Почему радость общего дела на субботниках для кого-то неприемлема и в тягость?
Весна – это не только возрождение природы, но и субботников, которые прошли через жизнь людей старшего поколения как добровольный, сознательный труд на благо и себя, и общества. А также единения людей для выполнения конкретных хороших дел. В наши дни субботники продолжают свое созидательное предназначение. Но вот только, к своему удивлению, я узнал из прессы, что ныне не все так думают, и таких уже много. При этом их доводы, точнее – претензии, ограничиваются несколькими «протестами». Приведу их с сокращением: «Субботники – это пережиток прошлого, наследие коммунистического строя, когда все вместе строили светлое будущее. А сейчас мы вошли в эпоху капитализма, где каждый сам за себя – сколько поработал, столько и получил. И получается, что вместо поработать на себя надо идти поработать за другого».
«Почему кто-то мусорит, а я должен идти убирать? Причем бесплатно. А у нас есть коммунальные службы, чьи работники получают деньги за уборку мусора. И при чем здесь те, кого на предприятиях и в организациях насильно, без оплаты заставляют убирать территории, когда есть работники, призванные это делать?»
«Ходите на субботники? И каково оно, за другими убираться? Кайфуете? А меня коробит от одной мысли убирать чужой мусор, и я принципиально против».
«Я ненавижу субботники, это неуважение ко мне как к гражданину, которому гарантировано право на оплату труда и право на отдых. Почему мы должны бесплатно за кем-то убирать мусор?»
Есть в этих претензиях и «забавные» требования. В частности, такое: «Почему на субботнике людей заставляют белить стволы деревьев? Кто-нибудь видел в лесу побеленные деревья?»
На этом остановлюсь и скажу, что не намерен вступать в полемику с теми, чье «я» выше интересов общества. Для таких просто озвучу прописные истины. Во-первых, субботник придумали не коммунисты СССР, они просто взяли его, как говорится, на вооружение. У каждого народа были и есть практика и понятия общего дела: защититься всем миром от лесного (степного) пожара или наводнений, соорудить мост через речку или проложить удобную дорогу и так далее. И всё это сообща. Про помощь попавшим в беду: после пожара или наводнения – помочь построить жилье, обзавестись живностью и имуществом – вообще не говорю. Это было святое дело.
А разве грязь во дворах и на улицах после зимы, погибшие деревья, облезлая краска детских площадок и скамеек – это не стихийное явление малого масштаба?
Да, есть дворники и другие работники официальных коммунальных служб, которые призваны наводить чистоту и порядок. Ну, а теперь представьте объемы этих работ и масштабы города… Даже если число «мусоросборщиков» значительно увеличить, то они, скорее всего, до новой зимы не осилят объем этой работы. Поэтому несколько десятилетий назад тот же Павлодар был разбит на участки, и их закрепили за конкретными предприятиями и учебными заведениями. Спасибо их сотрудникам и учащимся за то, что они стараются содержать свои территории в порядке. И давайте скажем честно: кто-либо там перетрудился? Наоборот, из собственной практики могу сказать: всё делалось под шутки-прибаутки, с негласным соревнованием, дабы не ударить в грязь лицом перед коллегами. И никого насильно поработать для общего блага не загоняли. Да, объявления об этом были, как и наказ – явиться. Но практически все приходили с пониманием стоящей задачи и общего дела. Вдобавок было стыдно «сачкануть», так как могла быть реальность потерять уважение коллег.
В приведенных мною высказываниях противников субботника, тех, кто потрясает понятиями «неуважение ко мне как к гражданину, которому гарантировано право на оплату труда и право на отдых», есть ссылки на то, что мы сегодня живем в капитализме. То есть всё делается лишь за деньги: пришел человек на субботник – будьте добры, оплатите ему его труд. Не жил в капстранах и не берусь судить о тамошних порядках. Но я хорошо помню капиталиста до мозга костей, бывшего президента США Джона Кеннеди, который мудро сказал: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя. Спроси себя, что ты можешь сделать для нее». Думаю, что здесь комментарии не нужны.
Теперь об оплате тем, кто пришел на субботник. Для этого в акиматах следует создавать дополнительную бухгалтерскую службу и штат инспекторов, которые должны фиксировать фамилии, место работы или учебы, паспортные данные и объем выполненных работ участников субботника, а потом перечислить им заработанные деньги. Уверен – эти суммы будут не столь велики, а претензий, обид и споров, что кого-то обошли или недооценили, – более чем предостаточно.
Но хватит о негативе. Лучше, говоря о массовости людей и их единении, вспомнить, как раньше ходили на демонстрации. Найдите у родных и близких фотографии тех лет, и вы не увидите в колоннах ни одного угрюмого лица. Потому что люди радовались не только празднику, но и тому, что собрались вместе в нерабочей обстановке, и тому, что у всех всё идет нормально. Более того, пока люди собирались в колонны по соседству с центральной улицей, доставали из сумочек и карманов бутерброды, угощали ими друг друга, а затем с песнями шли в колоннах. И это не считалось чем-то аморальным. Люди радовались тому, что они вместе со всеми и составляют единое целое.
Сегодня тоже проходят праздники и торжества. И люди также радуются тому, что они в кругу друзей и единомышленников, звучат песни. Людям нужны общая радость и удовлетворение. И очень многие находят их в субботниках. Как молодежи не почувствовать удовлетворение в том, что они очистили скверы города или немалую часть берега Иртыша от мусора? И разве не здорово, когда обновленная детская площадка звенит от радостных голосов малышей? А коллективы предприятий довольны тем, что подведомственные им территории – чистые и ухоженные.
И это не разовые, проходные весенне-осенние акции, а комплекс конкретных общественных экологических дел республики «Чистый Казахстан». В нашей области разработан региональный план «Таза Қазақстан. Көркем қала мен аудан», где каждая неделя месячника будет посвящена определенной тематике.
А всё это выльется в благоустроенные города и села. Разве это плохо? Возможно, в таких условиях и родилось изречение «Чисто не там, где метут, а там, где не сорят». То есть люди, наводящие чистоту там, где живут, сами не станут мусорить и другим не позволят. Ну а тех, кто ненавидит субботники – остается лишь пожалеть, потому что они не ведают тех чувств, когда ты вместе с другими от чистого сердца делаешь доброе дело.
И еще. Материал был подготовлен к печати, когда в СМИ появилось сообщение о том, что «в Павлодаре стартовал месячник чистоты. За каждым из восьми городских микрорайонов на время субботников закрепили куратора и специалистов из отделов ЖКХ, архитектуры, предпринимательства и жилищной инспекции. Павлодарцы могут обращаться к ним по вопросам организации уборки. В отделе ЖКХ работает «горячая линия», где можно оставить заявку на вывоз мусора».
Где здесь принуждение кого-либо и игнорирование интересов жителей города?
Сергей ГОРБУНОВ.
Фото Валерия БУГАЕВА.