Краснокирпичные фундаменты зданий 19 века обнажились в ходе раскопок теплотрассы между гостиницей «Казахстан» и домом быта «Экспресс». Первой на находку в своём блоге указала краевед Людмила Баюшева. Она предположила, что это могут быть остатки фундамента Свято-Троицкого кафедрального собора, называемого в народе «белой церковью», построенного в 1893 году и простоявшего почти полвека. Мы провели свой анализ имеющихся фактов.
На фотографиях Дмитрия Багаева, снятых в 30-х годах прошлого века, Свято-Троицкий собор стоит на перекрёстке современных улиц Естая (бывш. 3-й мещанский переулок) и Сатпаева (бывш. Троицкая) в районе нынешней гостиницы «Казахстан» и 16-квартирного дома – так называемой «шишки» по ул. Естая, 38, первой жилой трёхэтажки в Павлодаре.
По канонам православные храмы строили алтарём на восток, а входом на запад. На такую ориентацию указывают и наклонные перекладины крестов на куполах. Соответственно, собор был вытянут вдоль современной улицы Естая и вход в него был с Сатпаева. Перед входом на территорию храма стояла кирпичная сторожка, на месте которой в 1959 году построили гостиницу «Казахстан».
На днях во время раскопок траншеи во дворе «шишки» примерно на глубине метра проявились остатки массивного фундамента из красного кирпича, который вполне мог принадлежать собору. В траншее возле дома быта «Экспресс» буквально вровень с поверхностью земли виден неглубокий фундамент из похожего кирпича. Баюшева предполагает, что это был кирпичный дом Матагановых, который тоже снесли.
Есть версия, что западная стена жилого дома-«шишки» осталась от собора. Это похоже на городскую легенду, так как новостройку возводили не на месте, а на территории храма, то есть не поверх разрушенного и засыпанного фундамента старого здания, а рядом. Иначе нарушение строительных норм привело бы к просадке нового дома.
Теперь относительно кирпичей, найденных на раскопках. Мы взяли самый целый, с вмятыми следами чьих-то пальцев, и сравнили его с кирпичами в стенах других строений конца 19 – начала 20 века. Визуально – стопроцентная идентичность, родные братья. Совпадают даже следы известково-песчаного раствора, который заменял в те времена цемент.
С 80-х годов 19 века производством красного кирпича в Павлодаре занялся купец Артемий Деров. С него в городе началась массовая каменная застройка. До наших дней сохранилась половина исторических зданий, в том числе краеведческий музей – торговый дом Дерова, соединённый с особняком купца Филатова; фонды музея – дом купцов Сорокиных; театр им. Чехова – магазины братьев Баландиных и купца Сурикова; педколледж – Владимирское училище; типография «ЭКО» – особняк Дерова, отданный им под русско-киргизское училище.
Документально подтверждено, что Свято-Троицкий собор был построен в 1893 году купцом Артемием Деровым и мещанином Дмитрием Асямовым по просьбам горожан. Так что меценат Деров вполне мог выделить на богоугодное дело не только деньги, но и продукцию своего кирпичного завода. Внутреннюю и внешнюю отделку проспонсировал купец Николай Пятков.
Так почти на полвека украшением Павлодара стало величественное здание церкви с высокими окнами и 20-метровой колокольней. 5 сентября 1902 года Святейший Синод придал ей статус кафедрального собора во имя Святой̆ Троицы. Собор стал главным центром духовной жизни православных: здесь проходили церковные службы, люди крестили детей, венчались, отпевали умерших. Вера была частью повседневной жизни.
С приходом советской власти развернулась антирелигиозная деятельность, церкви и мечети стали закрывать. Людмила Баюшева пишет, что в 1935 году со Свято-Троицкого собора сняли колокола. В соборе решили открыть военный спортклуб, а колокольню переоборудовать под вышку для прыжков с парашютом. Но этого не случилось – в 1937 году Павлодарский райисполком постановил разобрать церковь ввиду нехватки кирпича. Его использовали для строительства школы №8 по ул. Горького. За 20 век Павлодар потерял 15 каменных зданий и три красивые церкви дореволюционной постройки.
Отметим, что гостиница «Казахстан», возведённая на территории Свято-Троицкого собора, простояла без малого 65 лет и, скорее всего, тоже пойдёт под снос. На её месте может вырасти современный отель премиум-класса.
Фёдор Ковалёв.
Современное фото предоставлено
Людмилой Баюшевой.
Фото собора 1930-х годов
Дмитрия Багаева.