• Пн. Ноя 25th, 2024

Собака – друг человека. А человек собаке?

Дек 14, 2023

Придёт ли Дед Мороз с подарками к бездомным животным?

В Казахстане действует Закон «Об ответственном обращении с животными». Согласно ему и по поручению Президента РК в городах и районах будут строить специальные приюты, куда должны помещать бродячих животных. Такой первый государственный приют для бездомных собак и кошек на 300 мест возводят в восточной части областного центра на месте бывшей свалки. Площадь территории будущего приюта составляет 2,5 гектара, а стоимость проекта – порядка 300 млн тенге. Пункт временного содержания включает в себя вольеры, карантинное помещение, кормокухню, ветеринарное отделение и манеж для выгула собак. Он должен частично решить проблему бродячих кошек и собак в Павлодаре и хотя бы временно улучшить их жизнь.

Но триста особей – это лишь малая часть наших бесприютных меньших братьев, которых на протяжении многих лет пытаются приютить, прокормить и передать в хорошие руки волонтеры, создавшие в области свои приюты для четвероногих бродяжек. Честь им и хвала, тем более что если приют, построенный под патронажем исполнительной власти, и финансируется ею, может рассчитывать на благополучие, то общественным фондам «Сердца Павлодара» и «Дом-приют надежд» в областном центре, а также таким же волонтерским структурам в Аксу и в Экибастузе приходится надеяться на свои силы и изворотливость, а также на милосердие немногочисленных меценатов. Недавно, к примеру, в Аксу защитник животных Елена Болотина, в приюте которой находятся 72 взрослые собаки и 34 щенка, обратилась в департамент уголовно-исполнительной системы и попросила изготовить будки для животных. Просьбу волонтёра передали осужденным, отбывающим наказание в учреждении №45. Они изготовили две будки из подручных материалов в промышленной зоне. И хотя это полностью не решило проблему приюта – размещение животных в домиках для защиты от мороза и ветра, – Лена благодарна и за эту помощь.

К этому добавлю, что еще одну будку и вольер фонду Е. Болотиной передала руководитель павлодарской родственной общественной организации «Дом-приют надежд» Александра Старина. Ей один из неравнодушных людей привез это богатство, но так как питомцы этого приемника животных располагаются во дворе частного дома и собак несколько десятков, будку и вольер ставить оказалось негде, то Александра Петровна и решила помочь коллеге.

Вернусь к подразделениям КУИС области. Оказывается, они не первый раз помогают волонтерам и их бездомным животным. Весной 2022 года восемь новых будок для собак смастерили в учреждении минимальной безопасности АП-162/2 Павлодарской области. Кроме домиков для четвероногих, осужденные женщины сшили и связали для собак вещи и обувь.

Еще пример. Осенью 2020 года один из осужденных изготовил будки для собак экибастузского фонда «Право на счастье».

Но бездомным питомцам нужны не только защитные помещения от непогоды, но и другое. В частности, в минувшем ноябре активисты общественного фонда «Сердца Павлодара» обратились с просьбой о помощи к неравнодушным павлодарцам. Деньги зоозащитникам необходимы на покупку корма, пластырей, инсулиновых шприцев и многого другого. «Просим всех не оставаться в стороне. Мы будем рады любой поддержке», – написали волонтеры на своей странице в Instagram.

К сожалению, я не смог дозвониться до руководителя «Сердец Павлодара» Марии Гребенкиной и узнать о результатах этой акции. Но уверен, что помощь в итоге исчисляется не миллионами и даже не многими сотнями тысяч тенге. А если отбросить требуемые затраты фонда на медицинские нужды и оставить только корм, то приведу такие цифры. В России подсчитали, сколько средств уходит на прокорм домашних кошек. В переводе на наши деньги – 10-12 тысяч тенге в месяц на одну особь, при условии рядовых кормов «Вискас» и «Китекет» стоимостью 195 и 150 тенге, соответственно, за пакетик в 75 граммов. Другие кошачьи «блюда» намного дороже. Про собачий корм – молчу, даже если его волонтеры приготавливают сами из костей и обрезков мяса. Так что фондам помощи бездомных животных без надежной поддержки не обойтись.

