более активно принимать участие в рабочих встречах с министрами и не стесняться поднимать злободневные проблемы. Вероятность их решения в этом случае действительно очень высока. Например, все участки дорог, которые жители области просили министра транспорта отремонтировать (в ходе его зимней рабочей поездки в Павлодар), в этом году отремонтированы будут. В июле начнется долгожданная реконструкция подъездной дороги к селу Амангельды в Иртышском районе. После того, как Россия на своем транзитном участке протяженностью 3,7 километра полностью прекратила движение автотранспортных средств, для жителей приграничного с Омском села построили временную объездную дорогу. Вот только в межсезонье ее постоянно размывало и жители Амангельды оказывались отрезанными от Казахстана. Совсем. У них был выезд только на Россию. В этом году в бюджете заложили необходимую сумму на реконструкцию этого участка дороги. А еще на средний ремонт определенных участков на дорогах «Павлодар-Щербакты», «Калкаман-Баянаул», «Павлодар-Успенка».

– Все, что просили, все в бюджете заложили! – сообщил Марат Карабаев.

Photo Valeriy BUGAYEV

Кстати, просить можно еще. Но с одним условием: если подрядчик даст гарантию, что успеет завершить ремонтные работы в этом году.

На встрече один из павлодарских фермеров попросил министра транспорта, если есть возможность, полностью профинансировать средний ремонт аварийного участка трассы «Омск-Майкапчагай». Стоимость этого проекта оценили в 1,8 миллиарда тенге, однако на этот год из данной суммы выделили на освоение лишь 7 процентов.

– Просьба, можно ли дать финансирование на средний ремонт дороги в этом году? – обозначил проблему один из глав крестьянских хозяйств.

– Можно, – отреагировал Марат Карабаев. – На этой неделе мы получаем от Банка развития Казахстана 170 миллиардов тенге именно на средний ремонт дорог. На эти средства по стране будут отремонтированы 7 тысяч километров дорог. Речь идет именно о среднем ремонте, который и стоит дешевле, чем реконструкция, и по срокам делается в два раза быстрее, поскольку не требует разработки ПСД. Нужна только ведомственная экспертиза с дефектовкой, подтвержденной Национальным центром качества дорожных активов с последующим утверждением в Комитете автомобильных дорог. По этому механизму сколько подрядчик освоит, столько мы ему средств и дадим. Именно на средний ремонт дорог денег у нас более чем достаточно, – заявил министр транспорта.

Справочно:

По республике сейчас готовятся к реализации 210 проектов на средний ремонт дорог. Из них по 110 уже проведены конкурсы и определены подрядчики.

У министра транспорта тоже оказалась просьба к павлодарцам. Впрочем, ее можно адресовать и всем казахстанцам. Речь идет об общественном контроле за большегрузами. В Астане эту функцию выполняют видеокамеры, которые стараются устанавливать на мостах, где нет объезда. В Павлодарской области, на том же участке трассы «Омск-Майкапчагай», который сельчане очень просили министра отремонтировать, камеры, если бы они там были, можно с легкостью объехать. Поэтому-то на каждой встрече с населением Марат Карабаев вновь и вновь призывает общественников по мере возможности контролировать передвижение по новым дорогам большегрузов.

– Мы столько денег тратим на ремонт дорог. Чтобы было понимание, скажу: деньги, которые нам сейчас дает Банк развития Казахстана на средний ремонт дорог – это деньги кредитные, возвращать мы их будем из бюджета. А бюджет – это деньги налогоплательщиков. Поэтому я призываю всех не наблюдать молча, когда по новым дорогам еле-еле едет нагруженный донельзя большегруз, а сразу же сигнализировать об этом в соответствующие органы. По Астане у нас едут большегрузы в 108-112 тонн при разрешенном тоннаже в 25 тонн, а потом нас ругают, что дороги в Казахстане плохие, – высказал свое мнение главный дорожник страны.

