История усольской девятиэтажки, которая снова нуждается в ремонте фасада, является наглядным примером проблем современного жилстроя, оперативно и действенно решать которые по-прежнему никто не торопится.
Когда в ночь с 18 на 19 ноября 2023 года в регионе было объявлено штормовое предупреждение, а аким Павлодарской области обратился к жителям с просьбой особенно чутко соблюдать меры безопасности, стало понятно, что последствия стихии могут быть масштабными. Порывистый ветер бушевал до самого утра, в областном центре оказались повалены десятки деревьев, сорваны шквальным ветром ограждения из профлиста, часть жилых домов осталась без света, а на набережной Иртыша рухнул ряд деревянных конструкций. Одним из пострадавших строений стал печально известный своими проблемами дом №1 по улице Майры, фасад которого после многочисленных обращений жителей отремонтировали лишь несколько лет назад.
Построенная по госпрограмме в 2006 году многоэтажка в Усольском микрорайоне уже осенью следующего года стала стремительно терять свой привлекательный вид – начала отваливаться облицовка из алюкобонда – материала, слабо приспособленного к порывистому ветру и другим сильным воздействиям окружающей среды.
Удивительно, но долгие годы глубину проблемы словно не хотели признавать. Приходящая в негодность обшивка стала систематически падать в опасной близости от прохожих и припаркованных неподалёку автомобилей. При этом она отваливалась от стены вместе с утеплением, из-за чего зимой в квартирах стало очень холодно.
В 2011 году подрядчик «Айсу-Астана», построивший в Павлодаре лишь один этот дом, суд признал недобросовестным участником госзакупок и обязал восстановить все недоделки. Но, несмотря на это решение, реальные работы не проводились, так как срок гарантии вышел, а фирма была объявлена банкротом.
Резонансным событием стало падение части фасада на местную жительницу в 2014 году, по счастливой случайности отделавшуюся лишь ушибами, – спас пакет с пуховиком, которым она успела закрыться. Но даже после этого листы алюкобонда, опасно раскачивающиеся на хлипких крепежах, никто не собирался заменять. Спустя шесть лет, 9 ноября 2020 года, упали сразу три части облицовки. На этот раз обошлось без жертв, но пострадал припаркованный у дома автомобиль.
Так как застройщика юридически уже давно не существовало, а у самой фирмы были другое название и статус, ответственности за павлодарскую многоэтажку подрядчик больше не нёс. По закону ремонтировать дом должны были за счёт жильцов. Отдел ЖКХ предлагал провести ремонт по программе модернизации. С каждой квартиры подразумевалось внести сумму от 200 тысяч до миллиона тенге в виде кредита сроком на пятнадцать лет. Разумеется, многие жильцы были не согласны, так как большинство – бюджетники, на которых и так висит груз ипотеки до 2026 года.
Несмотря на нелепость ситуации, когда принятый с нарушениями дом почему-то обязаны ремонтировать сами жильцы, суд не стремился вынести справедливое решение в течение целых тринадцати лет. Но когда в многоэтажку переехала семья Хазыровых, дело приняло неожиданный оборот.
Глава семьи Мансур Манняпович больше 40 лет отработал в сфере строительства, руководил проектной фирмой, многие здания в Павлодаре и других городах Казахстана построены по его проектам.
– Последние 20 лет я жил на улице Толстого, в доме, построенном по моему же проекту. За это время никто не жаловался, ничего не отвалилось. В дом по Майры мы заселились в июне 2020 года. Моя супруга захотела жить рядом с Усолкой, где свежий воздух, – рассказывает заслуженный строитель и проектировщик.
Мансур Хазыров уверен, что проблемы дома стали результатом именно неграмотно составленного проекта. И как мастер своего дела, он умеет обосновать позицию. По его наблюдениям, наружные стены многоэтажки выложены из газоблоков толщиной в двадцать сантиметров. При наших же морозах стены дома должны быть в два с половиной раза толще. Сами листы алюкобонда изначально закреплены ненадёжными заклепками и короткими шурупами. При этом материалом стали лёгкие алюминиевые профили, не предназначенные для несущих конструкций. В итоге больше всех страдают жильцы восемнадцати квартир, расположенных с южной и северной сторон дома, где отлетает облицовка. Стены промерзают, отделка внутри трескается, в комнатах становится сыро. Более того, даже стеклопакеты в квартирах установлены неправильные – двойные вместо необходимых при таких климатических условиях тройных.
– Проект некачественный с точки зрения технических и архитектурно-планировочных решений. Стены промерзают. Люди вместо восьми секций батарей ставят до 30. Облицовку алюкобондом я бы не одобрил: это дом высотой 30 метров, а не одноэтажный магазин. Так нельзя делать. Я, как проектировщик, могу сказать: такие технические решения принимать нельзя. Этот дом – памятник безответственности и безграмотности, – комментирует мастер.
Мансур Хазыров был настроен решительно и записывался на приёмы к главе города и заместителю областного акима, попутно отправляя многочисленные запросы. В итоге отделом архитектуры и градостроительства совместно с отделом жилищно-коммунального хозяйства было принято решение отремонтировать дом за счёт бюджетных средств. При этом рассматривалось три варианта – восстановить облицовку из алюкобонда, закрепив её попрочнее, использовать сайдинг-панели или демонтировать всё, заново утеплить и выложить стены дома кирпичом. Последний был бы самым удачным, но и самым дорогостоящим. Проблемой стал тот самый закон, согласно которому вся ответственность в такой ситуации должна возлагаться исключительно на плечи жильцов. Однако, хоть и с большим трудом, справедливость всё же восторжествовала.
В результате было принято решение провести капитальный ремонт фасада. Но когда стены начали обшивать тонким алюминиевым сайдингом, Мансур Хазыров сразу же отметил, что этот выбор будет роковым: такая обшивка при постоянном сильном ветре долго не продержится. Некачественный, мягкий, слабый по техническим свойствам материал станет новой головной болью и так настрадавшихся жильцов.
Так и получилось. В ночь на 19 ноября прошлого года во время сильного ураганного ветра, пронесшегося по нашему краю, обшивка была сильно повреждена. Хрупкий сайдинг оказался разбросан по всему двору, повредив припаркованные автомобили и детскую площадку.
По словам Мансура Хазырова, такой результат закономерен – за счет вытягивания ветром боковой стены передняя часть облицовки раскачалась и накренилась. Сайдинг словно парус потянул за собой передний слой, накренившийся из-за образования пустот от скатившейся вдоль стены мокрой тяжелой стекловаты.
По мнению эксперта, похоже, никто толком не проверял качество применяемых материалов и не проводил лабораторных испытаний. И теперь жильцы во главе со знатоком строительного дела снова ищут справедливости и предлагают городу наконец сделать обшивку из кирпича или с помощью других новых технологий. Или же предоставить новое нормальное жильё.
Сейчас обитатели многострадального дома вновь подают обращения в органы городской власти. Они требуют призвать к ответу недобросовестного подрядчика и структуры, принимавшие в 2020 году липовый, по их мнению, ремонт. Учитывая, что работы обошлись городу в девятнадцать с половиной миллионов тенге, повод для серьезного разбирательства действительно имеется. Ведь время идет, проблема остаётся, а комфорта по-прежнему нет. Мы будем следить за развитием событий.
Юрий МАЙЕР.
Фото автора.