Другой пример, как руководителям фондов защиты бездомных животных приходится искать спонсоров и стучаться в двери служб исполнительной власти. В частности, уже упоминавшаяся в материале руководитель фонда «Дом-приют надежд» Александра Старина уже третий месяц не может получить акт о передаче ей участка земли под приют бездомных животных и достать хотя бы старенький вагончик, чтобы начать сооружать там рядом со сдаваемым в эксплуатацию государственным пунктом содержания бездомных животных свой. По словам волонтера, в акимате города предложили найти вагончик, поставить его (скажу так) на якобы выделенной ей территории для содержания ее питомцев. То есть застолбить землю. И тогда, дескать, у исполнительной власти будет правовая возможность искать варианты дальнейшей помощи волонтеру. Три месяца, замечу, ищут.

А давайте посмотрим на проблему бездомных животных в иной плоскости. Бесприютные собаки и кошки, нередко агрессивные и проблемные, – это головная боль акиматов всех уровней и раздражитель общества. За снижение чего тоже отвечает исполнительная власть. Пытаясь решить проблему нейтрализации бездомных животных, госслужащие, выполняя, повторюсь, поручение Президента РК, возводят во всех регионах Казахстана приемники для временного содержания беспризорных животных. Эти организации или службы лишь частично вмещают в себя бездомное поголовье наших меньших братьев. А остальных, большую часть, подбирают и содержат (кормят, лечат и чипируют) волонтеры и их общественные фонды. Всё это делается на средства милосердных людей: как рядовых граждан, так и руководителей небольших производств и ТОО. Крупные градообразующие предприятия и фирмы частного капитала, как рассказала Александра Старина, вообще не отвечают на письма и просьбы о помощи. В свою очередь госслужащие исполнительной власти (доводилось слышать самому) говорят, что они не могут финансово помогать таким фондам, так как это не отражено в законодательстве. В это трудно поверить, так как есть такое понятие, как выделение грантов общественным организациям на их деятельность, плюс различные программы и подпрограммы в ветеринарии, коммунальном и в еще ряде ведомств по защите людей от больных и агрессивных животных, по благоустройству и облагораживанию территорий и так далее. С комарами и мошкарой, с саранчой и другими вредителями, с сорными растениями в регионе успешно борются, и нет проблем, а бездомные животные – непреодолимый барьер? Я не думаю, что намного ошибусь, но, как представляется, просто те, кто должен заниматься проблемами бездомных животных, не желают себя утруждать дополнительными хлопотами и поисками нестандартных решений. Как мне кажется, то же ветеринарное ведомство могло бы под расписку и в строгой отчетности передать волонтерам требуемые медикаменты, перевязочные материалы и другое для лечения животных. А кто-то из структур исполнительной власти взял бы на себя поиск того же вагончика для фонда «Дом-приют надежд». Так как одно дело, когда его просит какой-то волонтер, и другое – представитель власти с ее авторитетом и опытом решать подобные вопросы для общего дела.

И еще. Как-то не совсем нормально, когда ведущие предприятия Павлодара, Экибастуза и Аксу отказываются помочь в решении проблем бездомных животных. Это те же санитария и экология, за которые они тоже ответственны. И почему волонтеры должны ради общего дела и благополучия страдающих животных и безопасности людей ходить с протянутой рукой, клянчить помощь и взывать к милосердию? Эти активисты, по сути, выполняют государственную программу упорядочивания бездомных животных, делают это добровольно, не требуя чего-то для себя. Таких людей надо поддерживать, помогать им, а не делать вид, что ни их, ни бездомных собак и кошек не существует. А на улице, между прочим, – температура под минус 30 градусов Цельсия, и холода и ветры еще будут. И об этом особо знают собаки, что находятся в вольерах и без будок. Вдобавок, возможно, еще полуголодные из-за нехватки средств у волонтеров. А у людей в квартирах и у обличенных властью людей – тепло и сытно.

Сергей ГОРБУНОВ.

Фото из архива управления КУИС области.