Новый год – праздник волшебный. В первую очередь для детей. Именно они больше всего ждут от него чудес, подарков, исполнения нехитрых своих желаний, которые должен исполнить Дед Мороз. Кто-то из родителей усиленно поддерживает в ребёнке веру в волшебство праздника, другие считают, что все эти сказки совсем ни к чему. А в самом деле – нужны ли они?
«А глаза-то папины!»
Петьке три года. Дома ждут высоких гостей – Деда Мороза и Снегурочку. Он весь в предвкушении – три раза повторил подготовленный стишок и переоделся в свой карнавальный костюм. Дед Мороз – папа, Снегурочка – мамина молодая коллега. Всё прошло просто замечательно, ребенок счастлив. А папа – разочарован. Он-то ждал, что его сообразительный сын сразу раскусит, кто скрывается под красной шубой и бородой, а тот не оправдал ожиданий. И язык у него чешется раскрыть ребёнку правду. Но – удержался. Правильно ли сделал?
На этот счёт в мире единого мнения не существует, как, наверное, и в многочисленном родительском стане. Прагматичные британцы считают, что не следует малышам морочить голову этим персонажем, лучше вывалить на него всю правду, без прикрас. Зато будет расти без лишних иллюзий и не затаит обиду ни на саму традицию, ни на родителей, которые лет семь нагло ему врали про Деда Мороза, пока он сам не догадался или друзья во дворе не рассказали.
А вот многие психологи придерживаются другой точки зрения. Мышление ребенка в возрасте до семи лет принято называть мифологическим. Именно поэтому они так легко превращают обычные домашние предметы в то, что им рисует воображение: шкаф – в сказочный замок, где томится прекрасная принцесса, крышку от кастрюли и лопатку для сковороды – в рыцарские доспехи. Дети с удовольствием слушают сказки, погружаясь в их действительность. Между прочим, мало кто знает, но были времена, когда советская власть пыталась бороться со сказкой, стараясь заменить её поучительными историями или рассказами об окружающем мире. Однако всё же сказку позже реабилитировали.
Почему? Просто потому, что она учит ребёнка быть счастливым, формирует позитивный настрой, развивает воображение, творческие способности – а это очень важные качества. Плохо, если ребенок в шесть лет растет фаталистом, считающим, что от него самого в этой жизни ничего не зависит, что верить никому и ничему нельзя и всё это – сказки. Настанет время, когда он сам сумеет отделить правду от вымысла, но те качества, которые подарила ему сказка, останутся с ним навсегда.
Надо проверить!
Маленький Мишка на новогоднем утреннике в детском саду вдруг выкрикнул из толпы приятелей: «Дед Мороз, а нос у тебя настоящий?» Дед Мороз не растерялся и тут же предложил: «А ты проверь!» Подхватил Мишку на руки, тот пощупал нос и закричал ожидавшим друзьям: «Настоящий!» Кто-то в их компании начал сомневаться в подлинности Деда Мороза, и нос у него, мол, картонный. Как же это выяснить? И вот смелый Мишка и решил спросить старика прямо в лоб.
Воспитатель детского сада №72 Светлана Васильевна Куренева «дедморозит» на утренниках уже лет пять. Говорит, что детям очень часто нужно удостовериться в подлинности старика – щупают и тянут за бороду, норовят заглянуть под шубу, так что с ребятнёй надо держать ухо востро и внимательно следить за реквизитом, чтобы ничто не разочаровало любопытных и недоверчивых проверяющих. Она говорит, что дети очень наблюдательны, и ей приходится основательно постараться, чтобы её не выдал ни костюм, ни голос. Хотя бывает непросто.
Она вспоминает один утренник в подготовительной группе. Выходит к ребятам Дед Мороз, здоровается, его дружно приветствуют в ответ. Потом «старик» спрашивает: «Ребята, а вы меня узнали?» «Да!» – весело кричат «зайчики» и «снежинки». «Кто я?» И вместо привычного ответа «Дедушка Мороз!» вдруг слышит: «Светлана Васильевна!» Что делать? Опытный воспитатель тут же говорит: «Нет, Светлана Васильевна вас сейчас в группе ждёт, а я…» Тут наконец прозвучал правильный ответ, и всё пошло своим чередом.
Так что разоблачения вполне возможны, и в такой ситуации уже главное – взрослым не сплоховать.
