• Сб. Ноя 23rd, 2024

Не остановимся ни на минуту

Янв 11, 2024

На руднике АО «Майкаинзолото» продолжаются аварийно-спасательные работы и поиск упавшего в провал автобуса с людьми.

Роковой вызов

Напомним хронологию ЧП: 4 января этого года около 01:25 в Павлодарский филиал Республиканского центрального штаба профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб (РЦШ ПВАСС) поступило сообщение о том, что на территории АО «Майкаинзолото» возникла какая-то аварийная ситуация. По предварительным сообщениям, было нарушено электроснабжение, а в воздух поднялись то ли клубы дыма, то ли пыли. Выяснить, что произошло на самом деле, отправились трое спасателей филиала и водитель автобуса. За ними на другом автомобиле выехал главный инженер предприятия. И никто из этой команды не предполагал, что впереди поджидает беда. О ней позже, ссылаясь на то, что это его мнение и окончательную причину назовет специальная государственная комиссия, отчасти рассказал Орынжан Кабдулов, дважды возглавлявший АО «Майкаинзолото» в периоды развала его производства и выводивший предприятие в число передовых, а ныне продолжающий работать советником председателя совета директоров и генерального директора АО.

– Незадолго до приезда автомобилей к месту ЧП там произошел провал грунта на месте бывшей шахты в ее так называемое очистное пространство. То есть когда горняки выбирают руду под землей, там образуются пустоты вроде гротов. Вот над одним из них и просел грунт, поглотив часть автодороги, столбы с электропроводкой и выбросив вверх облако пыли, которое и приняли за дым. В итоге на поверхности этой территории, как показали маркшейдерские замеры, образовался провал шириной 130-170 метров и глубиной 66 метров. В него ночью и влетел автобус со спасателями, а тот автомобиль, где был главный инженер, успел затормозить.

Я еще раз подчеркну, что окончательную причину и объемы урона назовут специалисты республиканской комиссии. Я же рассказал вам о ЧП, чтобы не было кривотолков и не возникали легенды.

В этот же день

…Практически сразу после случившегося был организован оперативный штаб, на месте происшествия постоянно находятся аким области Асаин Байханов, вице-министр по ЧС Мереке Пшембаев, руководство ДЧС региона и местных исполнительных органов. Работают психологи. В аварийно-спасательных работах сразу были задействованы силы и средства Павлодарского филиала профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб АО «Майкаинзолото», местных исполнительных органов, а также спасателей департамента по ЧС, всего 116 человек, 23 единицы техники и один БПЛА (дрон). К поисковым работам подключены кинологические расчеты ДЧС Астаны и Павлодарской области.

В ходе поисков 4 января были найдены тела двух спасателей – Саркыта Бердыкана, 23.10.1999 года рождения, и Олега Леонидовича Тышкевича, 18.09.1970 года рождения. Поиски еще двух сотрудников АО, попавших в беду, продолжаются.

Следом поступили сообщения о том, что АО «Майкаинзолото» и республиканский Центральный штаб профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб окажут семьям погибших и пропавших спасателей материальную помощь – более 4,5 миллиона тенге каждой семье. От государства назначат социальные выплаты по утере кормильца.

Подключилась полиция

Также возбуждено уголовное дело после падения автобуса с людьми в «котлован» возле шахты на территории АО «Майкаинзолото», сообщили в департаменте полиции региона. «По факту нарушения правил безопасности при ведении горных или строительных работ, что повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, полицией начато досудебное расследование по статье 277 части 3 УК РК. Создана специальная следственно-оперативная группа из числа опытных следователей. Расследование находится на особом контроле Министерства внутренних дел», – прокомментировал заместитель начальника ДП Павлодарской области Рашад Утеуов.