Кто-то из общественников попытался возразить, что плохие дороги – это не всегда вина большегрузов. Или, скорей, не только их вина, но и подрядчиков, которые в целях экономии нарушают технологии укладки асфальта, и того же «КазАвтоЖола», который принимает такую работу «тяп-ляп». Но Марат Карабаев возразил:

– Покажите мне дорогу, которая прошла не текущий ремонт, а средний или капитальный, и в гарантийные сроки не работает. Таких дорог практически нет. У нас состояние плохое, не качество. А состояние – это что? Это когда в соответствии с нормами на этот участок деньги не выделялись. Тот же ваш участок «Омск-Майкапчагай» не ремонтировался 15 лет. Еще раз говорю: нарушают не подрядчики и не «КазАвтоЖол». Нарушают участники рынка, которые хотят заработать больше, чем положено, под завязку загружая свой транспорт грузами. Они же нас потом еще и пугают, мол, если будем возить грузы по вашим нормам, то стоимость жилья сразу взлетит. Не взлетит и не может взлететь в принципе, потому что нигде в ПСД не заложено, что застройщик будет по 108 тонн материалов возить за раз. Заложено по 25 тонн, по нормам заложено, – отреагировал на критику Марат Карабаев.

И еще по большегрузам. Со следующего года в Казахстане хотят полностью запретить проезд на дорогах общего пользования таких большегрузных машин, как Shacman и FAW.

– Когда из завозили в Казахстан, намудрили с документами, указав в бумагах, что грузоподъемность машины составляет всего 8 тонн. Но на самом деле они рассчитаны на 12 и более тонн. Поэтому со следующего года мы хотим вообще запретить использование в Казахстане тех машин этих марок, которые были завезены в страну ранее. Все новые эти машины будут иметь желтые номера, а тем, которые уже используются на территории Казахстана, нужно будет в течение трех месяцев пройти процедуру переоформления с обязательным перевесом. Да, это будет общественный резонанс, но во всех странах такого рода техника должна ездить только внутри карьеров. Это карьерная техника, – анонсировал грядущие изменения для владельцев большегрузов министр транспорта.

С особым подходом

В Казахстане просто катастрофически не хватает инва-купе на железнодорожном транспорте. Из 140 вагонов, которые Казахстан в рамках обновления железнодорожного состава республики закупает в этом году, лишь в 14 предусмотрен комфортабельный проезд для людей с ограниченными возможностями. Такие данные в ответ на прозвучавшую критику об отсутствии транспортной инва-структуры озвучил Марат Карабаев. Но критику принял и проблему признал.

– У нас не только с инва-купе проб­лема была, но и вообще с вагонами. С 2019 по 2021 год у нас было 600 единиц вообще «убитых» вагонов. А новых мы тогда закупали всего 300 единиц. С прошлого года мы значительно увеличили количество закупа новых вагонов для нашей железнодорожно-пассажирской отрасли. Начали со 118 вагонов. В этом году ряды новинок пополнят еще 140 вагонов. В следующем приобретем еще больше – 224. В целом эта программа рассчитана до 2029 года включительно и после ее завершения у нас будут курсировать 1200 новых железнодорожных вагонов, – обратился к статистике Марат Карабаев.

Но если общая статистика обнадеживает, то цифры по инва-купе, наоборот, удручают.

– Взят поезд маршрутом «Павлодар-Туркестан». Это просто огромный состав, на весь этот состав всего одно инва-купе. Вот где настоящая печаль нашей страны, а не рост количества людей с инвалидностью, о котором вы говорите! – обратилась со своей болью к министру транспорта мама особенного ребенка из Экибастуза.

По мере обновления пассажирских железнодорожных вагонов увеличивается и количество инва-купе. Из расчета примерно один инва-вагон на каждые 90 обычных.

Только цифры:

Из 118 вагонов, приобретённых в прошлом году, в 13 есть инва-купе. Еще 14 инва-купе предусмотрены в тех 140 вагонах, которые Казахстан закупает в этом году.

По мнению жительницы Экибастуза, которая, помимо воспитания ребенка с ментальными нарушениями, занимается еще общественной деятельностью по защите прав детей с инвалидностью, подобные сподвижки по увеличению количества инва-купе, конечно, хорошо, но это – капля в море.

Реакция Марата Карабаева не заставила себя ждать. Министр транспорта пообещал, что совместно с депутатами Мажилиса рассмотрит вопрос об увеличении количества закупа именно инва-купе. Но когда это будет! Экибастузская общественница предложила свои варианты временного решения проблемы, что вызвало жаркие споры. Выяснилось, что в Министерстве транспорта уже есть определенные решения, как улучшить транспортную инва-структуру Казахстана. Мажилисмены даже предусматривают льготы на перелет как инвалидов, так и лиц, их сопровож­дающих. Более подробно об этом читайте в следующем номере «Звезды Прииртышья».

Ирина ВОЛКОВА.

Фото из архива Валерия БУГАЕВА.