• Пн. Ноя 25th, 2024

Отчего «усыхает» мост

Дек 12, 2023

Строительство нового автомобильного перехода через Иртыш ещё толком не началось, но уже возникают вопросы.

Как ранее сообщалось в прессе, в Павлодаре намерены возвести новый автодорожный мост через Иртыш. Прежний, еще ныне действующий, был сооружен в 1961-1962 годах и, продуктивно отработав в минувшие годы, пришел в аварийное состояние. Сейчас на нём введено ограничение на грузоподъемность. То есть грузовым автомобилям движение закрыто, так как есть опасения, что конструкция может не выдержать нагрузок. Поэтому те переезжают Иртыш по мосту «Нурлы жол» (тому, что в южной части Павлодара), удлиняя по ряду направлений свой пробег почти на 50 километров.

Ввиду такой ситуации было предложение реставрировать старый мост, но, проверив его конструкции, эксперты пришли к мнению, что предпочтительней будет возвести новый. В январе 2019 года на научно-техническом совете Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК было принято решение о строительстве нового моста. В декабре того же года заключен договор по разработке проектно-сметной документации. Она уже готова и даже прошла общественные слушания. Тем самым новый мост, неподалеку от действующего, получил, как говорится, путевку в жизнь. Тем более что возводить его будет BI Group – крупный инновационный строительный холдинг, лидер на рынке недвижимости Казахстана, в котором, как заявляется в ведомственном пресс-релизе, работают 5000 высококвалифицированных сотрудников. А в послужном списке указаны возведение жилых и производственных объектов, в том числе на нефтяных месторождениях Казахстана, прокладка автодорог, железнодорожных путей, сооружение мостов, а также взлетно-посадочной полосы в аэропорту Костаная. Плюс самый длинный мостовой переход в Центральной Азии через Иртыш в Павлодаре (12,3 км) – в южной части областного центра. И это еще не весь список. В него, замечу, уже вошел и договор о строительстве в областном центре нового моста через Иртыш стоимостью 38 млрд тенге.

Это, судя по словам павлодарского представителя заказчика данного объекта – АО «Национальная компания «ҚазАвтоЖол», будет уникальное сооружение, которое расположится на республиканской межгосударственной магистрали А-17 «Кызылорда – Павлодар – Успенка – граница РФ». Она является одной из ведущих транспортных артерий, соединяющей Казахстан с тремя значимыми транспортными хабами РФ (Омск – Новосибирск – Барнаул). Основная часть моста через Иртыш будет длиной 691 метр. И помимо опор, уходящих в глубь дна реки, станет поддерживаться вантовыми тросами, закрепленными на пилонах (опорах). И еще. Мост поднимут над рекой более чем на 15 метров, что позволит беспрепятственно проходить судам. Добавлю, проектировщики разместят его неподалеку от ныне действующего, ниже по течению, так что работающий сегодня пост дорожной полиции на берегу Иртыша останется на прежнем месте, только теперь с левой стороны будущей обновленной дороги через реку.

Что примечательно: мост в поперечном сечении имеет четыре полосы движения по 3,75 м и полосы безопасности 2 м в каждом направлении с ограждением на разделительной полосе. Ширина разделительной полосы принята 4 м из-за особенностей пролетного строения. Ширина пешеходных тротуаров – по 1,5 м с каждой стороны. Общая величина поперечного профиля моста с учетом двух пешеходных проходов – по 1,5 м, ограждений и перил –

31,62 м, что не только впечатляет, но и создает удобства транспорту и пешеходам.

К этому следует добавить, что нормативный срок строительства комплекса моста – 25 месяцев, без учёта зимних, так как для нескольких видов работ нужна плюсовая температура. И помимо этого необходим перенос со стороны Павлодара ряда коммуникаций в окрестных жилых строениях, которые оказались в зоне новой автотрассы к мосту. То есть подъезды к этому мостовому переходу из Павлодара и по омской трассе не потребуют больших изменений и затрат.

Таков расклад перед началом сооружения объекта. Но недавно в интернете появилась статья «BI Group построит мост через Иртыш уже, чем в проекте, но по двойной цене». В этом материале автор довольно убедительно, со ссылкой на подрядчика выполнения работ – руководство павлодарского ТОО «Казахдорстрой» (одного из крупнейших подразделений холдинга BI Group «Казахдорстрой»), приводит ряд фактов, которые вызывают вопросы.

Как сообщает в интернете автор публикации, «договор с подрядчиком – ТОО «Казахдорстрой» – был подписан еще 14 апреля этого года. Потом началась бурная переписка подрядчика с заказчиком по корректировке проекта. В итоге 21 ноября нынешний директор филиала Ермурат Нурханов, который ранее работал замакима Павлодара, написал письмо в РГП «Государственная вневедомственная экспертиза» о необходимости корректировки проектно-сметной документации».

