После 15 марта многие издания Казахстана, прежде всего распространяемые через интернет, вдруг озаботились проблемой лука. Да-да, обычного репчатого лука, который в разных видах всегда присутствует на столе в любой семье. После того, как в позапрошлом году с не меньшим азартом писали о недостатке лука в стране, теперь строчат об избытке этого продукта и об угрозе порчи остатков на складах сельхозпроизводителей.
Ясно одно, в Казахстане в прошлом году его вырастили достаточно, иначе бы цены не были всю зиму относительно стабильными. Что касается нашей области, то репчатый лук у нас не считается приоритетной культурой, о чём журналистам не раз рассказывали специалисты облсельхозуправления. Просто нет надобности выращивать его в большом количестве на фоне фактического доминирования на этом рынке хозяйств южных областей. Но некоторые крестьяне всё же выращивают. Вот и в прошлом году павлодарские фермеры растили репчатый лук на 142 гектарах, кстати, научились это делать и даже районированные сорта уже подобрали. Урожай получили неплохой, несмотря на засуху, так как лук всё-таки на поливе растят, и собрали его в среднем по 370 центнеров с гектара. А общий сбор оказался в пределах 5250 тонн.
При этом считается, что годовая потребность лука у нас – около 12 тысяч тонн, месячная, соответственно, около тысячи тонн. Но вряд и эта цифра верна, исходя из взрослого населения области и популярности этого продукта, потребление может быть как минимум в полтора раза больше. Тем не менее собрали мы больше пяти тысяч тонн. Остальное, как обычно, завозится из южных областей страны. Цены на лук с осени были терпимыми, хотя торговые точки и играли одно время на их повышение. В результате сейчас, к примеру, в сети магазинов «Смолл» лук продаётся по 107 тенге за килограмм, в социальных магазинах – от 86 до 90 тенге за кило.
Это притом что, согласно статистике, лук якобы подешевел. Вот какие данные приводит Бюро национальной статистики по итогам февраля. Месячный индекс потребительских цен ускорился и достиг 1,1 процента (в январе – 0,8 процента). Дорожало и продовольствие, хотя кое-что, наоборот, подешевело: среди таких продуктов – лук репчатый, подешевевший на 42,5 процента, крупа гречневая – на 24,3 процента, масло подсолнечное – на 21,2 процента, сахар-песок – на 14,8 процента, картофель – на 12 процентов. Как видим, лук подешевел больше всего, хотя наши продавцы его по-прежнему продают в пределах ста тенге за кило.
И вот информация об угрозе порчи лука на юге. Что об этом думают в Минсельхозе? Его представители сообщают: Министерство сельского хозяйства выполняет свои обязанности по поддержке фермеров и обеспечению страны этой продукцией. Фактически производство лука в стране в три раза превышает спрос на него. Ежегодный урожай – на уровне 1,1 миллиона тонн, в то время как потребление в среднем доходит до 315 тысяч тонн. Основными регионами производства лука остаются Жамбылская, Алматинская и Туркестанская области. Они не всегда покрывают спрос, в прошлые годы замечались скачки. А в 2023 году, несмотря на достаточное собственное производство лука, цены постоянно повышались, особенно в межсезонье. Существенные ценовые накрутки происходили на этапе после реализации фермерами лука посредникам – на крупнооптовых базах и рынках (опять посредники!). К началу уборочных работ 2023 года оптовые цены, по данным Бюро национальной статистики, вернулись на прежний уровень – 132-134 тенге за килограмм. К началу 2024 года снизились до 107-114 тенге за килограмм.
Но, по информации участников рынка, в отличие от предыдущего сезона с начала осени прошлого года спрос на лук существенно снизился, и аграрии не смогли продать его по рыночной цене 40 тенге за килограмм (заметили, аграрии – по 40, реализация – по 115?). А сейчас, когда многие решили продать свой лук и увеличили предложение, цены продолжили снижение до 15-20 тенге за килограмм. По данным Минсельхоза, к 16 марта у фермеров оставалось до 160 тысяч тонн нереализованной продукции. Если точнее, 138 тысяч тонн лежит в Жамбылской области и 22 тысячи тонн – в Алматинской.
Перепроизводство заметно на фоне сокращения спроса в сезоне 2023/2024 годов со стороны импортёров. Тут повлияла и проблема транспортной логистики при планировании отгрузок через территорию России в Прибалтику и Грузию. Это привело к накоплению запасов лука и падению цен. А с приходом тёплой погоды надо думать ещё и о сохранности лука на приспособленных складах. При этом специализированных складов с холодильным оборудованием не имеется.
Для исправления сложившейся ситуации и в целях поддержки сельхозтоваропроизводителей Минсельхоз направил списки «проблемных» хозяйств с торговыми предложениями для организации закупа СПК, торговыми объектами и так далее. В МТИ, «КазТрейд» направлены письма об организации сбыта лука на внутреннем и внешних рынках. С МИД отрабатывается возможность сбыта лука в Пакистан, задействованы посольства Казахстана в поиске новых рынков сбыта. Кроме того, планируется проведение встреч производителей лука Жамбылской области с СПК регионов в рамках первой международной выставки-форума «КазАгроЖамбыл».
Это в Минсельхозе назвали «продолжением работы по содействию устойчивому развитию сельского хозяйства и поддержкой фермеров в стране». А по мне, так и фермеры, и профильные ведомства южных областей, и Минсельхоз ситуацию, что называется, «проспали». И приведут ли пожарные меры к желаемому результату – пока сказать трудно.
Владимир ГЕГЕР.
Фото из архива Валерия БУГАЕВА.