Изобретательность – вот, наверное, одно из главных качеств павлодарца Кайнарбека Джартыбаева. Причём изобретательность не только в прямом смысле слова, хотя в его копилке числится больше десятка патентов на вторичное использование пластиковых бутылок. Но и изобретательность как находчивость, которая однажды помогла избежать нападения и сохранить вверенное ему имущество. Другое, не менее важное его качество – неравнодушие. О таких ещё говорят, что им до всего есть дело.
Лучший студент
Родился и вырос Кайнарбек в Семипалатинске, там же и поступил в вуз, где получил специальность инженера-механика для предприятий пищевой промышленности. А вот в Павлодар попал не совсем по распределению. Ещё до распределения в его вуз приехал директор недавно открывшегося в те годы в нашем городе мясокомбината в поисках лучшего выпускника, чтобы завербовать его на работу. И ему сразу указали на Кайнарбека, который не только окончил вуз с отличием, но и сразил представителей экзаменационной комиссии своим дипломным проектом. Большая часть его семьи к этому времени уже переехала в Павлодар – родители и четыре брата (а в семье воспитывалось девять детей); к тому же комбинат обещал молодому специалисту отдельную квартиру, так что долго выпускник над этим предложением не раздумывал. Да и интересно было заняться механизацией нового производства.
Между прочим, даже дипломная работа будущего специалиста была посвящена мясопереработке. Он предлагал свой аппарат для обвалки мяса. Говорит, что дочиста срезать мясо с костей невозможно, вот он и придумал «машину», которая отделяла от костей остатки мяса, мышечной ткани и всего прочего, что потом использовалось, например, при производстве колбасы. На защите дипломного проекта сидела приёмная комиссия, которую возглавлял профессор из Москвы. Он живо заинтересовался предложенной талантливым студентом технологией, задавал вопросы, уточнял эффективность проекта, был впечатлён прозвучавшими цифрами и попросил разрешения забрать чертежи выпускника в Москву. А позднее Кайнарбек, бывая во время командировок в России на мясоперерабатывающих заводах, видел своё изобретение в деле и испытывал при этом законную гордость. Правда, говорит, в Казахстане с этим аппаратом ему встретиться так и не довелось.
Рукастый, головастый
Хорошие руки и хорошая голова всегда в цене – на любом производстве, в любой организации. Где бы ни работал Кайнарбек Омарханович, везде оставил о себе добрую славу. Конечно, большая часть жизни была посвящена мясоперерабатывающему заводу. Благодаря его изобретательности и настойчивости на заводе появился транспортёр, который здорово облегчил труд рабочих: раньше им приходилось вручную носить большие и тяжёлые ящики с мясом от одного цеха к другому.
И вообще, по тем временам постарался максимально автоматизировать производство. За что завод, на котором он трудился, на протяжении девяти лет удерживал переходящее Красное Знамя по уровню механизации среди предприятий пищепрома. Говорит, когда только пришёл на предприятие, уровень механизации составлял всего 20 процентов, всё остальное был ручной труд. За время его работы этот показатель был доведен до восьмидесяти процентов. Он любил трудные задачи, любил, когда нужно как следует поработать головой, когда его работа приносила людям радость, делала их жизнь немного легче. Но и за себя мог постоять, если было нужно. Проработав определённый срок на заводе и зарекомендовав себя с лучшей стороны, он так и не получил обещанной квартиры. Пришлось напомнить, что он свои обещания держит, и пора предприятию сдержать свои, к тому же молодой специалист собирался обзаводиться семьёй.
После мясоперерабатывающего завода недолгое время проработал на Павлодарском горводоканале, пока там не поменялось руководство, после чего устроился главным специалистом в городской отдел жилищно-коммунального хозяйства. Где и трудился на протяжении 13 лет до самого выхода на пенсию. Это была совсем не офисно-канцелярская работа, часто приходилось выезжать на разного рода коммунальные аварии.
Вспоминает, как однажды в декабре, в самый разгар морозов, значительная часть домов на севере города между улицами Лермонтова и Торайгырова осталась без тепла и горячей воды. Сотни людей, в том числе старики и маленькие дети, замерзали в своих квартирах. Пришлось закрыть школы и детские сады на том участке, в том числе третью гимназию и вторую школу. Именно во второй школе был организован штаб. Тогда всех имевшихся в отделе ЖКХ специалистов распределили по участкам.
За Кайнарбеком Омархановичем закрепили 13 многоэтажных домов, где требовалось первым делом заняться внутридомовыми системами отопления: спустить воду, не дать замёрзнуть трубам или отогреть их, если они уже замёрзли. Он говорит, что сложнее всего пришлось на тех домах, где разводка горячей воды шла сверху. Под крышей в морозы трубы замерзали очень быстро. В тех же, где разводка шла из подвала, и работать было легче, и сами системы пострадали меньше. Работать приходилось сутки напролёт, надо было постараться не только по максимуму сохранить домовые сети, но и как можно скорее вернуть тепло в дома, всё должно было быть готово за то время, пока энергетики устраняли аварию на тепловых сетях.
За свой профессионализм, готовность работать без сна и отдыха, преданность делу и своим землякам он неоднократно награждался Почетными грамотами – и от государственных органов, и от предприятий, и от неправительственных организаций.
