• Чт. Ноя 21st, 2024

Музейный гид

Апр 25, 2024

Можно быть гидом в музее, а можно – гидом по музеям. Таким гидом вполне можно считать павлодарского учителя географии Виталия Кожокара. Он неплохо изучил музеи северо-востока Казахстана и даже защитил на эту тему кандидатскую диссертацию. И, конечно, знает многое о музеях Павлодарской области, хотя сказать, что побывал в каждом из них, нельзя. Да и вообще: не каждый музей, считающий себя таковым, на самом деле им и является.

Учат в школе

Наверное, для того, чтобы чем-то увлечься ещё в школе, важно, чтобы повезло с учителем, который смог бы раскрыть, пробудить твою природную склонность к этому предмету. Виталий считает, что ему с этим в школе повезло. Он окончил в своё время Павлодарский лицей №8, а теперь сам уже на протяжении 13 с лишним лет работает в нём преподавателем географии, стараясь пробудить в учениках интерес к дальним странам, к тому, чтобы узнать, удивиться: как много разных народов живёт на нашей планете, как по-разному складывались история и образование этих стран, как тесно связаны друг с другом история с географией.

Он считает, что обычно школьников привлекают какие-то яркие изобразительные моменты – геральдика (гербы), флаги, природные особенности стран мира. Однако, даже изучая гербы и флаги, узнавая, что именно и почему легло в их основу, постепенно появляется и другой интерес – как это случилось, как менялось общественное устройство того или иного государства.

И всё-таки в наше время это не такое уж распространённое явление, чтобы молодой человек пошёл с охотой работать в школу. Однако Виталий был готов к педагогике и сделал это с открытыми глазами. Правда, признаётся, что, общаясь с учителями ещё до того, как сам приступил к работе, нередко сталкивался с тем, как часто и горячо некоторые преподаватели уговаривали его не делать этот шаг, пугали разными трудностями, нагрузками, постоянными испытаниями нервной системы. Но, отмечает он, сами при этом продолжали работать в школе, и никто из них не собирался менять профессию. Виталию учительство так и не надоело (хочется верить, что и не надоест), теперь он сам старается сделать так, чтобы его ученики тоже почувствовали, какая это интересная и увлекательная наука – география. Как предмет естественного цикла, география обычно не представляет больших сложностей, всё-таки это не математика и не физика с химией, которые даются порой детям с трудом. И в то же время не каждый выберет географию для сдачи в ЕНТ в качестве предмета по выбору.

На вопрос о том, чувствует ли он в своих учениках тот же интерес, который сам когда-то испытывал на уроках, преподаватель отвечает фразой, которую услышал однажды от директора одной из школ: если хотя бы у пяти учеников из 30 в классе на твоём уроке глаза горят – значит, он прошёл не зря. Он и сегодня пользуется этой формулой, стараясь не терять зрительный контакт со «школярами». Виталий говорит: «Есть в географии такое понятие, как «научная картина мира». Мне хотелось бы, чтобы уже в школе у ребят эта картина начала формироваться, чтобы они знали, частью чего являются, почему происходят те или иные процессы, почему общество устроено именно так, а не иначе, как оно развивалось и в каком направлении движется».

Наверное, одним из достоинств географии можно считать тот факт, что наука эта динамичная. Меняется мир, происходят перемены и в самой науке. Если раньше география старалась больше узнать, изучить, то сегодня большой интерес представляет прогнозирование. Виталий приводит такой пример. Ещё древние греки пытались понять, почему происходит извержение вулканов, и придумали такое объяснение – есть бог, который управляет процессами. Шло время, люди больше узнавали о мире, через тысячелетия все вулканы на земле были нанесены на географическую карту, ученые поняли, как происходят извержения. А сегодня вулканологи работают над тем, чтобы по возможности точнее прогнозировать, когда начнётся активность какого-то вулкана и как можно на неё повлиять. То же происходит и с погодой: с каждым годом прогнозы становятся более точными, и когда-нибудь человек научится ею управлять.

Ему и сегодня интересно работать в школе. Он старается каждый год разнообразить школьный курс, менять задания. В первую очередь это нужно ему самому, ведь и он сам меняется, обращаясь к новым для себя сферам науки. В работе учителя есть свои плюсы и минусы, как и в любой другой, здесь главное – не стать пленником уже имеющихся знаний, стараться расширять их круг. Одним из главных преимуществ профессии Виталий считает тот факт, что однообразной и монотонной её точно не назовёшь.

Имена

Почти три года назад Виталий Кожокар защитил кандидатскую диссертацию. Он получил приглашение в аспирантуру Алтайского государственного педагогического университета и поступил на кафедру туризма и музейного дела, его научным руководителем стала Ольга Николаевна Труевцева. Она и помогла определиться с темой – история музейного дела Северо-Восточного Казахстана. Так и получилось, что магистр географии стал кандидатом исторических наук. Он выбрал в качестве направления краеведение, в котором история и география переплетены особенно тесно. Тема оказалась интересной, как выяснилось, её мелкие детали не слишком хорошо у нас изучены. Начал работать в архивах, и исследовательская работа, изучение документов по-настоящему его увлекли.

