• Сб. Ноя 23rd, 2024

Там птицы не поют…

Май 10, 2024

Из года в год поисковики павлодарского отряда «Панфиловшылар» отправляются на места сражений времён Великой Отечественной войны, чтобы найти и поднять останки погибших казахстанцев и доставить их для перезахоронения на родину. Они не получают зарплат и званий за дело, которое часто сопряжено с опасностью, их выезды на международные Вахты памяти никто не спонсирует. Но, несмотря на это, они каждый год берут отпуска и, вооружившись лопатами и щупами, едут в незнакомые места, где в зной и в дождь ведут поиски без вести пропавших, безымянных, но не забытых героев той страшной войны.

Накануне 9 Мая активисты отряда, которому в этом году исполняется восемь лет, встретились со студентами Маргулан университета и рассказали о своей работе.

Безымянные, но не забытые

Свою первую Вахту памяти поисковики провели в Подмосковье, где вела ожесточенные бои дивизия Панфилова. 19 дней они занимались поиском останков солдат. С мест захоронений павлодарцы привезли и первые экспонаты для Музея боевой славы, который позже открыли в школе №14 Павлодара.

– В 2016 году была 75-я годовщина боя панфиловцев у разъезда Дубосеково. Тогда многие почему-то утверждали, что подвига 28 героев-панфиловцев не было, – вспоминает командир отряда Бахытжан Утепов. – Именно тогда мы с ребятами посчитали своим долгом объединиться в отряд, чтобы отбить атаки тех, кто в попытке исказить историю не признавал героизм наших предков. С той 251-й высоты под Волоколамском, где наши деды остановили врага, мы привезли поржавевшие гранаты, мины, детали ружей, обломки снарядов, солдатские каски, котелки, кружки, ложки. В тот же год в школьном музее открыли раздел, посвященный 316-й стрелковой Панфиловской дивизии. Еще запомнилась экспедиция 2017 года в Можайский район, где в годы войны 32-я стрелковая дивизия больше недели удерживала немцев. Сама местность после войны называлась «долиной смерти», там были многочисленные потери наших солдат. После завершения Вахты памяти мы поехали в Людиновский район Калужской области, где российские поисковики нашли нашего земляка из Качирского района (ныне Теренколь) Петра Алексеевича Мельникова. Он ушел на фронт в 1941 году и 75 лет значился пропавшим без вести. Его останки мы доставили на родину в село Ынталы и с воинскими почестями перезахоронили.

В беседе со студентами Бахытжан Утепов пригласил молодежь пополнить ряды поисковиков.

– Каждый из вас может участвовать в Вахте памяти. Ничего сложного нет, там нужно просто, грубо говоря, пахать, – сказал командир павлодарских панфиловцев. – Мы там живем в палатках, берем с собой спальные мешки, умывальник, снаряжение, продукты. И ведем раскопки, неважно, какая погода, жарко, холодно; а еще весной в Подмосковье часто идут дожди, мелкие, моросящие. В составе отряда первое время были студенты Торайгыров университета, но потом они почему-то перестали ездить, сейчас в основном местные заводчане. Выезжаем в экспедиции за свой счет. В этом году российские коллеги пригласили нас на международную Вахту памяти, которая пройдет с 10 по 24 августа. В последние два года для нас традицией стала передача родственникам горсти земли с могил солдат, захороненных в России.

Самородок из Аккулы

Павлодарские «панфиловцы» ищут следы героев-земляков не только во время международных экспедиций на полях сражений, но и ведут поиск с помощью архивов, собирая по крупицам имеющиеся данные.

Незадолго до майских праздников известный павлодарский журналист Салауат Темирболатулы, который долгие годы сотрудничает с отрядом «Панфиловшылар» и не раз сам выезжал с ребятами на места раскопок, отыскал уникальные сведения о легендарном домбристе Рустембеке Омарове, чье имя носит оркестр казахских национальных инструментов Павлодарской областной филармонии имени Исы Байзакова.

