• Сб. Ноя 23rd, 2024

«Льётся музыка в стихах…»

Ноя 30, 2023

К 95-летию казахского акына, автора известных песен, члена Союза писателей Казахстана Нутфоллы Шакенова.

Имя казахского поэта, нашего земляка Нутфоллы Шакенова хорошо известно широкому кругу любителей поэзии. Причина популярности его творчества – органичная, идущая от глубин народных традиций песенность его стихов, их связь с классической казахской поэзией в лице Султанмахмута Торайгырова, которого Н. Шакенов считал одним из своих учителей.

Родился он в ноябре 1928 года в селе №9 Ермаковского района (ныне село им. К. Хамзина Аксуской сельской зоны). Его детство прошло в степях бывшего Абралинского района, входящего ныне в Абаевскую область, то есть в местах, связанных с именем великого казахского поэта и как бы несущих на себе отблеск его гения. Песни Абая, прозрачная музыкальность его стиха были самыми дорогими и яркими впечатлениями детства Н. Шакенова. Интерес к поэзии пробуждался и под влиянием певческого дарования отца поэта.

Много позже в стихах, посвященных Мухтару Ауэзову, поэт скажет о самом себе:

«Я вырос в Прииртышье, буйном крае,

Я вырос, с ледоходами играя,

Я вышел, подпоясавшись стихами,

Краюху солнца на дорогу взяв».

(«Учитель мой»,

перевод И. Озеровой).

Так пишет поэт в пору зрелости. А первые его книги, еще робкие и во многом ученические, но c уже ощутимой живой поэтической струёй, были напечатаны в 1944 году. Н. Шакенову было тогда 15 лет, он принимал участие в республиканской олимпиаде школьников. Стихи были замечены поэтом Аскаром Токмагамбетовым, он одобрительно отозвался о них, и эти слова одобрения заставили всерьез задуматься о поэтическом призвании.

В 1948 году Нутфолла Шакенов окончил филологический факультет Казахского государственного университета имени С.М. Кирова, и в этом же году выходит в свет его первый сборник стихов «Наша песня». Затем одна за другой – поэтические книги: «Слова сердца», «Платок», «Ветер радости», «Портрет», поэма «Айгуль», «Ночные огни», «Мой цветок», «Перевалы».

Его главные стихи – о Родине. «Баянаул», «Баллада о Мангышлаке», «Подземные звезды» (посвящается горнякам Джезказгана), «На земле Павлодарской». Но география его поэтических пристрастий широка и многогранна. Она не ограничивается только нашей республикой. В цикле «Из тетради «Дружба» поэт славит Днепр и Байкал, находит проникновенные слова о бурятской тайге, о просторах Эвенкии, с братской любовью пишет о белорусах, латышах, башкирах и якутах. И совершенно органично вырастает тема дружбы народов разных стран, тема интернационализма, но решается она в поэзии Шакенова не только и не столько средствами публицистики. Она оборачивается удивительным по силе своей лиризмом, ибо Нутфолла Шакенов рассматривает ее на примере живых человеческих судеб. Речь идет в первую очередь о поэме «Душа казаха». В ней рассказывается о том, как пожилой казах Асан и жена Калима вырастили русского мальчика-сироту, потерявшего в годы войны родителей. С первых же строк ощущаешь в авторе песенника. Он и поэму строит, как одну большую песню. Удачен здесь портрет героя, старика Асана, – автор сумел передать духовное начало в этом простом казахе, в котором проявился неповторимый характер.

«Журчит домбра, рассказывая быль,

Старик ее на жизнь свою настроил.

И кюй звучит, он вечен, как ковыль,

Хоть сквозь огонь, бывало,

Шел порою…»

Нутфолла Шакенов, решая в поэмах проблемы большого социального звучания и оставаясь по преимуществу публицистом, умел найти поразительно теплые, доверительные интонации, органично, исподволь и незаметно переплавить любую высокую идею в человеческую судьбу. Это можно сказать о поэме «Айгуль», названной по имени главной героини, девушки-казашки, поехавшей осваивать целину и обретшей там счастье.

Своими учителями в поэзии Шакенов считает Абдильду Таживаева и Касыма Аманжолова. У Таживаева он учился проникновенному лиризму, у Аманжолова – бунтарскому духу, героическому началу.

«Мне повезло на учителей-наставников», – говорил Нутфулла Шакенов. Рукопись его поэмы «Айгуль» первым читал Мухтар Ауэзов и дал советы, следуя которым Н. Шакенов написал одну из своих лучших поэм.

Большое значение в творческой судьбе поэта имела учеба на Высших литературных курсах при Союзе писателей в Москве. Здесь его наставником был Ярослав Смеляков. Он читал стихи Н. Шакенова, их подстрочные переводы и учил относиться взыскательнее к переводам на русский язык, добиваться, чтобы переводчики следовали не букве, а духу подлинника.

Результатом семинарских занятий у Я. Смелякова явилась книга стихов «Ночные огни», вышедшая в издательстве «Советский писатель» в 1962 году.

Н. Шакенов был из той беспокойной категории поэтов, которых влечет муза дальних странствий. Он объездил буквально всю страну. И не просто осмысливал увиденное, а чувствовал и выражал в стихах свою причастность ко всему, что узнавал и видел.

На его стихи написаны популярные песни: «Вальс любви», «Ак-бидай», «Жан Сауле». Около трехсот песен Нутфоллы Шакенова переложены на музыку и все любимы народом – их поют, они не стареют.

Ж. ОСПАНОВА,

руководитель организационно-массового отдела Музея литературы и искусства им. Бухар жырау.