Исключу ту часть письма, где идет обсуждение: нужно или нет намывать грунт (остров) для размещения двух опор моста, какие трубы (извлекаемые или нет) должны быть в основании этих конструкций, необходимы или нет плавучие средства при строительстве и еще ряд моментов. Интригу в материале создало сообщение: «… как пишет представитель заказчика, когда шло проектирование, место строительства моста находилось за городом. А сейчас границы Павлодара раздвинулись, поэтому мост следует назвать не «Автомобильная дорога», а «Магистральная улица общегородского значения регулируемого движения». И поэтому нужно уменьшить ширину каждой полосы проезжей части с 3,75 до 3,5 метра и полос безопасности с двух до одного метра, «что дает возможность значительно упростить поперечное сечение пролетного строения за счет исключения сборных железобетонных подкосов и распорок, исключить двухэтапное возведение пролетного строения».

Не вдаваясь в эту техническую терминологию, ясно одно – мост уменьшит свои габариты. То есть «усохнет». И здесь не совсем понятна ссылка на границы Павлодара. Проект был готов в 2019 году, а тогда примыкающие к Иртышу частные строения и названные улицы уже существовали. Такая же ситуация была и когда прокладывали мост «Нурлы жол» на юге Павлодара, и никто, насколько знаю, не манипулировал понятиями «Автомобильная дорога» и «Магистральная улица общегородского значения регулируемого движения» и не зауживал рабочую поверхность моста. И при чем здесь магистральная дорога через этот жилой массив и изменение параметров самого моста? Это же разные объекты, понятия и требования к ним. Как-то здесь всё получается туманно. А этот мост, между прочим, находится под контролем Президента РК, который осенью 2020 года с рабочим визитом посетил Павлодар и, выступая перед общественностью региона, поручил Правительству начать в следующем году строительство нового моста. Естественно, не абы какого, а чтобы тот стал показательным для мостостроения страны. К тому же мост, повторюсь, – один из наиболее значимых и объемных по транспортному потоку межгосударственных направлений.

Но и это еще не всё. Как указывается в материале, Нурхановым «был произведен перерасчет, стоимость строительства увеличилась до 69 969 918 960 тенге, или на 73 процента. Будет хорошо, если корректировку проекта успеют закончить к маю. Но могут и затянуть. И тогда стоимость строительства вырастет еще во сколько-то раз».

Допускаю, что пока проектировали и согласовывали всю документацию (это более 600 машинописных листов) – цены на стройматериалы и виды ряда работ возросли. Но не на такую же величину! Тем более замечу, что параметры моста «съежились», и по логике будет меньше затрат на его сооружение.

Такие вот моменты позволили автору публикации в интернете сделать вывод: «Есть такая традиция у нашего известного холдинга: получить государственный подряд любой ценой, а затем заключать бесконечные дополнительные соглашения. Достаточно зайти на сайт госзакупок, чтобы убедиться – ни один договор, подписанный, к примеру, с самым крупным подразделением BI – ТОО «Казахдорстрой», не сохранил своей девственности. К каждому потом заключалось по десятку, а то и по два десятка дополнительных соглашений. Вот и с договором на «Строительство моста через р. Иртыш на автомобильной дороге республиканского значения «Кызылорда – Павлодар – Успенка – граница РФ» стоимостью 38 812 718 137,76, заключенного способом из одного источника, случилось то же самое».

За разъяснениями обратился к представителю подрядчика, руководителю ТОО «Казахдорстрой» Ермурату Нурханову. По его словам, предложения по изменению габаритов моста есть, но они еще не утверждены. Во-вторых, подобные изменения допускаются в проектах, и они не направлены на ухудшение предназначения моста и его возможностей: четыре полосы движения как предполагались, так и останутся. Незначительное уменьшение их ширины, как и в других позициях, не помешает перевозке крупногабаритных грузов, росту транспортного потока и передвижению пешеходов. Зато появится возможность удешевить стоимость сооружения моста. К нему еще не приступали. Вначале предстоит перенести коммуникации на подступах к нему. Разрешения на эти работы уже получены.

В заключение он сказал, что этот мост будет красивым и надежным для автотранспорта. Хочется в это верить, но всё же осталось какое-то сомнение: а что, проектировщики, которые тоже заинтересованы в удешевлении проекта, просто так, «от фонаря», назвали свои параметры этого сооружения, его стоимость и затем обосновывали их перед экспертами, заказчиком и на общественных слушаниях? И как тогда называть нынешнее вздорожание моста почти до 70 млрд тенге – при декларируемом удешевлении объекта и его «модификации»?

Сергей ГОРБУНОВ.

Фото из архива АО «КазАвтоЖол».