• Чт. Ноя 21st, 2024

Бензиновая небыль

Авг 2, 2023

От дефицита до удорожания – что происходит на топливном рынке Павлодара?

В конце прошлой недели павлодарские автовладельцы столкнулись с тем, что на некоторых автозаправках из свободной продажи исчез и 92-й бензин. Почему «и»? Потому что рынок АИ-95 лихорадит уже давно и павлодарцы привыкли, что его то нет вообще, то заправляют не больше 20 литров за раз. Но учитывая, что АИ-95 из-за своей цены всё-таки не так популярен, как ходовой АИ-92, то трагедии из-за ограничений в реализации 95-го никто не делал. А вот когда из свободной продажи пропал АИ-92, народ забеспокоился. Социальные сети буквально взорвались от жалоб на отсутствие бензина. Особенно обострилась ситуация в Баянауле и Экибастузе, где отдельные заправки из-за отсутствия топлива не работали вообще. В Павлодаре до закрытия АЗС дело, конечно, не дошло, но и здесь купить АИ-92 можно было не везде. Причем даже в крупных автозаправочных сетях.

А вот чиновники как такового дефицита топлива не признали.

– Дефицит – это когда топлива вообще нет, по 50-60 машин стоят на АЗС. Такого у нас нет и не будет! – сообщил исполняющий обязанности руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Сагыныш Нуркимбаев.

Но жалобы водителей на точечное отсутствие топлива отрицать не стал.

– Люди жалуются на факты по 95-му бензину. АИ-95 не является социально значимым бензином. Его действительно не хватает! – заявил спикер.

При этом он не смог обозначить конкретные временные рамки, в течение которых ситуация с бензином должна нормализоваться. Вместо ответа на этот вопрос журналистам зачем-то начали рассказывать очевидные, в принципе, вещи. Например, о том, что АИ-95 получается путем добавления к АИ-92 определенных видов присадок.

– Поскольку 92-й бензин является социально значимым, необходимо сначала выпустить его, чтобы обеспечить топливом как экстренные службы, так и большую часть населения. ПНХЗ, который на 4 дня раньше запланированного срока вышел после ремонта, сейчас нарабатывает свои объемы по 92-му. Мы видим это по статистике. Как и то, что увеличивается отгрузка и АИ-95. Объемы 95-го будут увеличиваться, но постепенно, – комментируя ситуацию с АИ-95 в Павлодаре, подчеркнул Сагыныш Нуркимбаев.

После официального комментария чиновников стало еще больше непонятно, есть дефицит с топливом в Павлодаре или нет.

Сам спикер упорно не желал называть дефицит дефицитом. Но даже его собственный комментарий уже вызывает вопросы. Если проблем с реализацией 92-го в Павлодаре нет, то зачем установлена «первоочередность наработки объемов именно АИ-92»?

Дальше статистика. По официальным данным, запасы ГСМ на нефтебазах Павлодарской области были следующими: по АИ-92 на 10 дней, по АИ-95 – на 8 дней, дизельного топлива – на 13 дней. Это по состоянию на 26 июля.

Тогда же Сагыныш Нуркимбаев сообщил, что «после выхода ПНХЗ с планового ремонта регион уже обеспечен паспортным остатком топлива, и остаток этот увеличивается изо дня в день».

Спустя два дня Министерство энергетики обновило данные по топливным запасам, сделав упор почему-то именно на Павлодарской области. Согласно обновленным цифрам, «на павлодарских нефтебазах и в пути было 0,8 тысячи тонн АИ-95 и 4,1 тысячи тонн АИ-92. В первом случае это также на 8 дней реализации, как и было два дня назад, а во втором – на 9 суток. То есть ни о каком увеличении «паспортного остатка» речь не идет. Более того, в Министерстве энергетики официально подтвердили, что «именно в Павлодарской области, в особенности по крупным сетям АЗС (QazaqOil, Helios, Sinooil, ГазПром, GasEnergy), могут местами быть топливные ограничения». В профильном ведомстве связывают это с летним периодом отпусков и повышенным потреблением. По этим же самым причинам всем вышеперечисленным сетям АЗС даны разъяснения о возможности импорта АИ-95.

И этой возможностью в Павлодаре тут же воспользовались. Одна из сетей АЗС уже рекламирует российский бензин: «У нас есть АИ-95! Приезжайте! Мы возим из России!». При этом в ценовой политике здесь кто во что горазд. На одной заправке он реализуется по 234 тенге, на другой – по 250, на третьей и вовсе 270, тогда как еще совсем недавно его продавали по 225-230 тенге за литр.

Чиновники по поводу такого разброса цен только разводят руками, ссылаясь на то, что цена на АИ-95 не регулируется государством, следовательно, цены «на пистолете» АЗС могут меняться в зависимости от спроса и предложения на рынке.

И если в Министерстве ограничения с реализацией АИ-95 связывают с летними отпусками, когда на него наблюдается повышенный спрос, то логичней предположить, что неудобства со свободной продажей 95-го будут то и дело возникать до осени. А там уборка, то есть повышенный спрос на 92-й и дизель. И снова, по логике чиновников, необходимость первоочерёдно наращивать объемы именно по АИ-92.

Продолжаем следить за топливной ситуацией в области.

Ирина ВОЛКОВА.

Фото avtosreda.ru.