Час прозрения
Шестилетний Адиль пришёл домой после утренника. Папа спрашивает, понравился ли ему праздник, приходил ли Дед Мороз. Адиль с удовольствием рассказывает о празднике, а потом добавляет: «Дед Мороз у нас настоящий был, а Снегурочка – Сауле Кайратовна переодетая». Сауле Кайратовна – их воспитатель в группе. Папа старается разубедить сына: «Да нет, сынок, ты просто обознался, она, наверное, очень похожа на Сауле Кайратовну». На что Адиль категорично заявляет: «Нет, мы смотрели-смотрели и поняли, что лицо и ноги – точно её!» Папа только понадеялся, что речь шла не столько о ногах, сколько о туфлях воспитателя.
И всё же час прозрения у ребёнка рано или поздно настанет. Догадается сам или друзья раскроют ему глаза на жизнь. Как вести себя родителям, если их подросший сын или дочь испытывает сильнейшее разочарование? Здесь всё, конечно, зависит от позиции родителей. Они могут просто признать фальшивку. А могут продолжить игру. Например, сказать, что у настоящего Деда Мороза много помощников-людей, ведь сам он должен оставаться невидимым. К тому же ему сложно побывать в каждом доме, школе и детском саду сразу. Можно сказать и о том, что в мире существует ещё много неразгаданных загадок, и что любая сказка может внезапно оказаться былью.
Новогодняя почта
Маленькие Юля и Надя каждый год с нетерпением ждали декабря, недели за две до праздника готовили свои письма Деду Морозу, где писали о том, что хорошего они сделали или достигли в этом году и что хотели бы получить в подарок. И мама им всегда помогала. Письма приставлялись к окну, чтобы пролетающий на санях Дед Мороз сумел их увидеть, чтобы знал, куда надо принести подарки в сочельник.
Светлана Куренева считает традицию с письмами замечательной, она и со своими детьми готовила такие письма, вместе они выносили их на улицу, оставляли на скамейке у подъезда. Мама потом их незаметно забирала, а дети, обнаружив, что их послания исчезли, верили, что их забрал Дед Мороз. В их детском саду тоже существует подобная традиция. Дети пишут или рисуют, если писать ещё не научились, письма, для них подготовлен специальный почтовый ящик. А родителей стараются предупредить, о чём мечтают их дети, чтобы те успели позаботиться о подарке.
Даже написание письма многому учит ребят – как правильно его написать, как обращаться к адресату: не забыть с ним поздороваться в начале послания и попрощаться в конце, рассказать о себе, написать о своей мечте и, обращаясь с просьбой о конкретном подарке, не забыть добавить волшебное слово – «пожалуйста», поблагодарить за прошлогодний подарок. Учит это письмо и оценить собственное поведение – а хорошо ли ребенок себя вел?
Психологи советуют родителям вместо слов: «Ты был нехорошим мальчиком (девочкой), Дед Мороз тебе ничего не подарит», – говорить своим детям другие, акцентируя внимание не на плохих поступках, а на хороших: «Как здорово у тебя получается мыть посуду, Дед Мороз такое наверняка оценит». Чаще мотивируйте детей на хорошие поступки, а не грозите лишним наказанием.
Считается, что вера в Деда Мороза приносит немало пользы маленькому человеку. Во-первых, сам Дед Мороз является для ребёнка образцом для подражания – он будет хотеть стать добрым, справедливым, сильным. Во-вторых, он учит терпению – ведь праздника и подарков нужно дождаться. В-третьих, он может научиться стать щедрым и заботливым. Не только делиться с родителями и друзьями подаренными конфетами, но и попросить в своём письме что-то для папы, бабушки, младшей сестренки…
Мысли материализуются?
Маше 23 года, и она до сих пор каждый декабрь пишет письма Деду Морозу. Не потому, что она такая наивная, а потому, что эта семейная традиция помогает ей оценить прожитый год, саму себя, выразить благодарность судьбе за то, что у неё есть, и сформулировать желания, каких бы перемен ей хотелось.
Необязательно верить в Деда Мороза как в волшебника. Можно верить в него просто как в возможность существования чудес, в то, что в жизни, в природе существует справедливость. Записать своего рода программу для наступающего года. Это как ритуал в новогоднюю ночь – пепел от сожженной бумажки с написанным желанием нужно выпить и ждать, когда оно исполнится. А можно написать желания и выполнять их самому. Есть мнение, что записанное желание чаще материализуется – тоже своего рода магия.
Кроме того, когда оцениваешь, как прошёл для тебя год, подумаешь, конечно, и о каких-то неприятностях и невзгодах. Но при этом наверняка вспомнится и немало хорошего. Пусть в сочельник у всех нас таких воспоминаний окажется как можно больше!
Галина Егорова
Фото с сайта glanacion.com.