– Рустембек Омаров – народный артист Казахской ССР, блестящий домбрист, кюйши, уроженец села Шарбакты Лебяжинского района, сейчас оно называется Аккулы, – рассказывает журналист. – Он маленьким осиротел, воспитывался в Семипалатинском детском доме. Позднее его оттуда забрал Темирбулат Аргынбаев, земляк и артист, который давно знал и наблюдал за юным музыкантом и решил привезти его в Алма-Ату. Там талант юного самородка заметил Ахмет Жубанов и в 1934 году принял 14-летнего Рустембека в созданный тогда оркестр казахских народных инструментов. В своей книге «Струны столетий» корифей казахской музыки с восторгом отзывался о том, с какой виртуозностью исполнял кюи Рустембек Омаров, он еще и прекрасно пел. Подростка отправили учиться вокалу в Ленинградское училище при консерватории имени Римского-Корсакова. В 1939 году он ушел в армию, попал в Финляндию, затем в Латвию. В одном из боев попал в плен. Говорили, что он остался жив благодаря домбре, которую смастерил в плену. Во время недавней командировки в Алматы мы с коллегами из павлодарской филармонии встретились с заслуженным деятелем Казахстана, именитым дирижером Жанасом Бекентуровым, знавшим Рустембека Омарова, и он подтвердил, что слышал этот рассказ от него самого.

По словам Салауата Темирболатулы, эту удивительную историю с домброй подтвердил и известный музыкант Амантай Нурпеисов, который долгие годы играл в оркестре Курмангазы.

– Аксакал был очень рад нашему приезду, он очень уважал и любил Рустембека Омарова, который долгие годы был концертмейстером домбрового отделения. Он рассказал, что в плену в норвежском портовом городе Киркенес Рустембек Омаров из каких-то деревяшек сделал домбру, натянул струны из чего-то и начал играть, в том числе европейскую классику, Моцарта. Одному из немецких офицеров, который, возможно, в прошлом тоже имел какое-то отношение к музыке, понравилась гениальная игра нашего земляка, потом он часто просил его играть, за это делал ему поблажки, тайком подкармливал как-то, а Рустембек делился этой едой с другими пленными. Уже спустя годы после войны, во время гастролей в одном из районов Жамбылской области, Рустембек Омаров исполнял кюй, и его выступление прервал мужской голос из зала: «Брат, брат!» Затем мужчина подбежал к сцене и, вытирая слезы, стал обнимать домбриста. Оказалось, что они вместе были в плену и остались живы благодаря самодельной домбре. У Рустембека Омарова была очень интересная и полная трагизма и испытаний судьба. Но этим жизненным вызовам помогали противостоять музыка и поддержка коллег и друзей. Его талант высоко ценил сам Рахимжан Кошкарбаев, поднявший одним из первых флаг над Рейхстагом. Он специально приезжал в оркестр и часами слушал виртуозное исполнение кюев. Нам удалось записать Бибигуль Тулегенову, которая очень обрадовалась и с большим удовольствием рассказала о Рустембеке Омарове, назвав его величайшим музыкантом в истории домбрового искусства.

Как отметил Салауат Темирболатулы, Рустембек Омаров был не только великолепным исполнителем, но и сам писал музыку.

– Нам стало известно, что он создал два больших произведения. Кюй «Жастық шақ» дошел до наших дней, и его нередко исполняют молодые музыканты, а вот вторая композиция – «Женіс», посвященная Дню Победы, оказалась утерянной. Сейчас мы пытаемся отыскать эти партитуры и возродить мелодию. Я очень благодарен директору нашей филармонии Амангельды Кожанову и музыковеду Асель Арыновой за огромную поддержку и понимание важности этой большой работы.

Между тем поисковики «Панфиловшылар» намерены найти документы военных лет, чтобы восстановить хронологию и боевой путь Рустембека Омарова. А на его родине в Аккулы этой осенью отметят 105-летие со дня рождения выдающегося земляка.

Анна УРАЛОВА.

Фото предоставлено поисковым отрядом.