«Отстрелялся»
Но и после выхода на пенсию Кайнарбек Омарханович не спешил осесть дома. Устроился охранником. Январские события прошлого года, когда в Павлодаре (да и по всей стране) воинственно настроенные митингующие прорывались к акиматам области и города, Кайнарбек Джартыбаев коротал смену на улице Ак. Бектурова, где стоял его вагончик. Там шли ремонтные работы, вдоль дороги лежали разные строительные материалы, которые следовало защитить от любителей всего, что «плохо лежит». Поздним вечером толпа человек в тридцать решила, что это неплохое место, где можно вооружится подручными «железяками», а подходящего было там немало – металлические стержни, арматура.
Когда немолодой уже охранник услышал шум за стенами вагончика и звуки разъярённой толпы, он не оплошал. Не мог он позволить разворовать вверенное ему добро, но противостоять с голыми руками в одиночку трём десяткам крепких парней было непросто. Что делать: он схватил обрезок железной трубы, высунулся, приоткрыв дверь, и наставил фальшивый ствол на налётчиков, пообещав, что выстрелит в каждого, кто осмелится поднять с земли хоть одну железку. Те пытались урезонить охранника, но Кайнарбек стоял на своём. Трудно сказать, чем бы всё это закончилось, если бы в этот момент не прозвучала громкая и отчётливая команда всем срочно двигаться к акимату, так что митингующие поспешили выполнить приказ, оставив охранника в покое. Если бы переговоры затянулись и толпа решила урезонить вредного пенсионера, ему бы пришлось несладко. Позднее об этой истории узнали павлодарские полицейские, и Кайнарбек Омарханович был награждён грамотой от имени начальника департамента полиции, причём награждение состоялось 23 февраля. Для тех, кто служил в армии в советское время, эта дата и сегодня сохраняет свою значимость.
Родом из детства
Каждый человек может внести посильный и достаточно весомый вклад в общее важное дело. Кайнарбек Джартыбаев доказал это своим поступком. Но ему было чему поучиться у своего отца. Его отец, талантливый математик, активист, в годы войны возглавлял в селе Кайнар среднюю школу. Отчаянно рвался на фронт, трижды писал заявление взять его добровольцем, и каждый раз ему отказывали. В конце концов смирился. Но не сдался. Организовал в школе и селе сбор денежных средств и металлолома, школьники ходили по дворам и окраинам в поисках любого железа. Вскоре эту инициативу подхватили в соседних селах, и в конце концов было собрано 25 вагонов металлолома, семь из которых «принадлежали» жителям, ребятам и взрослым, из села Кайнар. А через какое-то время на имя директора школы Омархана Джартыбаева пришла правительственная телеграмма, подписанная главой государства, в которой говорилось: «Прошу передать преподавателям и учащимся Кайнарской средней школы, собравшим средства на строительство танков и самолетов, мой горячий привет и благодарность от Красной Армии. И.В. Сталин». Эта телеграмма до сих пор находится в школьном музее, а сам Кайнарбек Омарханович хранит у себя её копию.
Очумелые ручки
Такое ощущение, что Кайнарбек Омарханович так основательно был заточен под работу с техникой и изобретательство, что они стали частью его личности, его человеческой натуры. В советские времена он получил звание «Лучший рационализатор Павлодарской области». И остается рационализатором и сегодня.
Настоящей его страстью в последние годы стали пластиковые бутылки. Говорит, что этого мусора стало слишком много, его утилизация толком у нас не налажена, хорошо было бы дать бутылкам возможность ещё послужить людям. Он предлагает вторичное использование вместо переработки, пока она у нас не производится. Его пристрастие к бутылкам от минералки напоминает о рубрике из старой передачи «Пока все дома» – там тоже много чего мастерили из пластиковой тары, в основном для индивидуального использования. А изобретения павлодарца можно использовать довольно широко, было бы желание.
Кайнарбек Джартыбаев рассказал, что у него полсотни изобретений по повторному использованию бутылок. Больше десятка их можно найти на сайте «Казпатент» Национального института интеллектуальной собственности. И эти изобретения могут заинтересовать не только частных лиц. Например, его технология по снегозадержанию может пригодиться хлеборобам или тем, кто следит за содержанием автодорог в зимнее время. Ещё у него есть детская горка, которая не только быстро и просто монтируется, но легко перемещается и даже регулируется по крутизне спуска. Его плот из пластиковых бутылок можно сложить в виде чемоданчика, который к тому же мало весит, и взять с собой на речку – на нём можно плавать, как на надувном матрасе, или использовать при спасении людей. Несколько казахстанских регионов страдают во время весеннего разлива Иртыша, иногда талая вода затапливает сёла и дома. С помощью такого плотика можно перевозить детей, стариков, домашних животных да и просто домашний скарб – бытовую технику и предметы первой необходимости, если приходится срочно эвакуироваться. Наверное, жители частного сектора, которые живут в зоне риска, могли бы сделать такие плоты заранее и хранить их в подвале, на чердаке или в сарае, чтобы на случай ЧП иметь такое плавсредство готовым под рукой и не тратить время на поиск материала и сборку.
Есть у него патенты на бутылочный подземный погреб, мини-теплицу, зерносушилку, декоративную ограду, пешеходный мост, устройство для сбора и хранения воды… Все свои изобретения Кайнарбек Джартыбаев снабдил фирменным названием «Джарко», в котором можно прочитать его зашифрованное имя – часть фамилии и инициалы. И надо сказать, это имя заслуживает того, чтобы им гордились.
Галина ЕГОРОВА.