Если о самих музеях люди имеют представление, то очень мало знают о знаковых именах, датах и событиях в их «биографии». Некоторым павлодарцам известно, что инициатором открытия краеведческого музея в Павлодаре стал Дмитрий Поликарпович Багаев, которого все знают в основном как создателя фотолетописи Павлодарского Прииртышья, но плохо представляют, каким непростым, но любимым «ребёнком» стал для него музей, как много он сделал в области краеведения. И Виталий решил устранить эту несправедливость – он подготовил к печати и опубликовал в научных рецензируемых журналах ряд статей, постаравшись открыть широкой общественности имя нашего известного земляка.

В истории каждого музея, наверное, важнее всего люди – которые смогли создать музей и его поддерживать. Например, мало кто знает, что Дмитрий Багаев вкладывал немалые средства из тех, что приносила ему фотомастерская, в музейное дело. На эти деньги он приобретал экспонаты, организовывал экспедиции, устраивал выставки. И многие так называемые общественные музеи держатся на энтузиазме тех, кто их создавал и кто сумел сохранить.

Сокровищница или научная организация?

Многие знают о городских музеях: художественном, областном краеведческом и его подразделениях – музее имени Бухар жырау и городских домах-музеях. Что же такое общественные музеи? Сюда можно включить всё, что создано и держится на интересах определенных коллективов – предприятий и организаций, порой целых отраслей, школ и других учебных заведений, сёл и районов. Виталий говорит, что их называют по-разному: сельские музеи называют муниципальными, ведомственными, в советские времена их называли народными, однако определение «общественные» отражает их суть более точно. Это музеи, созданные по инициативе какого-то сообщества.

Когда-то районные музеи находились под эгидой областного краеведческого, и это было правильно. Не только по части методической поддержки, но и определенного «кураторства» – всё-таки в районах работали люди, интересующиеся историей родного края, но, как правило, не имеющие специальной подготовки. Да и условия для хранения там обычно были не самые лучшие. Поэтому порой если в районном музее появлялся какой-то ценный экспонат, не обязательно по цене, но и ввиду своей редкости, его часто переводили в экспозицию областного музея, который мог обеспечить ему лучшую сохранность. Были случаи, когда ценные экспонаты пытались выкрасть. Как, например, в провинциальных музеях Казахстана, где воры покушались на «Золотые Звезды» Героя Советского Союза, и их пришлось заменить в экспозиции муляжом. Когда за сельскими музеями «приглядывал» областной, тогда более чётко проводилась работа, о чём сохранились записи и отчеты. «Золотым веком» можно считать конец восьмидесятых годов прошлого века, когда вся система была хорошо отлажена, и в нашей области имелось полтора десятка малых музеев – в небольших городах и райцентрах, сёлах, на предприятиях и школах.

Когда распался Советский Союз, многие отрасли, особенно в сфере культуры, которая в условиях выживания перестала восприниматься «предметом первой необходимости», испытывали трудные времена. Многим общественным музеям в районах области пришёл конец, да и областному тянуть на себе такой груз было не под силу. В архивах сохранились записи, когда областной краеведческий музей из-за нехватки средств в финансировании, которое сильно сократилось или вовсе прекратилось, не в силах был поддерживать связь с районными музеями – в том числе и телефонную, которую отключили из-за долгов. И те без поддержки совсем пришли в упадок. Хорошо, если где-то благодаря подвижничеству самих сельчан и заинтересованности местных властей удалось как-то пристроить сохранившуюся экспозицию куда-то, где мог осуществляться определённый присмотр и где кто-то из работников мог по совместительству следить за музейным хозяйством: в акимат, школу, сельскую библиотеку или Дом культуры. А ведь было время, когда от общего числа посещения музеев области треть приходилась именно на районные – значит, они были нужны и востребованы. Есть записи, свидетельствующие, что музей в Успенке за год принял 800 посетителей – для села это приличная цифра.

Да и самим областным музеям было несладко. Виталий знает, что в Петропавловске, например, в девяностые годы из-за безденежья музей вынужден был часть помещения сдать арендаторам – и там разместился торговый дом. Это помогло музею выжить, сохранить свои фонды.

К ведомственным музеям правильнее, наверное, отнести те, которые связаны с профессиональной деятельностью, – как музеи департамента полиции, КНБ, алюминиевого или нефтеперерабатывающего заводов. Побывать в них исследователю не довелось – нужно было хлопотать о пропуске, договариваться, общедоступными эти места назвать сложно. По большому счету, это и не совсем музеи – скорее, коллекции для обозрения. Ведь в музеях всегда ведется различная деятельность – организуются выставки, тематические экспозиции, сотрудники выезжают в экспедиции, ведут научную работу. Но с точки зрения обывателя это всё равно музеи, и какие-то посетители иногда могут увидеть их сокровища.

Виталий подлинным общественным музеем считает тот, который создан Павлодарским Домом географии (в котором сам он, кстати, заместитель руководителя), – и по доступности, и в исследовательской работе. Да и создан он просто людьми заинтересованными, но не получающими никакой оплаты за свой труд – сами экспозиции собирались на спонсорские средства, и за каждый потраченный тиын следовало отчитаться.

Тема музеев настолько затянула Виталия Кожокара, что он продолжает ею заниматься, хотя диссертацию защитил ещё в 2022 году. В этом году планирует поработать в архивах музея Северо-Казахстанской области, а в последующие – изучить музеи всех регионов страны. И, возможно, это станет основой его докторской диссертации.

Галина ЕГОРОВА.

Фото из архива героя публикации.