К этому следует добавить, что «согласно ч. 3 ст. 277 УК РК нарушение правил безопасности ведения горных или строительных работ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

В круглосуточном режиме

Что касается спасательных работ, то они не прекращаются. Как сообщил аким области Асаин Байханов: «Мы продолжаем поисковые работы на месте обвала в районе горного отвода АО «Майкаинзолото». Оперативным штабом вчера (5 января – прим. авт.) было принято

решение прорыть траншею на глубину  примерно 120-130 метров для спуска в провал специализированной техники.

Вчера же начали подготовку прохода для спуска техники ко дну обвала. В этих работах задействовали три экскаватора, два погрузчика, два бульдозера. Работы идут в круглосуточном режиме, непрерывно. Разрыто и вывезено порядка пяти тысяч кубометров грунта и горной породы.

Всего в поисковых работах задействованы 134 человека, 37 единиц техники, три кинологических расчета и две единицы БПЛА (дроны)».

Простились с погибшими

В субботу, 6 января, в Майкаине простились с горноспасателем – 24-летним Бердиканом Саркытом. Сюда молодой человек переехал вместе с семьей не так давно из Талдыкоргана. Проводить парня приехали его родные, друзья, знакомые, пришли коллеги и местные жители.

Как рассказал аким поселка Майкаин Ербатыр Молдатаев, местный акимат и предприятие, на котором работал погибший, помогли в организации похорон.

По его словам, Бердикан Саркыт устроился спасателем чуть меньше двух месяцев назад, среди погибших и пропавших горноспасателей он был самым молодым. У парня остались супруга и двое малолетних детей. Старшему сыну в феврале этого года исполнится два года, младший родился в октябре прошлого года, ему нет еще трех месяцев.

По данным акимата поселка Майкаин, второй погибший спасатель – 53-летний Олег Тышкевич из Экибастуза, у него двое взрослых детей, 21 и 28 лет. Его проводили в последний путь в минувшее воскресенье, 7 января.

Пропавшими по-прежнему значатся 55-летний водитель оперативного автомобиля Айып Тлеубергенов и 36-летний заместитель командира взвода Айдос Шаймерден. Оба – жители поселка Майкаин. У одного из них, кроме супруги и двоих взрослых сыновей, осталась 15-летняя дочь с инвалидностью, у другого пятеро детей: старшей дочери 12 лет, а самому младшему сыну нет и двух.

Применили георадар

7 января аким области на своей странице в Instagram рассказал о том, как проходят поисково-спасательные работы. «Сегодня утром установили гигантский подъёмный кран, с помощью которого специалисты АО «АК Алтыналмас» спустились в место провала и разместили георадар, привезённый из Балхаша. С помощью спецтехники на глубине пяти метров от дна провала обнаружили нечто металлическое, предположительно, это тот самый провалившийся автобус.

В 20:00 провели заседание штаба, где принято решение об усилении работ по подготовке траншеи для спуска в котлован небольшого экскаватора, который должен добраться до автобуса, и дальнейших действий спасателей», – рассказал Асаин Байханов.

Для поиска провалившегося под землю автобуса с людьми привлекли бульдозеры, экскаваторы и погрузчики.

Как сообщил на своей странице в Instagram 8 января аким Павлодарской области, с помощью геосканирования специалисты определили предполагаемое местонахождение автобуса, глубина залегания его верхнего края от дна котлована – приблизительно пять метров.

Он же рассказал, что 8 января к работе оперативного штаба привлекли ветерана предприятия Ивана Терешкова, который проработал горняком на шахтах АО «Майкаинзолото» 51 год. На очередном заседании обсудили ход дальнейших действий.

«Также специалисты провели повторное сканирование почвы, по результатам которого будет спроектирован ход поисковых работ», – написал Асаин Байханов.

Первые версии

9 января на брифинге в Правительстве министр по ЧС Казахстана Сырым Шарипханов высказал версии о падении автобуса со спасателями в воронку недействующей шахты.

