Государство наделило гвардейцев множеством функций, среди которых охрана общественного порядка – ещё не самое сложное.
Как рассказал начальник отделения воспитательной и социально-правовой работы воинской части №5512 Манарбек Мусарьянов, у национальной гвардии есть специфические задачи. На охрану общественного порядка выходят смешанные наряды, наиболее криминогенные участки нацгвардейцы патрулируют вместе с сотрудником полиции.
– В целом охраной общественного порядка занимаются оперативные полки, охраной уголовно-исправительных учреждений – конвойные части, они же сопровождают осуждённых из мест заключения в суд и обратно, конвоируют их в спецвагоне по железной дороге.
Оперативные полки могут в любой момент по приказу покинуть расположение части и выехать или вылететь в любую точку страны для устранения конфликтной ситуации и восстановления общественного порядка. Как это было в дни январских событий. Бойцы конвойного полка остаются на охране вверенного объекта вне зависимости от ситуации.
Кроме этого, нацгвардейцы охраняют важные государственные объекты стратегического значения, в их задачу входят борьба с незаконными вооружёнными формированиями, защита территориальной целостности страны. В случае военного конфликта войска Национальной гвардии входят в состав Казахстанской Армии.
– По окончании военного училища нам дают удостоверение водителя категорий «В» и «С», обучают стрельбе из всех видов оружия, которые находятся на вооружении в Казахстане, – говорит собеседник.
Нередко сотрудники полиции сотрудничают с кинологической службой Нацгвардии, которая выделяет четвероногих помощников для раскрытия преступлений, поиска подозреваемого, пропавших без вести и так далее.
– Офицеры и солдаты Национальной гвардии, в отличие от армейских коллег и пограничников, больше взаимодействуют с гражданским населением. Пограничники вынуждены служить на дальних заставах, армейцы находятся в расположении своих боевых частей и отдаленных военных городках, – поясняет Манарбек Мусарьянов.
Служба в крупных населенных пунктах накладывает свой отпечаток – в случае массовых беспорядков, иных конфликтов нацгвардейцы выступают в роли третьей силы – миротворцев.
– Как правило, в такой ситуации приходится действовать сообразно обстановке. Могут пострадать дети, женщины, старики, поэтому мы должны пресечь противоправные действия.
По закону нацгвардеец имеет право применить оружие в тех случаях, когда ему, либо военнослужащим, либо гражданским лицам угрожает смертельная опасность. Злоумышленника предупреждают о возможности применить оружие, дают предупредительный выстрел в воздух и только потом стреляют на поражение. При этом запрещается применять оружие в отношении женщин, несовершеннолетних и граждан с явными признаками инвалидности.
Гвардейцев в бой ведет командир, и от него многое зависит, чтобы в критической ситуации приказ был выполнен.
– Если ты хочешь, чтобы тебя солдат уважал, ты должен стать для него отцом, и тогда он в тебя поверит, – убежден Манарбек. – Солдату много не надо – уделить внимание, элементарно организовать взаимодействие с родителями, чтобы он мог написать домой письмо, вложить свое фото.
В мире цифровых технологий проще отправить в ватсапе голосовое сообщение, но это не будет иметь такого эффекта, как живое письмо, считает офицер.
– А когда ты сядешь, от руки напишешь да еще и фото отправишь, а родители письмо получат – это же для них целое событие. Фото на стену повесят, соседям покажут, родственникам похвастаются, той соберут, чтобы служилось сыну хорошо. Вернется солдат, и ему это письмо памятью будет, как и время службы.
По его наблюдениям, в каждом призыве находятся те, кто остаётся служить по контракту. Проходят обучение и возвращаются в строй в звании сержантов.
– В Каракемере Алматинской области есть сержантская школа для тех, кто хочет стать офицером, существует Петропавловская военная академия, а служба в Национальной гвардии – это школа жизни для парней, – улыбаясь, говорит собеседник.
За годы службы у Манарбека появилось много друзей, знакомых в каждом городе Казахстана. Это и его бывшие солдаты, и бывшие военнослужащие по контракту, и офицеры.
– Современные молодые люди большую часть времени проводят в телефонах, живого общения нет. Попав в военную среду, в мужской коллектив, они учатся искать общий язык, понимать друг друга, выстраивают коммуникации, – подчеркнул майор Нацгвардии.
По его мнению, молодой человек, который хочет служить в гвардии, должен быть готов к физическим и психологическим нагрузкам, способен выполнять задачи под открытым небом, в городских условиях – на любой местности, где необходимо восстановить закон и порядок.
Константин ШЕЛКОВ.
Фото автора.