По информации Zakon.kz, глава МЧС попытался восстановить картину трагедии. «Это произошло около часа ночи. То место, где автобус со спасателями проезжал, раньше было ровной землей, там была дорога, это территория шахты. И на момент проезда там уже произошел провал земли. От провала был шумовой эффект, что показалось, возможно, оператору хлопком. А за задымление он мог принять пыль, которая поднялась от грунта на месте провала. И оператор вызвал спасателей», – сказал Сырым Шарипханов.

По сути, глава МЧС лишь подтвердил предположения Орынжана Кабдулова. По словам министра, водитель автобуса не знал о том, что на дороге образовалась воронка.

«Никто в темноте даже не видел, что это провал. Оператор – единственный человек, по чьему вызову спасатели прибыли на место, только он очевидец. Всё будет выяснено в результате расследования комиссии. Сейчас она создана, председателем ее является заместитель председателя Комитета промышленной безопасности МЧС. Он находится на месте постоянно, как и аким области. Там был и мой вице-министр Мереке Пшембаев, я тоже в ближайшее время туда выеду. Никакой тайны нет, все открыто, когда будут готовы результаты работы комиссии, мы о них сообщим», – заявил Сырым Шарипханов.

Министр сообщил, что сейчас продолжаются работы по извлечению автобуса из воронки. Ситуация осложняется тем, что под автобусом имеются пустоты.

«Мы привлекли все подразделения, которые имеют возможность проведения геосканирования, чтобы установить точное местоположение автобуса и наличие пустот. Мы должны быть уверенными, что автобус далее не провалится. Сейчас работает тяжелая техника, чтобы осуществить плавный спуск на дно котлована и там проводить земельные работы, чтобы добраться до автобуса. Пока до него остается около 5 метров, и необходимо обеспечить плавный спуск. И самое главное – обеспечить безопасное производство работ для спасателей и тех людей, которые занимаются земляными работами. Это процесс непростой, говорить о каких-то конкретных сроках в часах и днях сегодня пока рано. Работы проходят, периодически они останавливаются, чтобы провести геосканирование и удостовериться, что ситуация безопасна, чтобы там работать. И самое главное – мы не будем останавливаться, мы должны добиться того, чтобы достать автобус, водителя и спасателя, которые там находятся», – сообщил Сырым Шарипханов.

При этом, по его словам, казахстанские спасатели пока не сталкивались с подобными сложными случаями. На брифинге журналисты уточнили, рассматривается ли вопрос о поднятии автобуса с воздуха.

«Это неординарная ситуация, такого у нас в Казахстане раньше не было, поэтому опыта своего у нас нет. Мы сейчас изучаем мировой опыт, как в этом плане работать. Доступ к автобусу с воздуха – это маловероятно. Здесь необходимо использовать технику, чтобы расчистить грунт и добраться до автобуса», – добавил министр.

Работа продолжается

Во второй половине дня 9 января в пресс-службе ДЧС Павлодарской области сообщили, что за последние дни с места поисково-спасательных работ вывезено более 70 тысяч кубометров грунта и горной породы.

Специалисты продолжают работы по углублению прохода к возможному местоположению автобуса с помощью тяжелой техники. В этот же день спасатели ДЧС со специалистом-маркшейдером спустились на дно воронки с тем, чтобы выяснить движение грунта и изменение дна провала.

Всего в поисковых работах задействованы 142 человека, 49 единиц техники, три кинологических расчета и два дрона.

К вечеру 10 января, когда номер уже сдавался в печать, стало известно, что в результате работ по углублению прохода для заезда спецтехники до дна котлована необходимо прокопать еще более 40 метров. Тяжелая техника работает с особой осторожностью и с соблюдением всех мер безопасности из-за сохраняющейся угрозы обвала боковых стенок котлована. Уже вывезено более 90 тысяч кубометров грунта и горной породы.

P.S.: Поисковые работы продолжаются в круглосуточном режиме. Мы будем следить за развитием событий.

Сергей ГОРБУНОВ.

Анна УРАЛОВА.

Фото Валерия БУГАЕВА.